Религия и мифология
Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) — богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эре-ду — Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе — Уту (богу Солнца); в Уруке почитались ан (бог неба) и Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира, находившегося под землей («Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.
Шумерский миф Существуют различные варианты мифа об Инанне и ее О Думузи супруге Думузи (боге растительности), причем в одних
и Инанне вариантах Инанна спускается в подземный мир, чтобы спа-
сти Думузи, в других — именно по ее вине он там оказывается. Ниже приводится второй вариант. Богиня небес Инанна решает спуститься в преисподнюю, в «страну, откуда нет возврата», которой правит ее сестра, богиня Эрешкигаль, по-видимому, чтобы подчинить себе подземный мир.
На случай какой-нибудь беды, которая может постигнуть ее в преисподней, Инанна велит своему советнику Ниншубуру, чтобы он, если она не вернется через три дня, совершил погребальный обряд и от-
77
правился поочередно к трем высшим богам — Энлилю в Ниппур, Наине, богу Луны, в Ур и Энки, вавилонскому богу мудрости, в Эриду, и молил их защитить ее и не дать умертвить ее в преисподней. Затем Инанна облачается в царскую одежду и драгоценности и приближается к воротам подземного мира. Там ее встречает привратник семи врат Нети. По приказу Эрешкигаль и в соответствии с законами подземного мира с Инанны, когда она проходит через семь врат, перед каждыми вратами снимают какую-либо часть одеяния или украшение, после чего она предстает перед Эрешкигаль и аннунаками — семью судьями подземного царства. Они смотрят на нее «смертоносным взглядом», и она становится бездыханным телом, которое подвешивают на крюк. По прошествии трех дней Инанна не возвращается, и Ниншубур поступает так, как она ему велела. Энлиль и Наина отказываются вступиться за Инанну, но Энки совершает некие магические действа, которые возвращают Инанну к жизни. Он выковыривает из-под ногтей грязь и создает из нее два бесполых существа: кургарру и калатурру — значение этих наименований неизвестно — и посылает их в преисподнюю, снабдив пищей жизни и водой жизни. Им приказано шестьдесят раз посыпать тело Инанны «пищей» и столько же раз окропить его «водой». Они проделывают все, что им предписано, и возвращают богиню к жизни. Согласно закону преисподней никто не может вернуться оттуда, не оставив кого-либо вместо себя. Поэтому миф повествует о возвращении Инанны в страну живых в сопровождении демонов, которые должны доставить в подземный мир того, кого она пошлет вместо себя. Демоны требуют сначала Ниншубура, потом Шару, бога Уммы, а потом Латарака, бога Бад-Тибиры, но Инанна спасает всех троих.
...Инанна вместе с сопровождающими ее демонами возвращается в свой город Урук и находит там своего мужа Думузи. В отличие от тех троих, кого Инанна отстояла, он не проявляет по отношению к ней покорности, и она выдает его демонам, чтобы они забрали его в преисподнюю. Думузи молит бога солнца Уту спасти его, и на этом фрагмент обрывается.
(Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 13—14)
Позднее были обнаружены новые фрагменты этого мифа, из которых стало известно, что демоны уносят Думузи в преисподнюю, но его сестра, богиня растительности Гештинанна, решила помочь ему, и с тех пор они попеременно проводят в подземном мире по полгода.
Когда вверху... Словесное содержание древних мифов не передает и в (Энум-Элиш) принципе не может передать полностью их содержание:
( Вавилонский миф текст произносился во время сакрального ритуала, и пол-0 сотворении мира ный текст мифа —это содержание всего ритуала. «Когда и людей) вверху» исполнялся каждый год во время празднования
вавилонского Нового года. Цель такого исполнения — возвращение к «началу времен» и исправление недостатков, накопившихся в мире.
78
Первая табличка начинается описанием первозданного состояния вселенной, когда не существовало ничего, кроме океана пресной воды Апсу и океана соленой воды Тиамат. От их союза родились боги. Первая пара — Лахму и Лахаму... породила Аншара и Кишар, интерпретируемых... как круглые горизонты неба и земли. В свою очередь Аншар и Кишар породили Ану — небо и Нудиммуда, или Эйю, — бога земли и воды. Тут возникает разрыв с шумерской традицией. Энлиль... заменяется богом Эйей, или Энки, который в вавилонской мифологии — бог мудрости и источник магической силы. Затем Эйя порождает героя вавилонской версии мифа Мардука. Но еще до рождения Мардука происходит первый конфликт между старшими богами и теми, кого они породили.
Тиамат и Апсу раздражены производимым младшими богами шумом, и спрашивают Мумму, советника Апсу, как их уничтожить. Тиамат не склонна уничтожать свое потомство, но Апсу и Мумму составляют план. Их намерения становятся известны богам и вызывают у них тревогу, но всеведущий Эйя составляет в противовес их плану свой: он насылает на Апсу сон, убивает его, связывает Мумму и продергивает веревку через его нос. Затем он строит себе священную обитель, называет ее «Апсу» и пребывает в глубоком покое. В этой обители рождается Мардук, и далее следует описание его красоты и устрашающей силы. Первая табличка кончается рассказом о конфликте между старшими, изначальными богами и младшими. Остальные дети упрекают Тиамат за ее пассивность в момент уничтожения Апсу и побуждают ее предпринять что-нибудь, чтобы сделать возможным уничтожение Ану и его сподвижников. Она делает своего первенца Кингу предводителем похода, вооружает его и снабжает таблицами судьбы. Затем она порождает полчища чудовищ, таких как человек-скорпион или кентавр, изображение которых мы находим на вавилонских печатях и пограничных камнях. Тиамат ставит Кингу во главе этого воинства и готовится отомстить за Апсу.
Во второй табличке рассказывается, как совет богов воспринял известие о готовящемся нападении. Аншар взволнован и в отчаянии ударяет себя по бедрам. Он напоминает Эйе о его былой победе над Апсу и призывает его так же расправиться и с Тиамат, но Эйя то ли отказывается выступить, то ли терпит поражение —. в этом месте табличка разбита и что происходит с Эйей, не ясно. Затем совет богов посылает от своего имени Ану, чтобы он заставил Тиамат отказаться от ее замысла, но он тоже возвращается ни с чем. Тогда в совете богов встает Аншар и предлагает поручить борьбу с Тиамат могучему герою Мардуку. Отец Мардука Эйя советует ему взяться за это дело, и Мардук соглашается при условии, что совет богов наделит его полной властью и что его слово будет неотвратимо вершить судьбы. На этом кончается вторая табличка.
79
Третья табличка начинается с повторения рассказа о решении богов и кончается описанием пира, на котором Мардука наделяют той властью, которую он требовал.
Четвертая табличка начинается с возведения Мардука на царский престол и его облачения в атрибуты царской власти. Боги требуют от него доказательства того, что он обладает достаточной мощью для выполнения возложенного на него задания. Мардук заставляет свое одеяние исчезнуть и вновь появиться. Боги довольны и провозглашают: «Мардук царь». Мардук вооружается для боя. Его оружие — лук и стрелы, булава, молния и сеть, которую держат за углы четыре ветра. Наполнив свое тело пламенем и создав семь бушующих ураганов, Мардук восходит на свою грозовую колесницу и выступает против Тиамат и ее воинства. Вызвав Тиамат на поединок, Мардук забрасывает свою сеть, чтобы захватить ее, а когда она раскрывает рот, намереваясь поглотить его, загоняет в ее разверстую пасть злой ветер, который не дает ей сомкнуть челюсти, и пронзает стрелой ее сердце. Демоны из свиты Тиамат бегут, но попадают в сеть и оказываются связанными. Их предводитель Кингу также пойман и связан. Мардук отбирает у него таблицы судьбы и прикрепляет их себе на грудь, тем самым утверждая свое главенство среди богов. После этого он рассекает тело Тиамат на две половины и закрепляет одну из них над землей в виде неба, заперев его на засов и приставив к нему стражу, повелев ей сторожить воды, не давая им уйти. Затем он строит Эшарру, обиталище великих богов, наподобие Апсу, жилища Эйи, и велит Ану, Энлилю и Эйе поселиться там. На этом кончается четвертая табличка.
От пятой таблички сохранились лишь отдельные фрагменты, поэтому невозможно восстановить рассказ о первых шагах Мардука в устроении вселенной. Но ее первые строки показывают, что он начал с создания календаря (надзор за календарем составлял одну из главных обязанностей вавилонского царя). В поэме говорится, что Мардук установил течение года и порядок смены месяцев в соответствии с изменениями луны. Он также установил три небесных «пути»: путь Энли-ля в северных небесах, путь Ану в зените и путь Эйи на юге. Наблюдать за небесным порядком он поставил планету Юпитер.
В шестой табличке описывается создание человека. Мардук объявляет о своем намерении создать человека, чтобы он служил богам. По совету Эйи он решает, что для того, чтобы стало возможным появление человечества, должен умереть предводитель мятежников Кингу. Поэтому Кингу убивают, а из его крови создают человечество, которое будет служить богам и «освободит их», иначе говоря, будет выполнять физические работы, необходимые для совершения храмового ритуала, и обеспечивать богов пищей. Затем боги строят для Мардука великий вавилонский храм Эсагилу с его зиккуратом. По приказу Ану провоз-
80
глашаются пятьдесят великих имен Мардука — описанию этой церемонии и посвящена заключительная часть поэмы.
Таков в общих чертах вавилонский миф о творении, в котором легко проследить лежащие в его основе шумерские элементы. Но в Энума элиш разбросанные во многих шумерских мифах мотивы соединены и спаяны в единое целое.
(Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 34—37)
О молитвах ...Когда человек чувствует себя прекрасно, полон
жизни, наслаждается богатством и душевным покоем, он объясняет это завидное состояние ума и тела присутствием сверхъестественных сил, которые либо наполняют его тело, либо охраняют. Наоборот, всякого рода несчастья, болезни и неудачи объясняются отсутствием такой защиты. В молитвах и других текстах человек просит великих богов, чтобы «добрые» духи находились возле него, заботились и защищали от врагов — людей, колдунов или демонов — и тем самым обеспечивали бы физическое благополучие, успехи и удачу во всех предприятиях.
(Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 157—158)
Об изображениях Божество, как правило, считалось присутствующим богов в своем изображении, если оно обладало определен-
ными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образом свой гнев против города или страны.
...Богов облачали в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся тиарами и нагрудными украшениями (пекторалями). Одежды сменялись во время специальных церемоний в соответствии с требованием ритуала.
...Мы знаем из месопотамских и египетских источников, что изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Во время ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались», чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал «омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость. Похожие обычаи были приняты и в Египте, где идолы божеств наделялись традиционно необходимыми качествами с помощью магических актов и формул. Тем не менее сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая нелов-
81
кость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.
...Богам в храме Урука еда подавалась два раза в день. Первая и основная трапеза приходилась на утро, когда храм открывался, вторая — на вечер, очевидно, на время непосредственно перед закрытием дверей святилища... Каждая трапеза состояла из двух блюд, называемых «основное» и «второе». Блюда различались между собой, по-видимому, скорее по количеству, чем по составу продуктов. Церемониал, характер и число блюд, входивших в божественную трапезу, приближаются к человеческим меркам, вообще характерным для месопотамских богов.
(Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 146—149)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru