Открывающая книгу (фатиха)
Из Корана Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала — Аллаху, Господу миров, милостивому, милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом,
и не заблудших.
(Коран, 1. С. 27)
О сотворении И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю
человека на земле наместника». Они сказали: «Разве ты ус-
тановишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь?» Он сказал: «Поистине. Я знаю то, чего вы не знаете!»
459
И научил он Адама всем именам, и потом предложил их ангелам и сказал: «Сообщите мне имена этих, если вы правдивы».
Они сказали: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине. Ты — знающий, мудрый!»
Он сказал: «О Адам, сообщи им имена их!» И когда он сообщил им имена их, то Он сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?»
И вот, сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим.
(Коран. С. 30)
И вот сказал Господь твой ангелам: «Я создаю человека из глины.
А когда я его завершу и вдуну в него от Моего духа, то падите, поклонитесь ему!»
И пали ниц ангелы все вместе,
кроме Иблиса, — он возгордился и оказался неверным.
Он сказал: «О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал своими руками?
Возгордился ли ты или оказался из высших?»
Он сказал: «Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».
Он сказал: «Выходи же отсюда; ведь ты — побиваемый камнями.
И над тобою мое проклятие до дня суда».
Он сказал: «Господи, отсрочь мне до дня, когда они будут воскрешены!»
Он сказал: «Поистине, ты из тех, кому отсрочено
до дня определенного срока!»
Он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я соблазню их всех,
кроме рабов твоих среди них чистых!»
Он сказал: «Поистине. Я говорю правду, наполню я гиену тобой и теми, кто последовал за тобой, — всеми!»
(Коран. С. 375-376)
О Сунне Сунна — вторая по значимости священная книга в ис-
ламе. Само слово «Сунна» в переводе с арабского означает «путь», «пример», «образец». Сунна — это сборник преданий (ха-дисов) о жизни, поступках и высказываниях Мухаммеда. По преданию, эти рассказы принадлежали сподвижникам Мухаммеда и сначала существовали только в устной форме. Поэтому для обоснования их подлинности используется интересный прием — иснад: цепочка ссылок на рассказчиков (А рассказывал, что В ему рассказывал, что С сообщил и т.п.), возводимая к непосредственным свидетелям соответствующего события. Хадисы были записаны в VIII—IX вв. Тексты из Сунны приведены выше в разделе «Государство и право».
460
Существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Кроме того, существует много тематических сборников и сборников наиболее важных хадисов. Значительная часть хадисов подложка и была создана для оправдания тех или иных новшеств или для поддержки той или иной политической группировки. Однако большинство из них отражает реальные воззрения и практику раннемусульманской общины, а многие — и самого Мухаммада.
От термина Сунна происходит название одного из направлений ислама — суннизм. Для суннитов хадисы являются основой всей религиозной и общественной деятельности мусульманина. Другое направление — шиизм — отрицает достоверность большей части хадисов, вошедших в канонические сборники. Шииты строят свои теории на основе собственных сборников; составляющие их рассказы называются ахбар.
(Ислам. Краткий справочник. С. 102)
Поэзия И проза Об обыденной литературе мусульманского мира трудно говорить как о едином явлении: слишком сильны были
национальные традиции народов, принявших ислам. И хотя во всех мусульманских странах творили великолепные прозаики и поэты, но все-таки можно сказать, что наиболее интенсивное развитие литературы происходило в Иране и близких к нему странах. В связи с историческими событиями здесь можно отметить существование трех литературных языков: в первый период (династия Омейядов) им был арабский, затем, наряду с арабским, литературным языком становится персидский, а в XIII в. появляется третий — турецкий. Интересно отметить, что в это время главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской — идейное содержание и остроумие, а турецкой — правдивость и искренность.
Уже ко времени появления ислама у арабов, которые высоко ценили красноречие, выработался литературный язык, появились определенные литературные формы и стихотворные размеры, особо распространенными были ка-сиды (касыды) — стихотворения, в которых прославлялись подвиги героев или осмеивались противники. После захвата арабами Ирана, особенно в IX— X вв., персы вносят большой вклад в развитие литературы на арабском языке. Интересно отметить, что арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. Так появляется «Калила и Димна» на основе индийской Панчатантры (где используется прием «обрамленного рассказа», который станет ведущим в «1001 ночи»), повесть о «Бе-лаухаре и Будасфе» («Повесть о Варлааме и Иосафе») — одна из версий биографии Будды, восходящая к поэме Ашвагхоши, и ряд других.
.. К наиболее прославленным поэтам и прозаикам Ирана относятся: Рудаки (IX— X вв.), прозванный Хорасанским соловьем; Фирдоуси (940— 1025 гг.) — автор грандиозной поэмы «Шах-наме»; Омар Хайям (1040—1123 гг.), бывший еще крупным ученым — математиком и философом; Низами (1141—1211 гг.) —автор знаменитой «Пятерицы» (пяти поэм); Руми (1207—1272 гг.) — величайший суфий-
461
ский поэт; Саади (1184—1292 гг.) — автор знаменитых поэм «Цветник» и «Плодовый сад»; Хафиз (ум. в 1389 г.) — прозванный «Устами сокровенного мира», непревзойденный автор газелей; Джами (1414—1492 гг.) — автор эпической поэмы «Семирицы», многих сборников стихов и прозаических произведений.
Рудаки О красавица! Слышал я, что среди забот и нег
Трех рубашек лишился Иосиф за свою жизнь: Одну запятнало кровью коварство, другая была разорвана клеветой,
От аромата третьей прозрел Иаков, чьи глаза ослепли от слез.
Лицо мое подобно первой, сердце мое подобно второй, Выпадет ли мне на долю свидание с тобой, что подобно третьей?
(Литература Востока в средние века. С. 9)
Омар Хайям Чтоб обмыть мое тело, вина принесите, Изголовье могилы вином рросите. Захотите найти меня в день воскресенья, — Труп мой в прахе питейного дома ищите.
* * *
Ты — творец, и таким, как я есть, — я тобой сотворен. Я в вино золотое, и в струны, и в песни влюблен. В дни творенья таким ты создать и задумал меня. Так за что же теперь я в геенне гореть обречен?
* * *
Если труженик, в поте лица своего Добывающий хлеб, не стяжал ничего — Почему он ничтожеству кланяться должен Или даже тому, кто не хуже его?
Низами
Опасайся плениться красавицей, друг! Красота и любовь — два источника мук. Ибо это прекрасное царство не вечно: Поражает сердца и — уходит из рук.
(Хайям Омар. Рубай. С. 60,61,64,93)
В мире не было нас, ты же был в безначальности вечной. Уничтожены мы, ты же в вечности жив бесконечной.
Твоего изволенья коня запасного ведет
Мир в круженье своем, а попону несет небосвод.
462
Мы — бродяги твои, о тебе мы бездомны и нищи,
Носим в ухе кольцо, словно дверь в твоем горнем жилище...
Наше ты упованье, и ты устрашение наше.
Будь же милостив к нам и прости прегрешение наше.
О, подай же нам помощь, помощника мы лишены, — Если ты нас отвергнешь, к кому ж мы прибегнуть должны?
Что же вымолвил я? Что сказал языком я смиренным? Лишь раскаянья смысл в изреченном и неизреченном.
Это — сердце — откуда? Свобода свершенья — отколь? Кто я сам? К твоему всевеличью почтенье — отколь?
Как пустилась душа в этом мире в свой путь скоротечный! Как стремительно сердце впивало источник предвечный!
Тщась познать твои свойства, у нас ослабели умы, Но хадис «О постигшем аллаха» усвоили мы.
Речь незрела у нас, своего мы стыдимся усердья, За незрелость ее да простит нас твое милосердье!
Прибегаем к тебе мы, ничтожнее, нежели прах, Прибегаем к тебе, на тебя уповая, Аллах.
Утешителей друг, ты утешь нас по милости многой!
О, беспомощных помощь, своей поддержи нас подмогой!
Чрез тебя Низами и господство узнал и служенье. Ныне имя его вызывает в любом уваженье.
Дарованью приветствий наставь его скромный язык, Сделай так, чтобы сердцем твое он величье постиг!
(Низами. Пять поэм. С. 31—32)
Из КНИГИ Ибн Хазм (994—1063 гг.) — андалузский писатель и
«Ожерелье голубки» богослов, автор знаменитого трактата о любви «Оже-Ибн Хазма релье голубки».
У любви есть признаки, которые проследит
понятливый и дойдет до них проницательный, и первый из них — долгий взгляд. Глаза — раскрытые ворота души, и они сообщают ее тайны, открывают ее сокровенные помыслы и изъясняют сокрытое в ней, и ты
463
видишь, как взор, не мигая, движется с движениями любимой, поворачивается, когда она повернется, и направляется туда, куда она направляется, точно хамелеон за солнцем. Я скажу об этом стихотворением, где есть такие строки:
Словно ты из камня бахт, всем на удивленье, Указуешь моему взору направленье, Взор тебе сопутствует, следуя грамматике: Ты определяемое, я определенье.
Еще признак любви: когда начинают разговор, который едва ли обращен к кому-нибудь, кроме любимой, хотя творящий и старается показать, что это не так, — поистине его притворство ясно видно тому, кто его на--блюдает. Другой признак любви: если смолкают, прислушиваясь к речам любимой, когда она говорит, и восторгаются всем, что она сделала, будь это сущая нелепость и нарушение обычаев, и объявляют ее правою, хотя бы она и солгала, и соглашаются с нею, если она и обидела, и свидетельствуют за нее, хотя бы и была она несправедлива, и следуют ей, каким бы она путем ни шла и с какой бы стороны ни понимала сказанное.
К признакам любви относится и то, что спешат к тому месту, где пребывает любимая, и желание сесть вблизи от нее, к ней приблизиться: любимый бросает все занятия, если они препятствуют ему увидеть любимую, пренебрегает всяким важным делом, заставляющим с ней расстаться, и замедляет шаги, уходя от нее...
(Литература Востока в средние века. С. 117)
Музыка
Арабская музыка всегда тесно была связана с поэзией; известно, что, например, такие произведения, как газели, всегда пелись.
Расцвет классической арабской музыки начинается с конца VII в. В средние века богатая светская вокально-инструментальная арабская музыка оказала воздействие на музыкальное искусство Испании, Португалии, на формирование некоторых видов европейских музыкальных инструментов. Высокого уровня достигает арабская музыкальная наука... В основе классической арабской музыки лежат 7-ступенные лады, в которых наряду с основными звуками применяются промежуточные, тонко нюансирующие мелодические интервалы, не укладывающиеся в европейскую музыкальную систему... Классическая арабская музыка носит преимущественно вокальный характер. Господствующий жанр — вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежит певцу.
(Штейнпресс Б. С., Ямпольский ИМ. Энциклопедический музыкальный словарь. С. 25)
464
К вину полагались пение и танцы. Как еще и в наше время, пирушки сопровождались обычно игрой на четырех музыкальных инструментах. Рабыни пели скрытые за занавесом..., однако для того чтобы оказать гостю наивысший почет, они появлялись и в самом зале... Восприимчивость к пению была очень велика — у многих «улетала душа». Когда певец Мушарик пел посреди Тигра, то все кругом плакали. Он так красиво вздыхал, что радовал этим сердце каждого.
(Мец А. Мусульманский Ренессанс. С. 367)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru