Архитектура и строительство
Ступенчатая Одним из ранних памятников монументальной
пирамида Джосера каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера.
История сохранила имя его создателя — великого зодчего Имхоте-па, прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика, отождествленного греками с богом врачевания Асклепием.:.
По сравнению с предшествующими памятниками ансамбль Джосера включает в себя большое количество сооружений, среди которых центральное место занимает ступенчатая пирамида. Данные новейших исследований позволяют выдвинуть гипотезу относительно возведения Имхотепом пирамиды Джосера на месте мастабы его предшественника... В окончательном решении, завершившем длительные конструктивные поиски, Имхотеп пришел к прямоугольной форме основания пирамиды, выложенного из каменных блоков. Пирамида имеет шесть ступеней. Каждая последовательно возводившаяся была меньше предыдущей. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения ввиду отсутствия связующего раствора. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
Помимо усыпальницы на территории комплекса находилась южная гробница — кенотаф (ложная гробница) — и примыкавшая к ней молельня с карнизом, увенчанным уреями.
Расположение основных помещений было обусловлено требованиями заупокойного культа. Среди них важнейшая роль принадлежала хеб-седному (обряд восстановления физической мощи фараона) дво-
66
ру, предназначавшемуся для ритуального бега фараона. Большая роль в ансамбле Джосера отводилась декоративному оформлению. Система декора отличалась предельной простотой: в отделке наружной стены зодчий использовал традиционный мотив светотеневого контраста выступов и ниш. Характерной особенностью строительной техники является имитирование в камне приемов деревянных конструкций и тростниковой плетенки и перевязи — рифленая поверхность полуколонн входной галереи напоминает связки папирусов. В орнаментике фризов и в капителях колонн использованы стилизованные изображения бутонов лотоса, раскрытых цветов папируса и пальм, а также мотивы иероглифических знаков и уреи.
Великие пирами- Три великие пирамиды Гизе, фараонов Хуфу (Хе-ды Гизе опса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина),
имеют правильную геометрическую форму. В отличие от ступенчатой пирамиды Джосера в основании их лежит квадрат.
Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса, определившая пропорциональную соразмерность всего ансамбля гизехских пирамид вместе с прилегающими заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена. Все пирамиды довольно точно ориентированы по сторонам света. Центры первых двух расположены по одной диагонали, проходящей через северо-западный угол меньшей из них. Вершины юго-восточных углов всех трех пирамид лежат на одной линии. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении».
Строительство пирамиды Хеопса связано с именем зодчего Хемиу-на, племянника фараона. В памятнике продумано все до мельчайших деталей: от выбора места сооружения до астральной символики, согласно которой гробница вписывалась в орбиту космоса. Вход в пирамиду находился в северной стороне, откуда можно спуститься в подземную камеру, ориентированную по световому лучу на альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира... Основу расчета конструкции пирамид составляли пропорции «золотого сечения», с помощью которых устанавливались основные размеры, включая и углы наклона граней.
Внешние размеры пирамиды соответствовали построению внутреннего пространства, представляющего собой сложную систему помещений... Погребальная камера облицована гранитом. Из того же материала сделан и массивный саркофаг, который уже первые исследователи застали пустым. Исчезла не только тяжелая крышка, но и мумия фараона.
В решении внутреннего пространства пирамиды поражают и отдельные хитроумные технические находки, к числу которых следует отнести разгрузочную камеру над погребальным покоем, предназначавшуюся для равномерного распределения давления. Удивление вызывает и техника
67
сооружения пирамиды, сложенной из 2 300 000 блоков известняка, средним весом до 2,5 тонн, держащихся силой собственной тяжести без связующего вещества. Время изменило внешний облик пирамид, не сохранилась наружная облицовка граней, придававшая им гладкую поверхность. Только у вершины пирамиды Хефрена можно видеть оставшийся кусок облицовки, выцветшей под палящими лучами солнца.
В ансамбль гробниц входили заупокойные храмы...
Внутреннее убранство храма фараона V династии Сахура в Абуси-ре отмечено использованием целого ряда новых элементов. Здесь впервые применяются колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса, а также пальмовидные колонны с гладким стволом, в то время как папиро- и лотосообразные имитировали связку стеблей. Декоративность общего решения усиливалась цветными рельефами, покрывавшими стены храма...
Солнечные К числу самых замечательных из них (солнечных
храмы храмов фараонов V династии. — Сост.) принадлежит
храм Ниусирра в Абидосе. Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Его игла, покрытая золоченой медью, отражала солнечные лучи. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он невелик, но массивен по пропорциям. Внешний вид его символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на том этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.
Неотъемлемую часть единого комплекса храмов и гробниц составляли пластика и росписи.
(Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. С. 223—231)
Фиванские В течение нескольких веков строились и достраива-
храмы лись знаменитые фиванские храмы Амона-Ра — со-
временные Карнакский и Луксорский. Если древняя пирамида с ее спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминают дремучий лес, где можно затеряться.
От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль — аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски:.., мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусообраз-
68
ных, лотосовидных, пальмовидных — иные из них таковы, что ствол колонны не могли бы обхватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, — видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами.
Замечательным памятником фиванской архитектуры XVIII династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут в долине Деир-эль-Бах-ри. Хатшепсут, царствовавшая в конце XVI — начале XV в. до н.э., была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, ее изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой.
(Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. С. 26-28, 49-50)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru