III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
На другой же были изображены фазы луны и ход семи светил, и, равным образом, показывалось, посредством разноцветных шариков, какие дни счастливые и какие несчастные. Достаточно налюбовавшись этим великолепием, мы хотели войти в триклиний, как вдруг мальчик, специально назначенный для этого, крикнул нам:
— Правой ногой!
Мы, конечно, несколько смутились, опасаясь, как бы кто-нибудь из нас не нарушил обычая...
Когда, наконец, мы возлегли, александрийские мальчики облили нам руки ледяной водой; за ними последовали другие, омывшие наши ноги и старательно остригшие ногти. Причем каждый занимался своим делом не молча, но распевая громкие песни. Я пожелал испробовать, вся ли челядь состоит из поющих? Попросил пить: услужливый мальчик исполнил мою просьбу с тем же завыванием, и так — все, что бы у кого ни попросили.
Пантомима с хорами какая-то, а не триклиний почтенного дома!
Между тем подали совсем невредную закуску: все возлегли на ложа, исключая только самого Трималхиона, которому, по новой моде, оставили высшее место за столом. Посередине закусочного стола находился ослик коринфской бронзы с тюками на спине, в которых лежали с одной стороны черные, с другой — белые оливки. Над ослом возвышались два серебряных блюда, по краям которых были выгравированы имя Трималхиона и вес серебра, а на припаянных к ним перекладинах лежали (жареные) сони, обрызганные маком и медом. Были тут также
337
и кипящие колбаски на серебряной жаровне, а под сковородкой — сирийские сливы и гранатовые зерна.
Мы наслаждались этими прелестями, когда появление Трималхиона, которого внесли на малюсеньких подушечках, под звуки музыки... [что] вызвало с нашей стороны несколько неосторожный смех...
— Друзья, сказал он, — ковыряя в зубах серебряной зубочисткой, — не было еще моего желания выходить в триклиний, но, чтобы не задерживать вас дольше, я пренебрег всеми удовольствиями. Но позвольте мне окончить игру.
Следовавший за ним мальчик принес столик терпентинового дерева и хрустальные кости; я заметил нечто весьма (изящное и) утонченное: вместо белых и черных камешков здесь были золотые и серебряные денарии. Пока он за игрой исчерпал все рыночные прибаутки, нам, еще во время закуски, подали первое блюдо с корзиной, в которой, расставив крылья, как наседка на яйцах, сидела деревянная курица. Сейчас же под-бежади два раба и, под звуки неизменной музыки, принялись шарить в соломе; вытащив оттуда павлинья яйца, они роздали их пирующим. Тут Трималхион обратил внимание на это зрелище и сказал:
— Друзья, я велел подложить под курицу павлиньи яйца. И, ей-богу, боюсь, что в них уже цыплята вывелись. Попробуемте-ка, съедобны ли они.
Мы взяли по ложке, весившей не менее селибра каждая, и вытащили яйца, сработанные из крутого теста. Я едва не бросил своего яйца, заметив в нем нечто в роде цыпленка. Но затем я услыхал, как какой-то старый сотрапезник крикнул:
— Э, да тут что-то вкусное!
И я вытащил из скорлупы жирного винноягодника, приготовленного под соусом из перца и яичного желтка.
Трималхион, кончив игру, потребовал себе всего, что перед тем ели мы, и громким голосом дал разрешение всем, кто хочет, требовать еще медового вина. В это время, по данному знаку, грянула музыка, и поющий хор убрал подносы с закусками. В суматохе (со стола) упало большое (серебряное) блюдо; один из отроков его поднял, но заметивший это Трималхион велел надавать рабу затрещин, а блюдо бросить обратно на пол. Явившийся раб стал выметать серебро вместе с прочим .сором за дверь. Затем пришли два молодых эфиопа, оба с маленькими бурдюками в роде тех, из которых рассыпают песок в амфитеатрах, и омыли нам руки вином. Воды никому не подали.
(Петроний Арбитр. Сатирикон. С. 76-81)
О нравах древних При императоре Максимине случился ужасный го-христиан лод вместе с моровой язвой, так и те, кто не умирал от голода, погибал от заразы. В то время... попечение и любовь христиан известны стали всем язычникам. Только хри-
338
стиане показали делом сострадание и человеколюбие, постоянно продолжали заботиться и погребать умерших; собирали также из целого города в одно место всех изможденных голодом и раздавали им хлеб. Этот поступок христиан такое произвел действие, что все прославили Бога христианского, а самих христиан признали благочестивыми людьми»...
Во время жестокой язвы, опустошавшей Александрию при императоре Валериане... христиане показали беспримерные опыты любви к своим гонителям тем, что они только помогали несчастным. Бедствие достигло высшей степени, и нужда во взаимной помощи была самая крайняя. Но язычники не чувствовали в себе никакого сострадания. Каждый из них думал только о себе и собственном спасении. Они оставляли без всякого призрения тех, кто заболевал, — и оставляли не только чужих, но и своих родственников и друзей. Полумертвых выбрасывали на улицы; а мертвые оставались без погребения.
Как же христиане смотрели на общее бедствие? Тогда как язычники были в ужасе и отчаивались, христиане спокойно смотрели на несчастье, как на испытание их со стороны Божественного промысла. В пламенной любви к своим несчастным братьям они не думали о себе, а заботились о страждущих, выносили больных на своих руках, а выброшенных мертвых предавали земле, и с самоотвержением спокойно подвергали опасности за них жизнь свою. Христиане ходили не только за своими, но и за язычниками, больными и умершими, подвергали себя вместе с ними смерти, так что пресвитеры, дьяконы и лучшие из мирян умирали, и число духовных значительно сократилось в Александрии».
(Поведение древних христиан. С. 64—65) Литература
Аврелий Августин. Исповедь. М.: Renaissance, 1991. Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб.: Алетейя, 1996. Античная культура: Словарь-справочник. М.: Высшая школа, 1995. Апулей. Золотой осел. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956. Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Худож. лит., 1971.
Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Алетейя, 1995.
Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 1995.
Евангелие детства // Апокрифы древних христиан. М.: Политиздат, 1989.
Евангелие от Матфея // Библия. М.: Изд-во Московской патриархии, 1990.
История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. М.: Изоб-раз. искусство, 1981.
Квинтилиан. Наставление оратору // Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Алетейя, 1995.
Корнелий Тацит. Анналы // Корнелий Тацит. Сочинения: В 2 т. Л.: Наука, 1969.
339
Макарий, архимандрит. Поведение древних христиан в отношении к язычникам или примеры благочестия среди соблазнов. Ростов н/Д, 1996.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: В 2 т. Т. 1. М.: АО «Академия моды», 1993.
Овидий. Любовные элегии // Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М.: Худож. лит., 1983.
Петроний Арбитр. Сатирикон. М.—Л.: Государственное издательство, 1924.
Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994.
СветонийГай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Правда, 1988.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо 9 // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. М.: Худож. лит., 1986.
Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. М.: Худож. лит., 1986.
Теренций. Комедии. М.: Худож. лит., 1985.
Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994.
Тит Ливии. История Рима от основания города. М.: Наука, 1989.
Хрестоматия по древней истории: В 2 т. Т. 2. М.: Учпедгиз, 1936.
Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972.
ШтейнпрессБ.С.,ЯмполъскийИ.М. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. энцикл., 1966.
Юстиниан. Дигесты // Хрестоматия по древней истории: В 2 т. Т. 2. М.: Учпедгиз, 1936.
Исторический В настоящее время считается, что заселение Америки очерк происходило 20—30 тыс. лет назад через перешеек, со-
единявший тогда берега Берингова пролива. В конце XV в., когда Америка была открыта Колумбом, проживающее в ней население вело в основном первобытный образ жизни. И только на небольшой территории (она получила название Срединная Америка, и в ней выделяется две зоны: на севере — Мезоамерика, а на юге — Андская область) существовало несколько самобытных цивилизаций.
Наиболее удивительная особенность древних цивилизаций Америки в том, что они достигли весьма высокого уровня развития без важнейших технических достижений, т.е. они не знали колеса и гончарного круга, плужного земледелия, выплавки железа, они не разводили тягловых и вьючных животных и т.п.
В истории древнеамериканских цивилизаций много непонятного и загадочного, в основном она восстановлена пока только в общих чертах. Большинство ученых считают, что древнейшей на территории Америки является цивилизация ольмеков (южное побережье Мексиканского залива), зародившаяся в конце II тыс. до н.э. Уже в середине I тыс. до н.э. появляются ритуальные центры, сооружаются пирамиды (из самана и глины), устанавливаются резные каменные монументы, наиболее распространенным изображением на них является фигура пухлого плачущего ребенка с чертами ягуара. К наиболее ярким и впечатляющим изделиям культуры ольмеков относятся гигантские каменные головы (антропоморфные), вес некоторых из них достигает 20 тонн. К началу нашей эры ольмеки создали письменность.
В начале I тыс. н.э. на территории современной Мексики возникает государство, столицей которого был г.Теотихуакан. Исследования показали, что.в период расцвета (ок. 600 г.) население в нем достигало 60—120 тыс. человек. Центр города был застроен по плану, улицы ориентированы по сторонам света; среди построек выделяются пирамиды Солнца и Луны, храм Пернатого Змея (Кецалькоатля) и т.п. В конце VII в. город погибает в пожаре, возможно, он пал под натиском варварских племен чичмеков, пришедших с севера. В конце IX — начале X в. в результате слияния чичмеков с местным населением возникает государство толыпеков — Толан (Толлан), но уже в конце XII в.
341
новые волны пришельцев с севера сокрушают Толан. Среди этих пришельцев были и ацтеки. Согласно легенде, они шли по указанию своего племенного бога Уицилопочтли, этот же бог определил и место для будущей столицы — г.Теночтитлана, который был основан в 1325 г. на островах озера Тескоко. К моменту прихода испанцев ацтекская империя охватывала громадную территорию с населением около 6 млн. человек. В 1521 г. после ожесточенной борьбы испанцы во главе с Кортесом захватывают Теночтитлан.
С I по XVI в. на юге Мексики и севере Гондураса существовала цивилизация майя, в развитии которой выделяются два периода: классический — с I по IX в. и постклассический — с X по XVI в. В классический период существовали три основные культурно-географические области с многолюдными городами, но в IX—X вв. цветущие города по непонятной причине были заброшены. В X в. сюда проникают с севера тольтеки, оказавшие влияние на культуру майя. Испанцы застали около двух десятков постоянно воюющих между собой майянских государств.
В Андской области можно отметить существование в конце II — начале I тыс. до н.э. культуры Чавин, по ряду признаков близкой к культуре ольмеков. В этом районе уже во II тыс. до н.э. существовала металлургия, обрабатывались золото, серебро, медь и их сплавы. В начале нашей эры на севере в прибрежной зоне Перу возникает культура Моника, а на юге — культура Наска, чуть позже в горах Боливии и Южного Перу возникла культура Тиаунако. После X в. на севере возникает государство Чиму, достигшее высокого уровня культуры и оказавшее большое влияние на соседние народы. Позднее в горах возникает еще ряд мелких государств, одно из них — государство инков Куско — начиная с XV в. стало быстро развиваться, всего за столетие государство инков превратилось в громадную империю. Но эта империя была захвачена испанцами во главе с Писарро. Убийство испанцами верховного правителя — инки Атауальпы в 1532 г. можно считать концом государства инков.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru