Литература
Атлас чудес света. М.: БММ АО, 1995.
Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М.: Искусство, 1979.
ДаоДэ Цзин. Дубна: Свента, 1994.
Дао Дэ Цзин If Антология даосской философии / Сост.: В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К», 1994.
ДаоДэ Цзин // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Худож. лит., 1987.
Дмитриева НА., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. М.: Дет. лит., 1986.
Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Худож. лит., 1987.
История Древнего Востока/ Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1979.
Крюков М.В., Переломов Л. С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Наука, 1983.
Лунъюй // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Худож. лит., 1987.
Мобянь // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1969.
Мо-цзы I/ Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Худож. лит., 1987.
Сына Цянь. Исторические записки (Ши цзи). М.: Наука, 1972.
Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983.
Хань Фэй-цзы // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Худож. лит., 1987.
Чжуан-цзы // Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Худож. лит., 1987.
Шицзин. М.: Худож. лит., 1987.
Штейнпресс Б. С., Ямполъский ИМ. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. энцикл., 1966.
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1987.
Исторический Уже в III тыс. до н.э. на Балканском полуострове и остро-очерк вах Эгейского моря зарождаются первые очаги государ-
ственности (у народов, этническая принадлежность которых не установлена), но развитие их в материковой Греции было прервано пришедшими с севера примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами или данаями. Нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.
Государственность возникает на Крите, по-видимому, на рубеже III—II тыс. до н.э. Наиболее впечатляющими остатками этой цивилизации являются дворцы, поэтому она называется «дворцовой». Различаются эпоха «старых дворцов» - начиная примерно с XX и по XVII в. до н.э., когда старые дворцы были разрушены (по-видимому, в результате природных катаклизмов), и эпоха «новых дворцов» - XVI-XV вв. до н.э. В конце XV в. до н.э. недалеко от о. Крит происходит грандиозное извержение вулкана (на о. Тир), в результате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись ахейцы и захватили его.
Расцвет ахейской цивилизации происходит в XV—XIII вв. до н.э., ее важнейшими центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. В целом эту культуру часто называют крито-микенской или эгейской. Во второй половине II тыс. до н.э. ахейские племена активно занимаются колонизацией: заселяют острова Родос и Кипр, создают колонии на Сицилии, в Южной Италии, в Малой Азии. Именно в этот период (XIII в. до н.э.) и происходит знаменитая осада Трои, увековеченная Гомером в «Илиаде».
В конце XIII в. до н.э. ахейская цивилизация погибает, по-видимому, в результате нового нашествия с севера - в том числе и греков-дорийцев, которые позднее расселились на территории материковой Греции.
XI—IX вв. до н.э. ученые часто называют «темными веками» в истории Греции, так как происходившие события не вполне понятны, а поскольку этот период известен в основном по поэмам Гомера (хотя сам Гомер жил скорее всего в VIII в. до н.э.), его еще называют гомеровским. Период с VIII по VI в. до н.э. часто называют архаическим. В целях упрощения изложения весь период с XII по VI в. до н.э. мы будем называть доклассическим. В конце этого периода происходит, по-видимому, становление этнического самосознания
243
греков, которое происходит на основе единства языка, религии, нравов. Основная форма государственности — это город-государство, т.е. полис. Греция никогда не была в древности самостоятельным единым государством, как, скажем, Египет; то, что имеется в виду, когда говорят о Древней Греции, — это множество отдельных государств-полисов.
VI—V вв. до н.э. — классический период, время расцвета древнегреческой культуры и искусства, это тот период, который в первую очередь и имеется в виду, когда говорят о культуре Древней Греции. Именно в это время в Греции появляются философия, живопись, возникает классическая греческая скульптура, возникают театры, стадионы, возводятся великолепные храмы. Важнейшими политическими событиями этой эпохи были греко-персидские войны, в которых (в конце концов) греки одержали победу, и Пелопонесская война — между двумя союзами греческих городов: во главе одного союза стояли Афины, а во главе второго — Спарта, общий перевес в этой войне оказался на стороне Афин и их союзников.
Период с IV в. до н.э. по V в. н.э. носит обобщенное название «эпоха эллинизма»-. Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается, как и весь период Античности, с захватом Рима варварами. Империя Александра охватывала весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии — до нижнего течения Инда. Хотя империя Александра просуществовала недолго и распалась после его смерти, но сам факт ее существования оказал сильнейшее воздействие на все последующее развитие культуры. Самостоятельные государства, которые образовались после смерти Александра из осколков его империи, в целом соответствовали более древним государственно-территориальным образованиям, но во главе их стояли греки-македоняне, имелись греческие гарнизоны, правители приглашали греческих мастеров и т.п. И, хотя правители чаще всего уважали местные верования, обычаи и нравы, многое перенимали, но и влияние греческой культуры постепенно распространялось, особо надо отметить значимость греческого алфавитного письма, которое стало основой при создании ряда систем письменностей, греческой скульптуры и архитектуры, а также философии и научных знаний. Уже в начале эллинистического периода возникает множество новых культурных центров, самыми важными из которых были Александрия, Антиохия и Пергам.
Во II в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента входит в состав римского государства, а после распада Римской империи на Западную и Восточную (Византию) входит в последнюю — вплоть до падения Византии в XV в. н.э. Греческая культура оказала столь значительное воздействие на римскую, что многие исследователи отказывают римской культуре в самостоятельности, считая ее во всех основных аспектах подражательной. Но, по-видимому, точнее говорить о возникновении своеобразного сплава греческой и римской культур, к которому в целом и относится название эллинистической культуры.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru