Быт и нравы
Пища Основу рациона древних китайцев составляло зер-
но. Не случайно в могилу с умершим в ханьское время клали миниатюрные модели зерновых амбаров: в загробном мире души усопших нуждались в хорошей привычной еде. В надписях на таких моделях указывалось, какое именно зерно хранилось в них. В счет ежемесячного довольствия солдатам и их семьям выдавались пшеница, ячмень, просо, чумиза, гаолян.
Вареная пшеница составляла основу повседневного рациона простолюдинов. Принимая гостей, их нередко потчевали вареной чумизой: «резать кур и варить чумизу» было общепринятым выражением, обозначающим хлопоты хозяйки перед приходом гостей. Рис, как и раньше, считался дорогим угощением.
В ханьское время основным способом приготовления риса и иных круп была варка на пару. Помимфтого применялся и способ варки зерна в воде. Так готовилась жидкая кашица, которой питались во время траура по умершим родственникам или во время неурожая. Из муки варили лапшу, причем это блюдо продавалось в готовом виде на рынке.
В число «шести видов домашних животных», чье мясо в ханьское время употреблялось в пищу, входили коровы, бараны, свиньи, собаки и куры. Кроме того, нередко готовили блюда из рыбы и дичи.
Супы готовили двух основных видов. Первый из них — «основной суп» варился из мяса без добавления соли и овощей, второй — «светлый суп» заправлялся различными овощами и подсаливался.
К «пяти вкусовым ощущениям» древние китайцы относили острое, кислое, соленое, горькое и сладкое; важнейшими приправами, позволяющими придавать кушаньям соответствующий вкус, считались: имбирь, уксус, соль, вино и патока. Однако фактически набор приправ и специй был гораздо шире...
«В зимние дни пьют горячий отвар, а в летние дни пьют воду» — этот древнекитайский обычай... имел распространение на всем протяжений ханьской эпохи.
Широкой популярностью пользовались опьяняющие напитки, которые условно можно объединить под названием «вино». Вино в древнем Китае приготовлялось из зерна и представляло собой нечто вроде браги. Сорта вин различались главным образом по срокам выдержки: молодое вино было готово к употреблению через 3—4 дня, а выдержанное должно было простоять не менее месяца.
Кушанья подавались на маленьких столиках... в деревянных каст- -рюлях с крышками. Последние ставились обычно на блюдо круглой или прямоугольной формы. Вино подавалось в больших бочкообразных сосудах на трех ножках, а затем разливалось по кружкам. Непременной составной частью набора столовой посуды были ковшееобраз-
239
ные сосуды, в которых подавался суп. Важным предметом настольного прибора в ханьское время были, как и сегодня, палочки для еды.
(Изложено по: Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 200—211)
Одежда Известными нам предметами одежды в древнем
Китае были: рубашки, штаны, плахты (ноговицы), куртки, халаты, безрукавки, передники, набрюшники, чулки, туфли, сапоги, мужская и женская одежда была практически одинаковой.
Халаты были двубортные с запахом направо, халаты с запахом налево применялись только как похоронная одежда. Длина халата варьировалась: обычно он на несколько см не доходил до земли, но, скажем, солдаты носили халаты и длиной до колена, а знатные женщины носили халаты, которые полностью закрывали ноги и при ходьбе волочились по земле. Рукава халата были широкие и длинные — опускались ниже кончиков пальцев примерно на 25—30 см. Но на всю длину рукава распускались только в танце, обычно же они присобирались. Поверх халата носился пояс из ткани или кожи.
Необходимым элементом китайского костюма была обувь, чаще всего туфли шились из сыромятной кожи, солдаты носили и обувь, плетенную из пеньковых бечевок. Признаком богатства и знатности были шелковые туфли. В ханьское время впервые возникает обычай носить еще и чулки: сзади они имели разрез, к которому крепились матерчатые тесемки, ходить в незавязанных чулках считалось неприличным, непристойным считалось же и просить постороннего человека завязать чулки.
Древние китайцы не стригли волос, а укладывали их на голове, скрепив шпилькой. Реконструируются по крайней мере два типа причесок. Волосы заплетали в одну или в три косы и закручивали на затылке или в верхней части головы правее макушки. Поверх узла волос одевался головной убор в виде согнутого под острым углом куска кожи (?), который закреплялся под подбородком лентой. Кроме того, обнаружены шапочки в виде прямоугольного мешочка из легкой и прозрачной шелковой материи.
(Изложено по: Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 185—200)
О жилище В ханьском доме почти не было мебели. Основным
предметом внутренней обстановки были циновки, которыми застилалось все жилое помещение.
На аудиенции во дворце сановники сидели на циновках и лишь император — на топчане. На низеньких деревянных топчанах сидели и спали.
240
Рядом с сиденьем в зале ставили ширму, отгораживавшую часть жилого пространства. Ширмы делали из ткани, натянутой на раму, или из дерева, нередко покрывавшегося лаком и расписывавшегося.
Спали, подложив под голову подушку в форме валика.
Так как, находясь в доме, человек большую часть времени проводил непосредственно на полу, застеленном циновками, входящий снимал обувь. Право подчиненных подниматься во дворец, не оставляя у дверей меча и не снимая туфель, жаловалось императором за особые заслуги. Однако если находиться в помещении босиком считалось нормой, то показаться без туфель на улице было неприличным и унижало человеческое достоинство. Поэтому снять туфли вне дома означало то же, что снять головной убор: это было равнозначно признанию себя преступником. Древние китайцы четко противопоставляли себя народам, не знавшим обуви. Большое значение они придавали и манере сидеть. Как и в более раннее время, единственно приемлемой позой считалось подогнуть под себя ноги, как бы становясь на колени и опуститься на пятки. В такой же позе в ханьское время сидели и на топчане. Сидеть, свесив ноги вниз, считалось неприличным. Совершенно недопустимым считалось сидеть, скрестив ноги или вытянув их вперед.
(Изложено по: Крюков М.В., Переломов Л. С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 212—222)
Семья Брачным возрастом мужчины считалось достиже-
ние им 30 лет, а женщиной — 20, фактически это правило постоянно нарушалось... Так, император Хуань-ди женился в 16 лет..., а Лин-ди и Сянь-ди — даже в 15... Нередки были и случаи, когда девушки выходили замуж в 13 лет... Распространившаяся в обществе практика заключения ранних браков встречала осуждение со стороны поборников ортодоксального конфуцианства.
Решение о вступлении в брак принималось родителями, причем инициатива чаще всего принадлежала отцу жениха. Сделав выбор, будущий свекор сам или через посредника обращался к родителям девушки за согласием на ее брак. Иногда, впрочем, бывало и наоборот.
Выбор невесты определялся в ханьское время несколькими критериями: внешним обликом, происхождением, богатством и т.д.
Когда выбор был сделан, начиналась подготовка к свадьбе. Прежде всего полагалось послать подарки родителям невесты. Соображения престижа требовали, чтобы подарки были обильны и разнообразны. Если глава семейства занимал чиновничью должность, он преподносил тридцать различных предметов, включавших мясо, вино, шелк и пр. Каждый подарок завертывался отдельно и снабжался специальной благопожелательной надписью.
Вслед за поднесением подарков родственники жениха осведомлялись об имени невесты: его они до этого могли и не знать. Узнать, как
241
зовут девушку было немаловажно, потому что по имени с помощью гадания устанавливали, нет ли препятствий к браку. Затем по гороскопу определялась дата свадьбы, после чего семья невесты снова получала подарки.
Тщательно готовились к церемонии проводов невесты из отчего дома. Тем временем в доме жениха собирались гости, пришедшие поздравить молодых. Для собравшихся устраивалось богатое угощение с мясом и вином, требовавшее огромных расходов. Нередки были случаи, когда родителям жениха приходилось залезать в долги, лишь бы пригласить на свадьбу «полную залу гостей».
(Крюков М.В., Переломов Л. С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 242—243)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru