Архитектура и строительство
Поселения Поселения в Хараппе и Мохенджо-Даро представляли со-
Хараппы и бой города площадью около 2,5 кв. км, обнесенные мощ-
Мохенджо-Даро ными стенами. Застройка велась по плану, улицы пересекались под прямым углом. На холме возвышалась цитадель, в Мохенджо-Даро в цитадели обнаружены фундаменты зданий, в которых находились зернохранилище (по-видимому — общественное), дворец правителя, крытый рынок и бассейн, скорее всего предназначавшийся для религиозных омовений. Основной строительный материал — сырцовый или обожженный кирпич. Жилые дома были в основном двух- и трехэтажные, примыкавшие друг к другу, в домах были внутренние дворики, где находился очаг для приготовления пищи. В городах имелась система канализации, по которой грязная вода отводилась за пределы города. Интересно отметить, что не обнаружены остатки никаких зданий, которые можно было бы принять за храмы.
В ведийский период строительство велось в основном из дерева, поэтому никаких остатков строений этого времени не сохранилось.
197
Столица Маурьев О столице Маурьев, Паталипутре, имеются сведения грека Мегасфена, отправленного туда в качестве посланца Селевком Никатором (ок. 302 г. до н.э.) и позднее опубликовавшего ее описание под названием «Индика», явившееся первым датированным сообщением об этом времени. К сожалению, оно дошло до нас лишь в фрагментах, в цитатах историков более позднего времени. Судя по этому описанию, город Паталипутра, занимавший площадь в два квадратных километра, был обнесен укрепленной, массивной деревянной оградой и окружен широким рвом, наполненным водой. Его охраняли семьдесят дозорных башен, а войти в него можно было через одни из шестидесяти четырех ворот. Дворец властителя, по свидетельству Мегасфена, был также построен из дерева. По его мнению, этот дворец значительно превосходил дворцы Ахеменйдов в Сузах и Экба-тане. Археологические раскопки, к сожалению, дают слишком мало, однако подтверждают, что в качестве строительного материала в Паталипутре действительно использовалось дерево (найдены были только остатки укрепленной стены). Важнее, однако, то обстоятельство, что здесь, правда в более позднее время правления Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве и для создания больших скульптур (возможно, в подражание традициям Западного Ирана и Передней Азии). Так, например, в Кумрахаре (в настоящее время деревня, а когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой'колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение — зал со ста колоннами — напоминает зал дворца царя Дария из династии Ахеменйдов в Персеполе. Создается впечатление, что властители династии Маурьев сознательно перенимали у Ахеменйдов определенную символику величия царской власти, нашедшую свое отражение и в искусстве.
(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 27—28)
Ступы и чайтьи Важнейшие памятники архитектуры в первые три столетия до нашей эры и в три последующих столетия — это большие буддийские монастыри, а также жилые и культовые постройки джайнских монахов и приверженцев других более мелких сект. Основной тип буддийских культовых памятников — сложенный из кирпичей купол «ступа». В раннем буддийском сочинении «Дштханикая» о нем сказано: «И ступу надо воздвигнуть для Будды на том месте, где сходятся четыре дороги, и тому, кто у этой ступы положит венок, или что-либо благоуханное, или что-либо разноцветное, или же только почтительно склонится, тому это на долгие времена послужит к здоровью и счастью».
К самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений принадлежит ступа в Санчи, обозначаемая как ступа 1, перестроенная из более древней и меньшей ступы. Она представляет собой полусфе-
198
рический купол, сложенный из крупного кирпича. Он стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для культового обхода; с южной стороны на террасу поднимаются лестницы. Вокруг ступы прямо по земле идет массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений...; по четырем сторонам света в ней сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. На полусферическом куполе находится в настоящее время дополненная найденными фрагментами хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика, а над ней возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с навершием в виде трех каменных зонтов. Стержень уподоблялся мировой оси, хармика - горе Меру, зонты означали три неба. Балюстрада и ворота первоначально были выкрашены в красный цвет, а наружная облицовка самой ступы была белой...
Наряду с большими ступами, стоящими под открытым небом, существенную роль в раннебуддийском искусстве Индии играют культовые и жилые пещеры, прорубленные в каменных склонах гор, представляющие собой подчас целые монастыри, состоящие из длинного ряда пещер, расположенных друг за другом. Подобные памятники зодчества не только являются с этих пор характерными образцами индийского искусства, но поскольку ими пользуются также и небуддийские религиозные школы (индуистская, джайнская и различные мелкие секты), то они одновременно становятся носителями и посредниками художественного творчества как в области скульптуры, так и в области живописи, древнейшие индийские образцы которой сохранились только здесь...
Основное место расположения скальных храмов, точнее чайтьий и вихар — Западная Индия, где они вырубались в склонах Западных Гат для буддийских монахов. Здесь находится, например, датируемый еще II веком до н. э. скальный монастырь в Бхадже, в чайтье которого стоит высеченная из скалы гладко отполированная ступа. Небольшой вестибюль храма украшен крупным настенным рельефом, а на наружной стороне скалы высечен узор, изображающий многоярусное здание. Такого рода имитация наружной архитектуры характерна для подобных скальных храмов и сохраняется вплоть до периода Гуптов, претерпевая, однако, изменения в частностях. То же самое можно сказать и о большом, так называемом буддийском окне в форме подковы, служившем единственным источником света в пещерном храме. Гладкие, отполированные колонны, поддерживающие свод бочкообразного покрытия, образуют как бы боковые нефы, которые служат «тропой» для ритуальной процессии, обходящей ступу. Колонны и покрытие в действительности лишь имитируют наземные строения, судя по конструкции, выполнявшиеся из дерева и потому до нас не дошедшие, — в пещерах они не имеют конструктивного значения.
(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 38—49)
199
В первые века н.э. появляются индуистские наземные храмы-башни, архитектура которых восходит к буддийским храмам. Но' подлинный расцвет строительства индуистских храмов наступит позднее — в эпоху Средневековья.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru