Изобразительное искусство
Искусство Произведения искусства малых форм, такие как мел-
Хараппы кая скульптура из обожженной глины или распис-
ные гончарные изделия, имеются уже на раннеземледельческой ступени развития культуры Хараппы (XXVIII—XXIII вв. до н.э.). В городах, кроме того, были найдены небольшие скульптуры из камня и бронзы, а также множество печатей с резными изображениями высокого художественного достоинства. Все это дает возможность говорить об искусстве Хараппы как об особой ступени в развитии древнеиндийского искусства...
В пластических изображениях людей, дошедших до нас, к сожалению, в очень незначительном количестве (камень, бронза, терракота), замечается та же тенденция: наряду с очень выразительными фигурами с тщательно моделированной поверхностью здесь можно также найти абстрагированные схематические изображения. Примерами могут служить изображения животных на печатях, бронзовая фигурка танцовщицы, фрагмент каменной статуэтки мужчины в богато украшенных одеждах из Мохенджо-Даро, каменный торс мужчины, найденный в Хараппе, а также фигурки из терракоты.
На плечах каменного мужского торса из Хараппы имеются отверстия — пазы, приготовленные для прикрепления рук. Необычно только, что этих отверстий — две пары. Вероятно, они предназначались для двух пар рук. В этой связи заметим, что в дальнейшем развитии индийского искусства проявится характерная тенденция указывать на определенные качества и функции, приводящая к преувеличению и преображению естественных форм, первоначально изображавшихся близко к натуре. Эта тенденция обусловит создание в более позднем индийском искусстве диковинных образов божества, наделенных множеством голов, рук и ног, а в области композиции — тяготение к ритмизации и декоративному умножению отдельных фигур в целые группы.
(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 16—20)
Ведийский В ведийский период, по-видимому, не существовало ни
период храмов (жертвоприношения совершались на открытом
месте как приношения огню — Агни, который должен был доставить их соответствующему божеству на небо), ни изображений богов.(
200
Буддийское Древнейшие дошедшие до нас произведения буддийского
искусство искусства — стелы и капители царя Ашоки.
Техника обработки камня, замечательная полировка, сохранившаяся до наших дней, характерна также и для знаменитых каменных колонн, на которых высечены эдикты Ашоки. Следы такой полировки можно распознать и на стенах искусственных пещер, вырубленных в скалах в Гайе, наиболее древние из которых относятся ко времени правления Маурьев.
Каменные колонны более десяти метров высотой завершаются необычайной красоты капителями, верхняя часть которых обычно представляет собой изображение животного — льва, быка, слона или лошади. Знаменитейшая Львиная капитель в Сарнатхе, изображе-ние которой можно встретить на индийских марках как герб молодого независимого индийского государства, представляет собой скульптурную группу из четырех львов, сидящих спиной друг к другу, с подробно разработанной передней частью туловища, задняя часть которого сливается с туловищами остальных львов. Эта скульптурная группа венчает капитель, возвышаясь над высеченным из камня плоским кругом, края которого украшены горельефом, изображающим четырех животных — быка, слона, льва и лошади, — всякий раз отделенных друг от друга колесом со спицами — буддийским «колесом учения» («дхармачакра»). Под этим каменным кругом находится еще один плоский каменный круг несколько меньших размеров — абака, — и все это сооружение поддерживается капителью в виде цветка лотоса с чашечкой, обращенной вниз наподобие колокола.
(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 28—29)
Индийский идеал Законченный индийский идеал телосложения, от-красоты раженный в скульптуре... Тело зрелой, чувствен-
ной, пышно сложенной женщины становится эталоном индийской скульптуры. «Широкие, массивные, тяжелые бедра, которые поддерживают пояс, глубокий пупок, лишенное волос лоно, округлые, твердые груди, расположенные вплотную друг к другу, и шея, пересеченная тремя складками, — вот что приносит блаженство и радость». Так написано в «Брихатсамхите» об идеале женщины. Этот идеал сохраняется вплоть до второй половины II тысячелетия...
Этот идеал распространяется даже на формы мужского тела, которое изображается не как мускулистая фигура героя, а по своим мягким, пухлым формам, скорее, напоминает женское тело.
(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 45—46)
201
Об изображениях Существует довольно широко распространенная гипоте-Будды . за о том, что на формирование образа Будды (особенно —
стоящего) оказала воздействие греческая скульптура (Греко-Бактрийского царства), и в первую очередь — изображения стоящего Аполлона. Индийские же искусствоведы отстаивают точку зрения о самобытности буддийской скульптуры и корни ее усматривают в древних скульптурных изображениях якши.
Тот удивительный факт, нередко вызывавший споры и дискуссии, что в раннем буддийском искусстве не встречается фигура самого Будды, тем не менее остается фактом. В раннем рельефе это изображение заменено в зависимости от содержания изображаемого то цветком лотоса, то священным деревом Бодхи, окруженным оградой, то колесом со спицами («колесом учения»), то ступой. Эти символы изображают священный путь Будды, то есть его рождение, его первые шаги по распространению своего учения, проповеди в Сарнатхе, его вхождение в нирвану... ,
Создается впечатление, что мы имеем дело не с запретом на иконное изображение, как это имело место в иудаизме или исламе, так как люди, боги и священные животные всегда изображались в Индии с большой любовью. Будда же, если бы его с самого начала буддийского искусства изображали в человеческом образе, едва ли мог бы восприниматься как совершенно особенный человек. Не будь он наделен особыми символами, его, скорее, приняли бы за обыкновенного монаха. Только уже после того как буддийское учение получило широкое распространение в народе и священный путь Будды был хорошо известен каждому, стало возможным его изображение в человеческом образе, причем определенные этапы его священного пути выражались через так называемые мудры, то есть через специфические положения рук, ладоней, пальцев. Например, Будда поучающий изображался держащим руки перед грудью, как бы приводящим в движение «колесо учения». С I века н.э. это изображение Будды в человеческом образе возникает во многих больших художественных школах Индии. Не существует единого ответа на вопрос, где оно возникло впервые.
(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 49—51)
Аджанта На протяжении первого тысячелетия н.э. создавался гран-
диозный комплекс пещерных храмов в Аджанте. Начало строительства специалисты датируют по-разному: от I до III в. н.э., окончание — of VII до IX в., но несомненно, что основная работа по строительству и оформлению проходила в эпоху Гуптов (IV—VI вв.). В целом комплекс состоит из 29 пещер — это чайтьи и вихары, богато украшенные скульптурой и росписью.
Это был уже не один храм или небольшой комплекс, а целый огромный пещерный город, вырубленный в горах, пролегающих вдоль
202
живописной долины реки Вагхора. Аджантские пещеры выполнялись много лет разными поколениями мастеров и соответствовали разным назначениям. Здесь был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли широкое отражение картины жизни индийских людей разных времен и эпох, буддийские, брахманские, мифологические сюжеты, архитектурные мотивы. Пять из пещер аджант-ского монастыря были чайтья, а двадцать четыре представляли собой монастырские залы — вихара, окруженные монашескими кельями.
Фасады пещер, относимые к периоду Гупта, пышно декорировались скульптурой. Многочисленные статуи Будды и буддийских божеств заполняли все углубления стен, прятались за колоннадой фасада. Но кроме буддийских образов, в скульптуре и рельефах были широко представлены и более древние божества. Из сумрака пещерных ниш возникали фигуры гибких, как растения, красавиц, таинственных духов природы, змей-нагинь, могущественного змеиного царя Нагараджи в облике человека, увенчанного грозным ореолом семиглавой кобры, распустившей свой клобук. Скульптурные образы Аджанты развивают традиции прошлого, но они гораздо многообразней по своему содержанию, зрелее и совершенней по своему мастерству, более свободны в своих движениях и выражениях лиц. Новое понимание искусства, достигнутое на предшествующем этапе открыло мастерам пути, которые были неведомы более раннему наивному и жизнерадостному миропониманию. Оно помогло сделать все образы многостороними, дало большую свободу переживаниям человека.
Внутренние помещения аджантских пещер почти сплошь, включая потолок, покрывались монументальными росписями, в которых их создатели безвестные мастера — воплощали свои переживания и раздумья о мире вымысла и действительности. В них рассказаны легенды из жизни Будды в бытность его земным царевичем, показаны города с удивительными зданиями, торжественные процессии, шествия слонов, придворные сцены. Потолки — воплощение мира небес покрыты изображением нежных и ярких цветов, среди которых летают прекрасные птицы. Боги, люди и звери — все проникнуто поэзией, любовью к природе. Сочные теплые краски нанесенные на покрытый гипсом камень стены, создают с помощью зеркал, улавливающих свет, ощущение живой осязаемой жизни, точные и отчетливые контуры с мягкой подцветкой выявляют объемность форм. Реализм и выразительность выполненных в столь далекие времена живописных образов удивляют и захватывают людей и сегодня.
(Дмитриева НА., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. С. 166—170)
203
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru