Театр и драматургия
Театр возник в Древней Индии во второй половине I тыс. до н.э. Прослеживается определенное сходство между ним и древнегреческим театром, что дает основание как для гипотезы о том, что индийский театр зародился под влиянием греческого, так и для обратной — о влиянии индийского театра на греческий.
Наиболее полно теория индийского театра, так же как и теория музыки, танца, поэзии и литературы, из всех сохранившихся произведений изложена в трактате Бхараты «Натьяшастра», написанном где-то между II и IV вв. н.э. Натья, т.е. театральное искусство, включало в себя сценическую игру, музыку и танец. В произносимом актерами тексте органически сочетались проза и поэзия.
В дальнейшем произошла дифференциация танцевальных жанров. Различают танец «натъя» — театральное представление и сольный танец, среди которых в свою очередь выделяются: танец -анритта», т.е. танец как таковой, преследующий чисто эстетические цели, и танец «нритъя», имеющий смысловую нагрузку: мимика лица, позы тела и особенно жесты рук (мудры) позволяют актеру передавать, а зрителю читать тексты целых поэм.
Сюжеты древнейших театральных представлений черпались первоначально из мифологии и эпической поэзии. Древняя Индия породила целый ряд выдающихся драматургов, самым знаменитым из которых является Калидаса.
194
Калидаса В Индии и сейчас почти каждому знакомо идущее из
глубины веков старинное изречение:
«Из всех видов поэзии — драма,
Из драм прекраснейшая — "Шакунтала"».
Так народная мудрость подарила бессмертие великому поэту и драматургу Калидасе, который жил пятнадцать столетий назад, но навеки оставил о себе память и в Индии, и далеко за ее пределами. Его имя окутано множеством легенд и преданий. Уже в древности Калидаса считался одной из девяти «жемчужин» при дворе знаменитого царя династии Гуптов Чандрагупты II (380—413), носившего впечатляющий титул — «Солнце могущества». Талант поэта и драматурга был высоко оценен мудрецами, прославленными сказителями, авторами трактатов по поэтике и драматургии, ему приписывались различные по времени сочинения разных жанров. Имя Калидасы «присваивали» себе писатели; многочисленные города Индии спорили о праве называться родиной Калидасы. Создавался собирательный мифический образ мастера слова, учителя поэтического и драматургического искусства...
Но Индия знала и реального Калидасу, автора трех драм («Маля-вика и Агнимитра», «Шакунтала» или «Узнанная по кольцу Шакунтала» и «Урваши» или «Мужеством добытая Урваши»), трех поэм — двух эпических («Род Рагху» и «Рождение Кумары») и одной лирической — «Мегхадута» («Облако-вестник»)...
Уже в средние века поэмы Калидасы вышли за пределы Индии, были переведены на ряд языков Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии.
(Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России. С. 285—286)
Из «Шакунта- В пьесе рассказывается история любви земного царя и лы» Калидаса небесной девы Шакунталы, жестокая судьба разлучила их, но после ряда чудесных событий царь прибывает в небесную страну, где встретит любимую и сына. Ниже приводится сцена его появления в небесной стране.
Царь (с благоговением). Я не могу пропустить столь благой слу-
чай. Да не проследую дальше, пока смиренно не обойду вокруг святого.
Мотали Это достойная мысль, о царь.
Колесница спускается. • Мы коснулись земли. Царь (удивленный). Матали, Колеса крутятся безмолвно, И пыль под ними не встает; Земли касаяся без стука, Мы словно в воздухе скользим.
195
Матали Такова чародейность колесницы, которая подчиняется Ин-
дре и тебе. Царь В каком направлении находится обитель сына Браморож-
денного Маричи? Матали Смотри:
Вон там стоит подвижник этот строгий,
В огромной муравьиной куче он,
Змеиной кожей грудь он препоясал,
На шее цепь из высохших лиан,
На голове — венок, то — грубый волос,
Что колется, спускаясь до плеча,
Свершая искус, он глядит на Солнце,
Не отводя усталых глаз своих,
И, как скала, стоит так неподвижно,
Что птицы гнезда свили в волосах.
Царь (пристально смотря). Великий почет тому, кто умерщвля-
ет плоть столь страшным способом... Матали (останавливая колесницу). Сходи, о царь. Царь (сходя). Но как же будешь ты?
Матали Колесница повинуется слову приказания. Я тоже сойду.
(Сходит.) Перед тобой, о царь, те рощи, где самые святые
отшельники ведут самоотреченную жизнь. Царь Я смотрю с изумлением на их простоту и на то, чем они
могли бы услаждаться.
В лесу, где что ни дерево, то чудо,
Лишь ветер — пища им всегда,
Молитвенно свершают омовенья,
Смывая золото цветов,
Погружены в глубинность размышлений,
Хоть всюду яхонты горят,
И соблюдают святость воздержанья,
Хоть девы неба возле них,
Чего другие жаждут, то, имея,
Свершая подвиг, не берут. Матали Великие умы всегда выше...
(Калидаса. Шакунтала. С. 452—458)
Музыка
Для индийской музыки характерно обилие местных вариантов. Преобладает одноголосие... Применяются 7-ступенные лады, допускающие хроматические изменения. Типичная особенность индийской
196
музыки — наличие интервалов менее полутона (шрути). Главные национальные инструменты: вина, ситар, тамбура (щипковые), раванастр, саранги, саринда (смычковые), табла, бания (ударные)... Классическая индийская музыка имеет в своей основе широко разработанную систему par — ладово-ритмических образований, которым приписывается определенное психологическое и этическое воздействие... Исключительно разнообразна в индийской музыке ритмика.
(Штейнпресс Б.С., Ямполъский ИМ. Энциклопедический музыкальный словарь. С. 167)'
Слово «рага» в буквальном переводе с санскрита означает «страсть, цвет и привязанность», т.е. нечто, что способное «окрасить» сердца людей в определенный цвет, который создается исполнителем. Каждая рага связана с определенным временем суток или года и должна вызывать у человека состояние, соответствующее состоянию природы в этот период. Суточный цикл par начинается с предрассветной поры: с момента встречи тьмы и света. Основные утренние раги носят строгий и молитвенный характер, так как утро — это время для молитв и медитации. Дневные раги более светлые. Послеполуденные раги ассоциируются с лучами света, пробивающимися сквозь листья деревьев. Во второй цоловине дня, в период максимальной жары, раги знойны, с заходом солнца они сменяются спокойными и умиротворяющими. От захода солнца до полуночи раги светлые и романтичные, ночные раги полны магии и тайны. Кроме того, есть раги сезона дождей, весенние раги и т.п.
По древним поверьям, музыка не только может укрощать змей или разъяренных слонов, но даже вызывать пожар. Сохранилась легенда р том, что некий музыкант по приказу своего господина исполнил такую песню и сгорел заживо, хотя и стоял при этом по горло в воде.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru