Архитектура и строительство
Самым знаменитым архитектурным сооружением древних евреев был Иерусалимский храм — Храм Соломона, известный в основном только по описаниям. Строительство храма началось в 961 г. до н.э. и продолжалось семь лет. В 587 г., когда Иерусалим был захвачен халдеями (вавилонянами), по приказу царя Навуходоносора храм был разрушен. После того как евреи были отпущены из вавилонского плена персидским царем Киром, храм был восстановлен (538 г. до н.э.); в 515 г. до н.э. этот храм (Второй храм) был освящен. В 19 г. до н.э. по приказу царя Ирода Великого это здание было снесено, а на его месте возведен новый — Третий храм (строительство окончено только в 64 г. н.э.). В 70 г., во время первого иудейского восстания, когда римляне захватили Иерусалим, храм был частично разрушен; окончательно он был разрушен в 135 г., во время второго иудейского восстания. В эпоху Средневековья на его фундаменте была выстроена существующая до сих пор мусульманская Мечеть Скалы.
Храм Соломона Он был воздвигнут на том месте, где Давид после переписи народа принес жертву Господу... По преданию, это место соответствует горе Мориа, где Авраам должен был
131
принести в жертву своего сына Исаака. Мусульмане также считают это место святым (сегодня Храмовая гора является мусульманской святыней), так как, по их преданию, Мухаммед вознесся на небо со скалы, на которой Авраам хотел принести в жертву Исаака-Храм Соломона был около 31м длиной, 10 м шириной и 15 м высотой, его общие размеры, включая пристройки, составляли 52 м в длину и 27 м в ширину. Храм был с трех сторон обнесен трехъярусным ограждением, в котором находились помещения для хранения ценностей, утвари и продовольствия. Сам храм выступал над ограждением таким образом, что были видны маленькие окна с железными решетками. Плоская крыша была изнутри облицована кедром. Храм в целом состоял из притвора, дома Божьего и Святого святых. В доме Божьем стояли жертвенник или Золотой алтарь, по обеим сторонам — по 5 золотых светильников и по 5 столов с хлебами предложения. В Святом святых хранился ковчег завета, украшенный двумя позолоченными херувимами резной работы. Их крылья смыкались над ковчегом. Перед этим величественным сооружением... находились 2 передних двора; во внешний двор мог войти каждый, тогда как расположенный немного выше внутренний двор предназначался исключительно для священников. Во внутреннем дворе стояли медный жертвенник, медное море (для омовения священников), десять передвижных омывальниц и два медных столба, справа и слева от входа в храм. Во времена царя Соломона этот храм был главной святыней Израиля и Иудеи.
(Большой путеводитель по Библии. С. 452—453)
Иерусалимский По западную сторону в храмовой стене было четве-храм, построен- ро ворот, одни из которых выходили в сторону цар-ный Иродом ского города, находившегося по другую сторону до-
Великим (в лины, двое других — на предместье и, наконец, че-
описании Носи- рез четвертые можно было войти непосредственно в фа Флавия) город. Люди спускались в долину и поднимались из
нее при помоши большого количества ступеней. Город, находившийся внизу прямо против храма и ограниченный с юга глубоким ущельем, создавал впечатление театра. В середине южной части храмовой стены находились ворота и тройной царский портик, протяженность которого была ограничена размерами долины с запада на восток. Кроме того, на самой вершине холма был воздвигнут зал огромной высоты. Он был настолько высок, что всякого, кто пытался, находясь на его крыше, охватить взором долину, простиравшуюся внизу, охватывало головокружение, прежде чем его взгляд достигал дна. Прямо против зала по всей его длине были сооружены четыре ряда колонн. Четвертый ряд колоннады был встроен в каменную стену. Толщина каждой колонны была настолько велика, что трое людей, взявшись за руки, едва могли ее обхватить. Высота колонны достигала
132
27 футов, причем каждая опиралась на двойную базу. Всего колонн было 162. Капители были выполнены в коринфском стиле и представляли собой истинное произведение искусства... Фронтоны были украшены инкрустированными в дерево скульптурами; средний фронтон был выше двух других. Спереди на капителях находился каменный аттик, украшенный маленькими колоннами и отполированный настолько, что всякий, кто его ни разу не видел, и представить себе не мог, насколько он прекрасен, а тот, кто видел его впервые, застывал на месте от изумления. Таким образом, было устроено первое наружное ограждение храма. Внутри, недалеко от первого, находилось второе ограждение, куда можно было подняться по ступеням. Оно представляло из себя каменную стену, на которой была надпись, гласившая, что всякого чужака, вошедшего туда, ожидает смерть. В этом внутреннем ограждении храма было трое равноудаленных друг от друга ворот, выходивших на северную и южную стороны, и большие ворота, выходившие на восток, через которые имел право пройти вместе со своей женой всякий чистый мужчина. Однако ни при каких обстоятельствах женщины не имели доступа к святилищу, находившемуся там. Наконец, было еще третье внутреннее помещение, куда имели доступ только священники. Здесь собственно и находился храм, а перед ним алтарь, на который мы приносили Богу жертву всесожжения.
(Большой путеводитель по Библии. С. 454)
Изобразительное искусство
Изобразительного искусства у древних евреев практически не существовало, так как по религиозным соображениям запрещалось любое изображение живых существ («Не сотвори себе кумира!»). Этот запрет обычно связывается с поклонением золотому тельцу (см. Исторический очерк).
Быт и нравы
Жилище После завоевания Палестины и перехода к оседлому об-
разу жизни древние евреи строят себе дома такого же типа, что и у завоеванного хананейского населения.
Деревянные дома строились редко; преобладали глинобитные или сырцовые постройки, причем форма кирпича была весьма разнообразной. Жилые дома имели обычно невысокий каменный фундаментдля защиты стен от почвенной сырости. Обычный план хананейских до-
133
мов черезвычайно близок плану домов в Двуречье: жилые и хозяйственные постройки располагались вокруг внутреннего двора...
Полы жилых домов делались обычно глинобитными, в редких случаях они выкладывались из каменных плит. В центральной комнате с отверстием в потолке устраивался очаг, а в более бедных домах простая яма для варки пищи; иногда, кроме того, и хлебная печь. В больших помещениях перекрытия поддерживались, помимо стен, еще сырцовой или деревянной опорой. Как и в Египте, в жаркое время года крыши обычно служили в качестве террасы.
Небольшая постройка освещалась через двери. Дома с несколькими помещениями имели окна; одним из признаков богатого дома или дворца были большие окна. «Верхние комнаты», т.е. вторые этажи, имелись только во дворцах и наиболее зажиточных домах Ханаана.
(Всеобщая история архитектуры. Т. 1. С. 121)
Семья Из Библии мы знаем, что во времена патриархов и много
позднее у евреев имело место многоженство. Известно, что у царя Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Трудно сказать точно, когда брак стал моногамным, но уже в середине I тыс. до н.э. единобрачие провозглашалось как наилучшая форма брака.
Брак не носил религиозного характера и был частным делом двух породнившихся семей. Обычно отец выбирал своему сыну невесту, за которую ее отцу отдавалась условленная плата. Невеста получала от своего отца приданое, которое оставалось ее собственностью, так же как и подарки, полученные ею от жениха. Смысл брака видели прежде всего в детях — особенно мужского пола. Многодетность считалась благословением Божьим, бездетность — несчастьем, позором и наказанием.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru