Первобытная культура
По современным данным, время возникновения нашего биологического вида — Homo sapiens (Человека разумного) — относится к периоду от 40 000 до 100 000 лет назад. На основании имеющихся сейчас материалов предполагается, что местом возникновения человека были районы северо-восточной Африки. И оттуда человек постепенно распространился по всей земле. Весь доцивилизационный период развития Homo sapiens называют каменным веком, в нем выделяются три основных периода (все даты достаточно условны, и споры по этому поводу продолжаются среди ученых и в настоящее время):
палеолит (древний каменный век: палео — древний, лит — камень) — от возникновения человека и примерно до XII—X тыс. до н.э.; палеолит делится еще на древний (или нижний), средний и верхний (или поздний) палеолит; последний начинается примерно с сорокового-тридцать пятого тыс. до н.э.; верхний палеолит делят еще на две эпохи: Оринъяк-Солютрейская — примерно до двадцатого тыс. до н.э. — и Мадлен (названия даны по местам первых находок);
мезолит (средний каменный век) — от XII—X до VIII тыс. до н.э.;
неолит (новый каменный век) — от VIII и до IV—III тыс. до н.э.
Уже в эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство — скульптура и живопись.
В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.
15
Важнейшим рубежом в развитии культуры стал переход к неолиту, связанный с так называемой «неолитической революцией». Суть ее состоит в том, что от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) человек переходит к хозяйству производящего типа, т.е. он не только берет у природы готовые продукты, но и сам их производит: появляется земледелие и скотоводство, прядение, ткачество, гончарное производство и т.п.
В IV—III тыс. до н.э. появляются первые поселения городского типа и начинается развитие цивилизации.
Одежда, Невозможно точно указать, когда люди начали пользо-
украшения, ваться одеждой, но несомненно, это произошло в древней-
косметика шие времена. Первой одеждой служили звериные шкуры,
затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Исследования традиционных культур показали, что в этих обществах одежда используется не только для защиты тела от внешней среды (холода, жары, механических раздражителей и т.п.), но и для магической защиты от сглаза и колдовства (в частности, в большинстве традиционных обществ одежда закрывает половые органы человека). Еще одна функция одежды — эстетическая: одежда украшает человека. О важности последней функции для первобытных людей говорят и находки на первобытных стоянках различных украшений — бус, ожерелий, подвесок и т.п. Пользовались наши дальние предки и косметикой: на некоторых стоянках обнаружены раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо. Обычай раскрашивания породил татуировки. Синкретический характер первобытной культуры должен учитываться и здесь: любые украшения (в том числе косметические) несли еще и магическую функцию защиты своего владельца от враждебных сил; могли быть знаком социального положения (ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести); определенный узор мог быть знаком племенной принадлежности или статуса вождя, великого воина и т.п.; татуировки, процедура нанесения которых была чрезвычайно болезненна, свидетельствовали о том, что человек прошел обряд инициации и является полноправным членом общества или о совершении им каких-то подвигов и т.д.
Жилища и Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и зем-
архитектурные лянка являются основными типами жилища перво-сооружения бытного человека во всех частях земного шара.
На низшей и средней ступени варварства разросшиеся родовые организации общества вызвали к жизни сооружение огромных коллективных жилищ типа «длинных домов» ирокезов, пуэбло и больших родовых поселков...
Простейшим и древнейшим типом оборонительного сооружения были ров и земляной вал с частоколом, которыми окружалось поселение-После долгого периода пользования материалами, данными природой готовыми (на юге — тростник, прутья, глина, на крайнем севере —
16
снег и ледяные глыбы), человек постепенно научился добывать строительные материалы и подвергать их более сложной обработке.
Появилось два основных типа конструкций деревянных сооружений: один из вбитых стоймя бревен при круглом или овальном плане, с коническим покрытием, опирающимся на центральный столб, и другой — из бревен, сложенных горизонтально, образующих прямоугольный сруб с двускатным покрытием.
Возникли также постройки с каркасом из опорных вертикальных столбов, промежутки между которыми забирались плетнем, покрытым с обеих сторон толстым слоем глины.
В местности, где строительный лес отсутствовал, либо его было мало, постройки часто сооружались из вылепленного руками, грубо отфор-мированного кирпича-сырца, высушенного затем на солнце...
Древнейшие каменные сооружения возводились из необработанных или грубо отесанных глыб камня, часто достигавших очень больших размеров (мегалиты)...
Можно предположить, что уже в пределах первобытной архитектуры Наметились зачатки двух пространственных концепций: более или менее правильного круглого или овального пространства и более или менее правильного прямоугольного, послуживших основой для большинства сооружений позднейших исторических эпох.
Желание замкнуть круглое в плане пространство толкало к поискам внутреннего решения его при помощи сводчатого перекрытия. Изобретенная человеком система ложного свода, не имеющего бокового распора и образуемого путем кладки камней горизонтальными рядами с небольшим напуском каждого последующего ряда, в дальнейшем привела к ряду интересных архитектурных решений. Внутренние выступы сводчатого потолка обрабатывались в ритмически четком чередовании уступов, а иногда сводились в две плоскости или же в конусообразный свод.
Два различных принципа организации пространства отражены и в больших ансамблях первобытной архитектуры. В одних случаях мы встречаем круговое поселение с центральной площадью.., а в других — планировку по системе пересекающихся под прямым углом улиц (тер-рамары). Возникли также два способа ограждения пространства: сплошной стеной и рядом отдельных ритмически расположенных опор (кромлех).
(Архитектура Древнего мира. С. 15—17)
Стонхендж К наиболее поразительным сооружениям неолита отно-
сится Стонхендж (Стоунхендж), известный еще под названием «хоровод великанов». Смысл, назначение, точное время и способ его постройки до сих пор не вполне понятны. Среди мнений на этот счет можно найти даже ссылки на деятельность инопланетян. Находится Стонхендж в окрестностях Солсбери в Англии.
17
В настоящее время на территории всей Евразии и в Америке обнаружены «астрономические обсерватории», состоящие из больших камней, определенным образом расположенных и ориентированных. По размерам и сложности общей конструкции они уступают Стонхенджу, но также явно связаны с вычислением определенных моментов годового цикла времени (чаще всего — солнечного равноденствия и равностояния).
В прошлом Стонхенджа явно различимы несколько этапов строительства, причем некоторые из них отделены друг от друга дистанцией более одного тысячелетия. На самой ранней стадии, которая датируется примерно 3100 годом до н.э., возникли ров и внутренний вал в форме окружности. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень («пятка бегущего монаха»), а внутри — расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами тру-посожжения. Позднее в пространстве внутри рва двумя концентрическими кругами были установлены так называемые голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато-голубого оттенка). Но затем их снова переставили, и примерно в 1800 году до н.э. Стонхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: возникло величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца находилось еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, — так называемых трилитов. Похоже, что голубые камни за время существования Стонхенджа не однажды переставлялись разными поколениями строителей с места на место. Сейчас некоторые из них образуют как бы небольшую самостоятельную подкову внутри большой подковы из серых песчаниковых глыб, а другие расположились по кругу внутри большого каменного кольца...
Конструктивные принципы, по которым создавался Стонхендж, не назовешь ни примитивными, ни случайными, ибо расположение камней недвусмысленно обнаруживает понимание законов перспективы. В этой связи неоднократно высказывалась мысль, что строители Стонхенджа, судя по всему, обладали незаурядными познаниями в математике, а все сооружение являлось, вероятно, астрономической обсерваторией и служило для предсказаний лунных затмений.
(Атлас чудес света. С. 13)
О погребениях Термином «погребальный культ» принято обозна-и погребальном чать совокупность религиозных обрядов, относя-культе щихся к умершим, и связанные с этими обрядами
верования. Широкая распространенность погребального культа общеизвестна. Обряды и верования, связанные с покойниками, занимают более или менее видное место во всех религиях, от самых примитивных до наиболее сложных...
18
Макс Эберт, видный немецкий археолог, предложил иное объяснение происхождения «культа мертвых». По его мнению, культ этот вначале вовсе не был связан с верой в душу и ее посмертное существование, ибо самого различия души и тела у первобытного человека не существовало, точно так же не было и страха перед умершими, ибо иначе люди не хоронили бы своих мертвецов вблизи жилья или в самом жилье. Корни культа мертвых Эберт видит в том, что первобытный человек не замечал вообще момента наступления смерти и умершего он продолжал считать еще живым, а потому и продолжал заботиться о нем. Связи покойника с его семьей, с домом не прерываются: «крыша грота или хижины еще защищает его, огонь очага согревает, он пьет и ест как прежде». Это есть идея «живого мертвеца». Таким образом, «первоначальный культ мертвых есть не что иное, как продолжение общественных обязанностей за пределами смерти»...
Необходимо с самого начала установить существенное разграничение, которое, к сожалению, обычно в науке не проводится, — необходимо разграничить: 1) погребальный культ (культ умерших), т.е. совокупность религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с погребением умерших или с самими умершими, и 2) сами погребальные обычаи, т.е. различные традиционные способы обращения с телом умершего и другие связанные с этим действия, которые могут и не заключать в себе ничего религиозного.
Что это не одно и то же и что погребальные обычаи могут не иметь никакого отношения к религии — это знает всякий; пример — наши современные обычаи, связанные с похоронами; последние могут быть очень торжественными, пышными, сложными, но при этом не связываться ни с какими религиозно-магическими, т.е. суеверными, представлениями. Но когда речь идет о прошлом, и особенно о древнейших памятниках захоронения (эпохи палеолита), то принято думать, что они были непременно связаны с религиозными верованиями. Мало того, обычно принимается за аксиому, что уже самые ранние погребения могли появиться только в результате таких верований. Считается общепризнанным и не требующим доказательств, что наши древнейшие предки хоронили своих мертвецов исключительно в силу суеверных побуждений.
Поэтому само наличие остатков захоронений в эпоху нижнего палеолита (мустьерские погребения) большинством ученых признается бесспорным свидетельством того, что в ту пору существовали уже какие-то религиозно-магические представления. А те исследователи, которые не допускают возможности того, что наши мустьерские предки (неандертальцы) обладали уже религиозными представлениями, пытаются отрицать самый факт существования преднамеренных захоронений в ту эпоху...
Формы погребения у разных народов настолько разнообразны, что их нелегко привести в определенную систему. Археологический мате-
19
риал не может дать даже отдаленного представления об этом разнообразии. Хотя археологи обычно уделяют большое внимание погребальному обряду, но из всех многочисленных способов обращения с телом умершего они имеют дело, как правило, лишь с двумя: «трупосожже-нием» и «трупоположением» (т.е. зарыванием в землю), — правда, с модификациями в пределах каждого из этих основных способов. Зато этнографическая литература изобилует описаниями самых разнообразных приемов обращения с покойником.
Попытку классификации этих приемов сделал французский этнограф Жорж Монтандон. Он делит способы обращения с умершими на восемь основных типов: 1) оставление, или выбрасывание, 2) водяное погребение, 3) воздушное погребение, 4) зарывание, с двумя разновидностями: а) зарывание в землю и б) пещерное погребение, 5) кремация, 6) мумификация, 7) рассечение, 8) каннибализм. Но это лишь самая грубая разбивка, не учитывающая различных смешанных и более сложных форм погребения.
(Токарев С.А. Ранние формы религии. С. 153—165)
Скульптура В начале позднего палеолита появляются гравиро-
и рельеф ванные изображения, рисунки, сделанные краской,
рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге исполнялся кремниевым резцом; иногда рисовали просто пальцем на мягком, наносном слое глины на стенах пещеры...
Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Рельеф вырезался на отдельных камнях или стенах пещеры, где нередко использовались естествен-, ные поверхности скалы, напоминающие очертания животных. Еще ранее первобытный художник создавал натуральный макет из шкуры и кожи убитых им животных...
(История искусства зарубежных стран. С. 10—11)
О палеолитических Скульптурные изображения женщин эпохи верх-«Венерах» него палеолита недаром привлекают к себе внима-
ние многих исследователей. Они найдены во многих странах, от Франции до Восточной Сибири, и в очень большом количестве, свыше сотни, считая только вполне достоверные находки. Следовательно, перед нами не случайное и единичное, а какое-то типичное и массовое явление. Отличаясь друг от друга по размерам, стилю, частью и по материалу (преимущественно слоновая кость, реже — камень), эти многочисленные пластические фигурки имеют между собой все же немало общего: это всегда обнаженная женская фигура, обычно с редуцированными ногами и руками. Эти статуэтки, относимые к
20
эпохе ориньяка, могут считаться древнейшими в человеческой истории памятниками изобразительного искусства, и уже одно это оправдывает интерес к ним. Но большинство исследователей считает их в равной мере также и памятниками, имеющими отношение к религиозным верованиям и обрядам, и это требует еще более внимательного изучения данного предмета.
Высказывались разные мнения о происхождении и назначении ориньякских женских статуэток. Одни авторы видят в них произведения «эротического» искусства; так смотрит на дело, например, Карел Апсолон. Но такой взгляд — грубая модернизация: палеолитический художник, для которого обнаженное человеческое тело было повседневным бытовым явлением (если и существовала тогда одежда, ее надевали, конечно, лишь в холодное время года), не мог на него смотреть глазами европейца XX в. Другие усматривают здесь след «культа плодородия», о чем будто бы говорят тучные, упитанные тела изображенных женщин с подчеркнутыми признаками материнства. Но такой взгляд разделяется далеко не всеми исследователями.
(Токарев С.А. Ранние формы религии. С. 552—553)
Первобытная В 1868 году в Испании, в провинции Сантандер, живопись была обнаружена пещера, вход в которую был засы-
пан обвалом. Девять лет спустя испанский археолог Марселино де Савтуола, занимавшийся раскопками в Альтамирской пещере, обнаружил не замеченные им ранее изображения на стенах и потолке пещеры. Это открытие, собственно, принадлежит его дочери, которая обратила внимание на рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Альтамира была первой из многих десятков подобных пещер, обнаруженных позднее на территории Франции и Испании. Открытие было опубликовано, но материал оказался до такой степени неожиданным и сенсационным, что археологи сочли его подделкой. Почти сразу после своего появления на свет удивительная живопись Альтамиры была забыта. О ней вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных им на стенах пещеры Ла Мут (Дордонь). Их древнее происхождение доказывалось уже тем, что вход в пещеру был завален породами четвертичного периода...
К настоящему времени в результате целенаправленных поисков только во Франции обнаружено около ста пещер с изображениями и другими следами пребывания в них первобытного человека. И все же одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года. Пещера Ласко во Франции, ставшая еще более знаменитой, чем Альтамира, была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями
21
упавшего после бури дерева. Эта пещера, которую называют «доисторической сикстинской капеллой», превращена теперь в первоклассно оборудованный музей. Живопись Ласко принадлежит к числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита. Ее древнейшие изображения датируются приблизительно XVIII тысячелетием до н.э.
Высокое качество живописи, ее превосходная сохранность позволяют рассматривать этот комплекс как классический образец пещерного искусства. Ознакомление с ним может дать представление о некоторых общих особенностях пещерной живописи: о расположении фигур в отдельных частях пещеры и по отношению друг к другу, об их количестве и размерах, о соотношении сюжетов и т. д. Осмотр начинается с «Большого зала», или «Зала быков», как его еще называют. С левой стороны на некотором расстоянии от входа разворачивается, уходя в глубину пещеры, длинный фриз, состоящий из разномасштабных изображений различных животных. Этот ряд открывается странной фигурой крупного зверя с тупой квадратной мордой и большим отвисшим брюхом. На его корпусе темной краской отчетливо прорисованы широкие овалы, а от лба отходят две длинные прямые линии, напоминающие рога. Сразу за ним следует вереница скачущих диких лошадей, перекрывающая огромное изображение быка, тело которого покрыто мелкими темными пятнами. Прямо напротив него изображен другой бык такого же размера, как и первый (около четырех метров в длину), между ними очень тонко прорисованные фигурки северных оленей с большими ветвистыми рогами.
G правой стороны изображения начинаются на большом расстоянии от входа, в глубине зала. Здесь над всем также доминируют две фигуры быков, среди них самая большая достигает шести метров. Передние ноги быка перекрывают темно-красное силуэтное изображение коровы с теленком. Кроме них здесь еще отчетливо различимы изображения оленей, медведя и лошади.
В продольном направлении «Большой зал» заканчивается узким, постепенно расширяющимся проходом, своды которого сплошь покрыты изображениями диких лошадей, бизонов, баранов. Среди этих изображений, а иногда поверх них нанесены различные схематические знаки: разноцветные волнистые линии, прямоугольники, разбитые на квадраты, стилизованные растительные формы.
Наиболее динамичны и эффектны изображения лошадей, написанные светлой и золотистой охрой с черной контурной обводкой и тонким рисунком, передающим не только отдельные детали, но и перспективу. Интересен также фриз из маленькихтемных фигур низкорослых степных лошадей, напоминающих пони. Над ними четко моделированное объемное изображение коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку.
22
Направо от середины «Большого зала» очень узкий и низкий пятнадцатиметровый проход ведет во второе просторное помещение, состоящее из двух частей: основной — так называемый «неф» и боковой — «апсида». Здесь изображения не сливаются в один сплошной фриз, а размещены компактными группами. В начале первой большой группы на левой стене «нефа» полустершиеся небольшие изображения двух лошадей, различимые только благодаря врезанному контурному рисунку. Тут же — фриз из восьми голов каменных баранов, причем четыре головы написаны красной, а другие четыре — черной краской. Интересно, что на противоположной стене такой же фриз образуют пять оленьих голов, причем эта композиция — единственная на длинной левой стене «нефа». Других изображений здесь нет. Зато с правой стороны многочисленные живописные и петроглифические изображения разбросаны по всему своду уходящего в глубь узкого коридора. Среди них особенно примечательна фигура коровы с маленькой головкой, изящно изогнутыми рогами и огромным раздутым туловищем. Под ее задними ногами три больших прямоугольника, разбитых на цветные квадраты (возможно, изображения ям-ловушек). Громадный темный силуэт коровы с процарапанным контуром перекрывает более мелкие фигуры животных. На той же стене — изображения лошадей, бизонов и различные схематические рисунки, среди которых отчетливо различимы знаки стрелы или копья, нанесенные поверх корпуса животных. Так, например, два силуэта — коня и бизона — имеют по семь знаков стрелы каждый.
Последнее помещение пещеры, так называемая «апсида», представляет углубление в правой части «нефа», которое заканчивается коротким узким проходом. Здесь среди других изображений находится единственная в своем роде сцена, расшифровать которую пытаются многие специалисты. В центре — падающая навзничь фигура мужчины с птичьей головой; прямо перед ней — выставив вперед изогнутые рога, раненый бизон с вываливающимися внутренностями. Место ранения по диагонали пересекает длинное копье. Рядом с падающим человеком изображен длинный предмет с навершием в виде птицы. Слева фигура уходящего носорога, написанная в том же стиле и той же черной краской, что и остальные. Два ряда точек заполняют пространство между фигурой носорога и основной частью композиции, как бы указывая на причастность данного персонажа к изображенной сцене. Все говорит о том, что здесь изображено конкретное событие: гибель человека в результате нападения разъяренного, смертельно раненного бизона. Присутствие носорога, непосредственно не участвующего в действии, заставляет предположить, что художник хотел рассказать о событии, разворачивающемся во времени: между бизоном и носорогом произошел поединок. В то время как победитель-носорог удаляется, появляется охотник, уверенный в надежности своей маскировки, но раненый бизон неожиданно обрушивает на него свою ярость. Неловко брошенное
23
копье ломается, охотник падает, роняя копьеметалку, украшенную фигуркой птицы.
В палеолитическом искусстве эта сцена не имеет аналогий. Она настолько необычна, что датировку этого изображения можно было бы считать спорной, если бы не его техника и стиль, типичные для одной из ранних стадий мадленского периода...
Пещерное искусство в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, начиная с неясных знаков и первых примитивных рисунков, относящихся к самому началу верхнего палеолита. Насчитывают пять основных периодов эволюции пещерного искусства. Каждому из них соответствует группа памятников, имеющая свои стилистические особенности, технику, круг сюжетов.
Первая группа объединяет художественные памятники, относящиеся к периоду, охватывающему около пятнадцати тысячелетий. Среди самых ранних — «негативные» изображения руки, выполненные обводкой по контуру или разбрызгиванием краски, заполняющей открытые участки. Позднее появляется изображение, сделанное отпечатывани-ем руки, смоченной краской. Тем же временем датируются волнистые линии и другие неопределенные знаки, прочерченные пальцами по мягкой глине.
Затем возникают первые неуверенные, суммарные контуры, в которых угадываются фигурки животных. Процарапанные пальцем линии, очерчивающие эти фигуры, — тонкие, неровные и прерывистые. Изображения часто не закончены, детали отсутствуют, пропорции не соблюдены. Такие рисунки сохранились в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут — во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании. Контурная линия прочерченных рисунков постепенно углубляется, а красочная — становится шире и уверенней. Поверхность внутри контура иногда заполняется черной или красной краской без детальной разработки (Альтамира, Пеш Мерль, Ласко).
Одновременно с применением в живописи второго цвета делаются первые попытки передачи перспективы.
Тело животного изображается в профиль, а копыта и рога — в фас или в три четверти.
Живопись и петроглифы развиваются параллельно. К концу первого периода появляются изображения, в которых совмещаются обе техники.
Значительный промежуток между первой и второй группами (первым и вторым периодами. — Сост.) представлен главным образом небольшими рисунками на кости и камне и анималистической пластикой. В это время, в частности, были созданы барельефы, найденные в Рок де Сер (Франция), которые, как предполагают, составляли один сплошной фриз. Среди типичных для стиля этого времени коротконогих массивных фигур лошадей и бизонов странно выглядит маленькая
24
сценка, изображающая человека, преследуемого быком. Рельефы, напоминающие по стилю врезанные контурные изображения, сохраняют ощутимую связь с плоской поверхностью камня.
Второй период — XVIII—XV тысячелетия до н.э. ... В живописи, вначале контурной и плоскостной, постепенно намечается переход к детализации: косыми параллельными штрихами изображается шерсть, вводятся дополнительные цвета (различные оттенки желтой и красной охры) для изображения пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов. Рисунок на шкуре иногда выскабливается. Линия контура также меняется, обнаруживая стремление к передаче объема, она становится то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, выпуклости сочленений, складки и массы шерсти, например гривы лошадей, массивные загривки бизонов и т.п. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали подчеркиваются врезанной линией. Живопись и петроглифы этого времени находятся в пещерах Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега и др.
В следующем, третьем периоде — XII тысячелетие до н.э. — пещерное искусство достигает своего апогея. В это время были созданы громадные анималистические ансамбли, покрывающие своды самых глубоких пещер, — Руфиньяк, Ньо, Труа Фрер, Монтеспан, поражающие своим реализмом знаменитые изображения бизонов на потолке Альта-мирской пещеры, лучшие произведения в пещерах Ласко, Фон де Гом, Ла Мадлен, Комбарелль, Бернифаль, Марсула и многих других. Об анималистической живописи (этого периода. — Сост.) можно было бы сказать, что она достигла самых больших высот развитого реалистического искусства благодаря передаче объема и перспективы, пропорциональности построения фигур, применению полихромии, передаче движения, если бы не отсутствие связи между отдельными предметами, когда фигуры образуют беспорядочные хаотические нагромождения. Лишь изредка делаются слабые попытки изобразить простейшую сценку, объединяющую две, реже — три фигуры...
Уже в конце этого сравнительно короткого периода большое мастерство, идущее от совершенного овладения техникой рисунка и живописи и яркого конкретного образного мышления, постепенно перерождается в техническую виртуозность. Линия рисунка становится более динамичной, но изображение в целом утрачивает живость непосредственного восприятия. Размеры петроглифических изображений уменьшаются, линия вреза делается тоньше. Живопись постепенно теряет объемность и становится плоскостной.
Четвертый период отмечен усилением стилизации, хотя порой еще сохраняется моделировка, воспроизводится объем. Больше всего подвержены процессу стилизации наиболее древние традиционные сюжеты: рука, например, изображается теперь только в виде граблей с пятью зубьями...
25
Пятый и последний период развития палеолитического искусства в Европе характеризуется отсутствием фигуративных реалистических изображений. Франко-кантабрийское искусство как бы возвращается к тому, с чего оно начиналось. На стенах пещер появляются беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки. Геометрические рисунки на масдазильских гальках являются последней стадией этой многотысячелетней эволюции.
Естественно, что выявление и рассмотрение определенных стилистических периодов в значительной мере условно, так как переход от одного стиля к другому происходит постепенно, и между ними лишь в редких случаях можно провести более или менее четкую границу...
Эта эволюция была прослежена на человеческих изображениях,, которые, как установлено, относятся к четырем типам, соответствующим четырем последовательным периодам.
1. Натуралистические изображения с правильными пропорциями.
2. Фигура, чрезмерно суженная в талии, голова круглая, верхняя часть тела образует треугольник, руки тонкие, ноги мощные и длинные.
3. Голова изображается в профиль, торс суженный и укороченный, ' ноги неестественно больших размеров.
4. Вся фигура и конечности изображаются единообразными тонкими линиями.
Изображения животных значительно меньше подвержены процессу стилизации. Это говорит о том, что стилизация не всегда является неконтролируемым процессом и не может рассматриваться как «ухудшение образца», как прямая.деградация в результате общей утраты мастерства, чувства пропорций и т.д. В данном случае стилизация человеческих фигур отвечает основной цели — изображению действия, движения, массовых сцен...
Эта тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и в конечном счете к знаку прослеживается повсеместно. Эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной.
С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь более общим, емким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность. Завершается один из циклов процесса постижения окружающего мира: «Когда дух схвачен, образ отбрасывается». Знак, символ — это уже не живое искусство, а его окаменевший продукт.
(Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. С. 127—184)
26
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru