Литература
Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. М: Раритет, 1993.
Архитектура древнего мира / Под ред. В.Н. Владимирова, М.Я. Гинзбурга, И.Л. Маца, С.И. Сахарова. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944.
Большой путеводитель по Библии. М.: Республика, 1993.
Бытие // Библия. М.: Изд-во Московской патриархии, 1990.
Бытие // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Второзаконие // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с иллюстрациями Г. Доре: В 2 т. Л.: Изд. объединение «АККА», 1990.
Даймонт Микаэлъ. Евреи, Бог и история. М.: Изд-во Библиотека-Алия, 1994.
Иллюстрированная история суеверий и волшебства / Сост. д-р Леманн. Киев: Украина, 1993.
Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2 т. М.: Крон-Пресс, 1996.
Исход // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с иллюстрациями Г. Доре: В 2 т. Л.; Изд. объединение «АККА», 1990.
Книга Иова // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
135
Книга Экклесиаст // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит.,
1973.
Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение (Основные положения в доступном пересказе). Новосибирск: Интербук и ассоциация «Спешите делать добро», 1993.
Левит // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с иллюстрациями Г. Доре: В 2 т. Л.: Изд. объединение «АККА», 1990.
Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1994.
Песнь песней // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.
Исторический В конце IV — начале III тыс. до н.э. на территории запад-очерк ного Ирана зародилась древнейшая в данной местности цивилизация эламитов, народа, язык которого родствен протодравидскому языку, т.е. языку народов, живших в Индостане. Позднее сюда проникают народы индоиранской языковой группы, называвшие себя ариями. Отсюда и происходит само название «Иран» — сокращенная форма от «Ариянам» (страна ариев).
На протяжении III тыс. до н.э. Элам то оказывается в зависимости от ме-сопотамских государств (Аккада, Ура), то обретает независимость, и эламиты сами вторгаются в Двуречье, подчиняя себе его государства. В XIV в. до н.э. Элам был завоеван Вавилоном, но около 1180 г. до н.э. вавилоняне были изгнаны, а эламиты совершили победоносный поход в Вавилонию, разграбив ее и увезя в числе добычи и знаменитую стелу с законами Хаммурапи (она была найдена современными археологами в Сузах). Затем (в XII—IX вв. до н.э.) Элам опять оказывается под властью Вавилона и в дальнейшем выступает в качестве союзника Вавилона в борьбе против Ассирии. В 639 г. до н.э. ассирийцы разгромили и захватили Элам, а около 596 г. до н.э. Элам опять был захвачен Вавилоном (при Навуходоносоре II).
В VIII в. до н.э. Элам захватываютмидийцы. Около 672 г. до н.э. мидийцы создали самостоятельное государство, но им пришлось (с переменным успехом) бороться с киммерийцами, скифами и ассирийцами, в союзе с вавилонянами они в 612 г. до н.э. разгромили Ассирию.
Персы появились на территории Ирана еще в XII—XI вв. до н.э., но уже в начале I тыс. до н.э. распространились по всей его территории. В VII в. до н.э. персы заняли территорию на юге и юго-западе Ирана (эламские земли). Примерно с 600 по 559 г. до н.э. у персов царствовал Камбиз I (из рода Ахемени-дов), находившийся в зависимости от царей Мидии. В 558 г. до н.э. царем персов становится сын Камбиза и его жены (дочери мидийского царя Манданы) — Кир II. В 550 г. до н.э. войска Кира захватили Мидию, в 549 г. до н.э. — всю территорию Элама и еще нескольких государств, в 547 г. до н.э. — Лидийское царство, несколько позднее — греческие города Малоазийского побережья, а в 539 г. до н.э. — Вавилон. В 530 г. до н.э. Кир погибает. При его сыне — Кам-бизе II — персы в 525 г. до н.э. захватывают Египет, где Камбиз II был провоз-
137
глашен фараоном и стал основателем XXVII династии. Дальнейшие походы в Нубию и Ливию не имели успеха.
В марте 522 г. до н.э. в Иране началось восстание против Камбиза II, возглавляемое магом (т.е. мидийским жрецом) Гауматой. Камбиз направился в Иран, но в пути при загадочных обстоятельствах умер. В сентябре 522 г. до н.э. Гаумата был убит заговорщиками, а царем персов был выбран Дарий (тоже из рода Ахеменидов). Дарию удалось подавить множество восстаний покоренных народов и укрепить власть персов на захваченных территориях (об этом свидетельствует, в частности, надпись Дария на Бехистунской скале). В 518 г. до н.э. войска Дария захватывают северо-западную часть Индии, в 517 г. до н.э. — о. Самос Эгейского моря, в 516 г. до н.э. — ряд греческих городов южного побережья Черного моря. Поход против скифов (которые применили тактику выжженной земли) успеха не имел. В V—IV вв. до н.э. с переменным успехом проходят греко-персидские войны, но в общем победа оказалась на стороне греков.
К 330 г. до н.э. войска Александра Македонского разгромили войска Дария III и захватили всю территорию Персии: она стала частью империи Александра. После смерти Александра его империя распалась, и Иран вошел в состав империи сподвижника Александра — Селевка и его потомков (династия
Селевкидов).
Около 250 г. до н.э. от империи Селевкидов отпадает Бактрия, где возникает греко-бактрийское царство, просуществовавшее почти сто лет. Затем там возникает Кушанская держава, присоединившая к себе северо-западную Индию и некоторые другие территории. В III в. н.э. она терпит поражение от са-
санидской державы.
Около 256 г. до н.э. в качестве самостоятельного царства возникает и Пар-фия. При царе Митридате I (17.1 — 138 гг. до н.э.) парфянцы захватывают Мидию, а затем и всю Месопотамию, свергнув династию Селевкидов. При Митридате II в Парфию входит вся территория Ирана. В дальнейшем главным противником Парфии на западе станет Рим, борьба с которым будет вестись с переменным успехом. Около 224 г. н.э. власть захватывает Арташир Сасанид из Персиды. Сасанидский период длится с III по VII в. н.э. — до арабского завоевания.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru