О судьбе души после смерти I
1. Спросил Заратуштра Ахура-Мазду: «Ахура-Мазда, Дух Святейший, творец миров телесных, праведный! Когда умирает праведник, где в ту ночь находится душа его?»
2. И сказал Ахура-Мазда: «Около головы она восседает, произнося Гату Уштаваити, взывая о блаженстве: "Блажен тот, блажен, которому вольноцарствующий Ахура-Мазда пожалует [оба вечные могущества и т.д.]"- В эту ночь столько удовольствия испытывает душа, сколько все [удовольствие, испытываемое] живым миром».
3. «Во вторую ночь, — где в эту ночь находится душа его?»
4. И сказал Ахура-Мазда: «Около головы она восседает, произнося Гату Уштаваити, взывая о блаженстве: "Блажен тот, блажен, кому вольноцарствующий Ахура-Мазда пожалует [оба вечные могущества и т. д.]. В эту ночь столько удовольствия испытывает душа, сколько все [удовольствие, испытываемое] живым миром"».
5. «В третью ночь, — где в эту ночь находится душа его?»
6. И сказал Ахура-Мазда: «Около головы она восседает, произнося Гату Уштаваити, взывая о блаженстве: "Блажен тот, блажен, кому вольноцарствующий Ахура-Мазда пожалует [оба вечные могущества и т.д.]. В эту ночь столько удовольствия испытывает душа, сколько все [удовольствие, испытываемое] живым миром"».
7. По истечении третьей ночи, на рассвете, душа праведника носится перед растениями и благовониями. Ей навстречу является ветерок, веющий с южной страны, с южных стран [каршваров], благовонный, благовоннее иных ветров.
8. И воспринимая тот ветер ноздрями, душа праведника рассуждает: «Откуда этот ветер веет, самый благовонный [из всех], какие я когда-либо воспринимал?»
9. В сопровождении этого ветра является собственная его Вера, с телом девицы прекрасной, блестящей, белорукой, плотной, стройной, статной, великорослой, с выдающимися грудями и славным станом, благородной, с сияющим лицом, пятнадцатилетней по возрасту, и столь прекрасной телом, как прекраснейшие из созданий.
10. И ей сказала, спрашивая, душа праведника: «Кто ты, о девица, которую я узрел прекраснейшею по телу из девиц?»
145
11. А ему ответила его собственная Вера: «Я, о юноша благомыслящий, в настоящем [ее] виде. Всякий любил тебя за такое величие, доброту, красоту, благоговорение, победоносную силу и противоборство [дэвам], какие ты замечаешь во мне.
12. Ты меня любил, о юноша благомыслящий, благоговорящий, благо-действующий, благов'ерный за такое величие, доброту, красоту, благовоние, победоносную силу и противоборство [дэвам], какие я замечаю в тебе.
13. Когда ты видел, как другой совершал сожжение [мертвых тел] и идолопоклонство, и притеснял, и срубал деревья, — ты сидел тогда, произнося гаты, чествуя благие воды и Огонь Ахура-Мазды, и стараясь удовольствовать праведников, изблизка приходящих и издалека.
14. И Меня, бывшую милой: — [ты сделаешь еще] более милой, бывшую прекрасной — более прекрасной, бывшую вожделенной — более вожделенной, и сидевшую на высоком месте ты посадил на [еще] более высокое место, этими [твоими] добрыми мыслями, этими добрыми словами, этими добрыми делами. А впоследствии люди будут чествовать меня и Ахура-Мазду, давно чествуемого и призываемого».
15. Первый шаг сделала душа праведника, и стала на Хумате [добрых мыслях]; второй шаг сделала душа праведника, и стала на Хухте [добрых словах]; третий шаг сделала душа праведника, и стала на Хвар-ште [добрых делах]; четвертый шаг сделала душа праведника, и стала на вечных светилах.
16. Ей сказал, спрашивая, праведник, прежде умерший: «Как, о праведник, умер ты? как, о праведник, вышел ты из обиталищ, полных скотом, и от птиц, понимающих друг друга? из телесного мира в духовный мир, из тленного мира в нетленный мир? Сколь долговременно будет твое блаженство!»
17. Сказал Ахура-Мазда: «Не спрашивай его, кого спрашиваешь, прошедшего ужасный, страшный, гибельный путь: рознь тела и души.
18. Да поднесут ему пищу из желтоватого масла! Вот пища для юноши благомыслящего, благоговорящего, благоденствующего, благовер- . ного после смерти. Вот пища для женщины очень благомыслящей, очень благоговорящей, очень благодействующей, очень благоверной, наученной добру, покорной супругу, праведной после смерти».
П
19. Спросил Заратуштра Ахура-Мазду: «Ахура-Мазда, Дух Святейший, творец телесных миров, праведный! Когда издыхает грешник, где в ту ночь находится душа его?»
20. И сказал Ахура-Мазда: «Там же, праведный Заратуштра, около головы она шатается, произнося Гату Кам-немой-зам: "В какую направлюсь я страну, о Ахура-Мазда. Куда пойду обратиться?" В эту ночь столько неудовольствия испытывает душа, сколько весь живой мир».
146
21. «Во вторую ночь, — где в эту ночь находится душа его?»
22. И сказал Ахура-Мазда: «Там же, праведный Заратуштра, около головы она шатается, произнося Гату Кам-немой-зам: "В какую направлюсь я страну, о Ахура-Мазда. Куда пойду обратиться?" В эту ночь столько неудовольствия испытывает душа, сколько весь живой мир».
23. «В третью ночь, — где в эту ночь находится душа его?»
24. И сказал Ахура-Мазда: «Там же, праведный Заратуштра, около головы она шатается, произнося Гату Кам-немой-зам: "В какую направлюсь я страну, о Ахура-Мазда. Куда пойду обратиться?" В эту ночь столько неудовольствия испытывает душа, сколько весь живой мир».
25. По истечении третьей ночи, праведный Заратуштра, на рассвете, душа грешника носится над ужасами и зловониями. Ей навстречу является ветерок, веющий с северной стороны, из северных стран (кар-шваров], зловонный, зловоннее иных ветров.
26. И, воспринимая этот ветер ноздрями, душа грешника рассуждает: «Откуда этот ветер веет, самый зловонный [из всех], какие я когда-либо воспринимал?»
27—32*. И потом дева, на девиц вовсе не похожая, идет ей навстречу. Говорит душа грешника скверной деве: «Ты кто, сквернее и отвратительнее которой я на свете никогда не видал скверной девы ?» И ему в ответ говорит эта скверная дева: «Яне дева, я — злые твои дела, о грешник зломыслящий, злоговорящий, злодействующий и зловерный. Ибо когда ты видел на свете, что служат Богу, ты сидел тогда, поклоняясь дэвам. И когда ты видел, что доброму мужу, пришедшему издалека или изблизи, дают пристанище, оказывают гостеприимство и дают милостыню, тогда ты доброго мужа унижал и обижал, и не давал милостыни, а запирал дверь. И когда ты видел, что творят правосудие, не берут взяток, дают верное свидетельство и говорят правдивые речи, ты сидел тогда, творя несправедливостъ,лжесвидетелъствуя и ведя дурные речи. На! я — твои злые мысли, злые речи и злые дела, которые ты мыслил, говорил и делал. И, бывшая без чести, я чрез тебя еще более обесчещена; бывшая презренной, я чрез тебя сделалась еще более презренною, и сидевшая на позорном месте, я чрез тебя еще более опозорена». Потом [душа], шатаясь, подается вперед, делая первый шаг...
33. Первый шаг сделала душа грешника, и стала на Душмат [злые мысли]; второй шаг сделала душа грешника, и стала на Дужухт [злые речи]; третий шаг сделала душа грешника, и Сталина Дужварешт [злые дела]; четвертый шаг сделала душа грешника в беспредельный мрак.
34. Ей сказал, спрашивая, грешник, прежде издохший: «Как, о грешник, издох ты? как, о друдж, вышел ты из обиталищ, полных скотом, и
* Эти строфы утрачены в подлиннике и выпущены во всех рукописях, но довольно точый их пересказ сохранился в пазендском «Меног-и Храт», где читается текст, выделенный далее курсивом.
147
от птиц, понимающих друг друга? из телесного мира в духовный мир, из тленного мира в нетленный мир? Сколь долговременно будет твое мучение?»
35. Сказал Анхра-Манью: «Не спрашивай его, кого спрашиваешь, прошедшего страшный, ужасный, гибельный путь: рознь тела и души».
36. Да поднесут ему пищу из яда и вонючего яда! Вот пища юноши зломыслящего, злоговорящего, злодействующего, зловерного после издыхания. Вот пища для бабы очень зломыслящей, очень злоговоря-щей, очень злодействующей, очень зловерной, наученной злу, непокорной супругу, грешной, после издыхания».
(Авеста в русских переводах. С. 408—412)
Манихейство В III в. н.э. в Иране (в период господства Сасанидской династии) наряду с зороастризмом получает распространение новая религия — манихейство. Ее основоположником был иранский религиозный реформатор Мани (216—277 гг.). Этимология имени не ясна, и по этому поводу существует ряд версий («сумасшедший», «маньяк», но и «драгоценный камень» и др.). Согласно ряду источников Мани умер мученической смертью: с него была заживо содрана кожа, которую набили соломой и повесили на царских вратах, а сам он был обезглавлен.
По учению Мани истина неоднократно провозглашалась в мире пророками (такими пророками были Адам, Енох, Ной, Сим, Авраам и др.), но более всего — Заратуштрой, Буддой и Иисусом Христом. Но все они несли истину (частичную и неполную) только ограниченному кругу людей, тогда как сам Мани — апостол всего последнего поколения людей и последнее звено в цепи небесных посланников. Манихейство представляет из себя синкретическую религию, и его вероучение включает в себя элементы зороастризма (исходный дуализм Добра и Зла, Света и Тьмы, учение о современной эпохе как смешении Света и Тьмы и др.), буддизма (идея кармы и метемпсихозы), христианства (приход мессии и образ Иисуса Христа), гностицизма (учение о пленении частиц света тьмою, о первочеловеке, и понимание освобождения как осознание истины и деятельность по отделению элементов света от тьмы).
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru