Наука и техника
XIX в. для Европы и Северной Америки — это время бурного развития науки и техники, внедряемых в промышленное производство. Происходит научно-промышленная революция, оказавшая серьезнейшее влияние на всю мировую культуру.
В XIX в. активно строились железные дороги, появились пароходы и подводные лодки, был изобретен двигатель внутреннего сгорания и создан автомобиль, в конце века начинается эра воздухоплавания; были открыты электричество и радио, началось их практическое применение, был изобретен телефон и телеграф, фонограф и граммофон; возникли фотография и кино. Все открытия этого времени невозможно даже просто перечислить. Эти научные достижения породили особое умонастроение: сциентизм, т.е. веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.
В XIX в., как и в эпоху Средневековья, центрами развития науки опять становятся университеты, но это уже новые реформированные университеты.
Реформа немец- Реформа немецких^ниверситетов проводилась под ких университетов лозунгами единства и самоценности знания. Образцом их стал Берлинский университет. Его создание в 1809 г. было вдохновлено идеями В. фон Гумбольдта — в то время министра прусского правительства...
690
Согласно первоначальному замыслу университеты были ориентированы на единое, неутилитарное, целостное теоретическое знание. Особо акцентировались базисные принципы познания и связи целого. Ценность знания связывалась с его теоретической основательностью и неутилитарностью.
Эти установки были ярко выражены в гумбольдтовском проекте организации научных учреждений в Берлине... По Гумбольдту, науки ценны тем, что воплощают сущность моральной культуры нации. Научные институты должны быть верны чистой идее науки. Поэтому их главная задача — обеспечить свободу исследований и устранить отвлекающие моменты. Одновременно они обязаны обеспечивать общение и сотрудничество ученых.
Стремление к познанию по своей сути не подлежит управлению. Государство должно понимать, что оно не может сделать исследования плодотворными. Поэтому ему следует всячески ограничивать свое вмешательство. В то же время, поскольку в современном мире для любой широко практикуемой деятельности нужны ресурсы и организационный каркас, государству надлежит предоставлять их. Оно обязано способствовать поддержанию интеллектуальной активности на самом высоком и продуктивном уровне, осознавая вместе с тем, что его активность должна быть очень осторожной, чтобы не принести вред вместо пользы.
Государству необходимо позаботиться только о том, чтобы соответствующие люди собрались в научных институтах, чтобы институты были подобающим образом оборудованы, а затем предоставить исследователям полную свободу. Научные институты, в сущности, должны быть наиболее полным и свободным выражением духовной жизни человека.
Главная ценность науки прочно связана с ее глубиной. Наука ни в коем случае не может превратиться в простое накопление фактов. Нет, в ней всякое понимание явлений природы нужно осуществлять на основе фундаментальных общих принципов и направлять к идеалу, причем принципы и идеалы должны образовывать цельную единую систему. Односторонности, как был убежден Гумбольдт, нет места в научных институтах.
Цель преподавания наук состоит в сочетании научного познания и морального развития личности. Поэтому уже на школьном уровне оно должно включать в себя обучение началам самостоятельной исследовательской деятельности. Задача обучения заключается в гармоничном развитии всех способностей учеников. Не нужно слишком много учебных предметов, но каждый следует изучать как можно глубже и обширнее. Ученику надо дать возможность почувствовать точность, гармонию и красоту наук. При этом одна из важнейших обязанностей государства в отношении гимназической ступени образования состоит в том, чтобы действительно подготовить учащихся к обучению в университете.
691
Что же касается университетов, то в них учитель и ученик должны совместно служить общему делу обретения знания. Зрелость и компетентность одного, юность и воодушевление другого представляют собой наиболее плодотворное для научных исследований сочетание. При этом, как подчеркивал Гумбольдт, государству ни в коем случае не следует подходить к университетам как к специализированным техническим школам. Оно вообще не должно ожидать от научных институтов удовлетворения своих потребностей. Государству надлежит осознать, что научные институты служат высшим целям. Только сохраняя верность им и не подменяя эти цели ничем другим, университеты прино--сят пользу и государству, однако на неизмеримо более высоком уровне, на котором действуют такие силы и механизмы, которыми государство управлять уже не в состоянии.
Университетское преподавание согласно замыслу Гумбольдта оказывается как бы квинтэссенцией духовной жизни человека, которая не может не быть творческой. Поэтому преподаватель обязан быть исследователем; но таковым обязан быть и студент. А непременным условием этого является свобода интеллектуального поиска. Государство должно предоставить ее во имя того, чтобы университет выполнял свое высшее предназначение...
Обратим внимание также и на некоторые черты организации научно-исследовательской и преподавательской деятельности в Германии, отличающиеся от французской системы. Прежде всего, надо упомянуть характерное для Германии XIX в. противопоставление чистой и прикладной наук и более высокую оценку именно чистого, неутилитарного знания. Последнее ценно своей теоретической основательностью и абстрактностью, а вовсе не материальной полезностью.
Далее, в Германии выше ценилось неспециализированное знание. Так, выпускники высших технических школ не могли преподавать в гимназиях, потому что, как считалось, у них недостаточно широкий кругозор. Специализированное, практически полезное знание ставилось ниже, потому что не могло воспитывать душу и чувства. Все учащиеся и профессура университетов заканчивали гимназии, где изучали классические языки и древнюю литературу, поскольку образование такого рода считалось способствующим развитию личности и потому более высоким, чем профессиональное и специальное.
Некогда низший факультет традиционного университета — свободных искусств — в результате реформ начала XIX в. превратился в философский факультет, доминирующий в университетской системе Германии. На нем и реализовывалось единство преподавания и исследования, ибо предполагалось, что лектор основывает свой курс на собственных оригинальных изысканиях.
После защиты диссертации и получения venia legendi, т.е. права читать лекции в университете, молодой ученый в Германии становился
692
приват-доцентом. В этом качестве он не получал от государства ника- кого жалованья. В его распоряжении была только плата студентов, по- сещавших его лекции. Предполагалось, что приват-доценты занимаются научными исследованиями, однако у них не было для этого необ- ходимого оборудования или материалов, не получали они и никакой платы за эту работу. Венцом карьеры приват-доцента, достижимым далеко не для всех, было положение профессора, имевшего постоянное и хорошее жалованье.
Приват-доценты вели свою научно-исследовательскую деятельность частным образом, свободно выбирая для себя тему. Это было одним из важных проявлений «академической свободы», которой так гордились немецкие университеты. «Академическая свобода» включала также свободу выбора предмета преподавания и дополнялась свободой студентов в выборе профессоров и лекционных курсов...
После осуществления реформы образования возможность научной карьеры, открывающая перспективу достижения статуса профессора, начинает привлекать молодежь, желающую получить в университетах подготовку, которая позволила бы приступить к самостоятельным научным исследованиям. В университетских курсах появляются специальные семинары и лабораторные занятия, на которых студентов приобщают к исследовательской деятельности. В лабораториях немецких университетов делается в XIX в. мировая наука, лидерство в которой к середине века переходит к Германии... Лаборатория немецкого университета становится для всего мира эталоном подлинно научного учреждения... Когда в конце XIX в. встал вопрос о создании научных лабораторий в Лондонском университете, то соответствующие просьбы о государственном финансировании мотивировались необходимостью достичь уровня немецких университетов. Во второй половине XIX в. престиж немецких университетов как научных центров был настолько высок, что желающая посвятить себя науке молодежь разных стран устремляется в немецкие лаборатории. «Лаборатории некоторых немецких университетов становились центрами и средоточием мировых научных сообществ с середины XIX в.... К концу века лаборатории некоторых профессоров стали столь знамениты, что наиболее способные студенты со всего мира приезжали сюда на тот или иной срок. Список студентов, работавших в таких местах, зачастую включал практически всех значительных ученых следующего поколения»...
Тем не менее, как показывает Бен-Дэвид, в конце XIX в. в исследовательских лабораториях немецких университетов происходит именно то, чего с самого начала стремились избежать реформаторы, делая научно-исследовательскую деятельность приват-доцентов неоплачиваемой: бюрократизация организованных для научных изысканий структур. Университеты начинают готовить исследователей так же, как и специалистов любой другой специальности, будь то врачи или юристы. Диссерта-
693
ция — Habilitationsschrift — оказывается все более формальной и программируемой, а звание приват-доцента становится профессиональной научной степенью. Самой характерной чертой организации научно-исследовательской деятельности в Германии было особое положение профессоров, которые обладали неограниченным влиянием и монополизировали все средства для исследований. «Академическая свобода» немецких университетов фактически являлась свободой только для профессоров.
К середине XIX в. практически все ученые Германии работали в университетах. Оригинальные научные исследования были необходимым условием университетской карьеры и составляли часть функций профессора...
Согласно Бен-Дэвиду университетская система как целое выработала внутри себя противовес олигархическим тенденциям университетского самоуправления, которое на деле было не чем иным, как властью профессорских советов. В соответствии с исходной идеей единства знания эти советы объединяли всех профессоров университетов, независимо от их специальности. Поэтому членов советов сплачивали не научнйе, а корпоративные интересы профессуры, т.е. привилегированных, высокооплачиваемых государственных служащих. В большинстве университетов советы профессоров активно сопротивлялись введению новых научных дисциплин и областей исследования, видя в этом ущемление своих привилегий.
Поэтому, как утверждает Бен-Дэвид, деятельность профессорских советов могла не ускорять, а, скорее, тормозить развитие науки, если бы им не противодействовала новая сила, никак не предусмотренная проектами реформаторов: конкуренция, обусловленная ростом числа университетов. Студенты имели возможность свободно выбирать университеты и профессоров. А потоки государственного финансирования двигались вслед за потоками студентов. Студенты же все чаще были заинтересованы в том, чтобы получить самое современное образование, способствующее научной карьере. В этой ситуации университетская свобода преподавания сыграла положительную роль. Она обеспечила возможность подготовки учебных курсов, предназначенных для малого числа талантливых и перспективных студентов. Таким образом складывалась особая форма образования — подготовка к самостоятельной научно-исследовательской деятельности как вполне определенной профессии. В университетских лабораториях профессора выполняли собственные научные исследования, связывая их с преподаваемыми курсами, и так осуществляли подготовку будущих исследователей...
Научно-исследовательская деятельность стала к тому времени реальной самостоятельной карьерой, и студенты стремятся подготовить себя к ней. Это дает толчок к повышению уровня научно-исследова-
694
тельской деятельности в университетах, им требуются новые профессора-исследователи, а наличие спроса на научные кадры поощряет студентов в их стремлении получить хорошее научное образование. Складывается счастливый круг взаимной стимуляции. Понятно, однако, что он может существовать только за счет внешнего воздействия, сообщающего динамизм всей системе. Таковым, в конечном счете, было государственное финансирование.
Именно поддержка государства и неуклонный рост государственного финансирования привели к расширению возможностей профессионального устройства и к формированию устойчивых траекторий научной карьеры... Постепенно важными потребителями научной продукции становятся политехнические институты и промышленность. Последняя начинает выступать и спонсором научных исследований. А Прусское государство в конце XIX — начале XX в. создает в дополнение к университетам и новые, специализированные структуры — исследовательские институты.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эволюция немецких университетов, о которой говорит Бен-Дэвид и которая уводила их в сторону от первоначальных философских замыслов реформаторов, явилась непреднамеренным следствием финансового и организационного воздействия государства (позднее и в меньшей степени — частных промышленных компаний). Целью государства в его щедром финансировании университетов был не только и не столько духовный подъем нации, сколько интересы военные и экономические. Естественно, что такое воздействие меняло характер университетов...
Таким образом, реально осуществившаяся в Германии университетская реформа существенно отошла от первоначальных идеалов единого и неутилитарного знания. Статус и привилегии университетов были определены военно-аристократическим правящим классом. В конечном счете университеты явились для государства средством воспитания определенных полезных профессионалов. Идея воспитания целостной духовной личности, единственно достойной преподавать в немецкой гимназии, отходила на второй план по сравнению с этой задачей.
(Сокулер ЗА. Знание и власть: наука в обществе модерна. С.154—163)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru