Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве XIX в. господствуют примерно те же стили, что в других видах духовной культуры: классицизм, романтизм, реализм, но в конце века появляются еще сыгравшие важное место в развитии искусства — импрессионизм (1874—1886 гг.) и постимпрессионизм.
Особых успехов живопись в XIX в. достигла во Франции. Виднейшими представителями классицизма были Жан Луи Давид (1748—1825 гг.) и Жан Огюст Энгр (1780-1867 гг.); романтизма - Теодор Жерико (1791-1824 гг.) и Эжен Делакруа (17,98—1863 гг.), Камиль Коро (1796—1875 гг.); реализма — Гюстав Курбэ (1819—1877 гг.); импрессионизма — Клод Моне (1840—1926 гг.), Огюст Ренуар (1841—1919 гг.), Эдгар Дега (1834—1917 гг.), во многом был близок к импрессионизму гениальный фрнцузский скульптор Огюст Роден (1840—1917); постимпрессионизма — Поль Сезанн (1839—1906 гг.), Поль Гоген (1848-1906 гг.) и Винсент Ван Гог (1853-1890 гг.).
Из «Отрывков Я молю каждый день бога, чтобы он сделал меня из бесед и писем» ребенком, т.е. чтобы он дал мне умение видеть при-Коро роду и передавать ее, как это делает ребенок, — без
предвзятости. Природа прежде всего.
Всегда бываешь в выигрыше, когда подражаешь природе. Когда я отступаю от воспроизведения ее хотя бы только на сантиметр, я всегда вновь обращаюсь к ней.
(Коро К. Отрывки из бесед и писем. С. 398)
Из письма Моне И сильно расстроен, я получил глубокое отвращение к живописи. Решительно это непрерывная пытка! Не ожидайте увидеть что-нибудь новое, — та малость, которую я смог сделать, уничтожена, соскоблена или прорезана. Вы не можете себе представить этой ужасной погоды, не прекращающейся в течение месяца. Это может довести до бешенства, когда стараешься передать час дня, воздух, среду. К тому же все неприятности. Теперь я глупо захвачен ревматизмом. Я расплачиваюсь за свои стоянки под дождем и снегом; меня приводит в отчаяние мысль, что мне придется отказаться от работы во всякую погоду и работать на воздухе только в хорошие дни. Какая глупость жизнь! Ну, довольно жалоб...
(Моне К. Письмо к Гюставу Жеффруа. С. 149)
720
Из «Письма ...Ах, ...иногда я так хорошо знаю, чего я хочу. Я
к брату»- Ван Гога могу свободно обойтись в жизни и в живописи без господа бога, но не могу я, страдающее существо, обойтись без того, что выше меня, что есть моя истинная жизнь, — моя творческая мощь. И если, разуверившись в ней физически, вы будете создавать мысли вместо детей, вы все-таки останетесь среди человечества.
В картине я хотел бы передать нечто утешительное, как музыку. Я хотел бы писать мужчин и женщин с печатью вечности, символом которой был раньше нимб и которую мы стремимся передать сиянием и вибрацией наших цветовых тонов...
У меня постоянно два различных потока мыслей: первый — материальные затруднения, необходимость всячески изворачиваться, добывая средства к существованию; второй — изучение цвета. У меня постоянная надежда чего-нибудь достигнуть в этой области. Выразить любовь двух влюбленных путем сочетания двух дополнительных цветов, их смешения и контрастов, таинственных вибраций близких тонов. Выразить мысль, осеняющую чело, сиянием светлого тона на темном фоне.
Выразить надежду какой-нибудь звездой. Пылающее сердце сиянием заходящего солнца. Конечно, это не натуралистический обман глаз, но разве это не самая подлинная действительность?..
(Ван Тог. Письмо к брату. С. 277)
Из "Мыслей Я же, в вечной погоне за правдой, подстерегаю
Родена об искус- жизнь во всех мелочах и потому я не могу работать стве в передаче так, как мои коллеги.
Гзелля" я стараюсь уловить движение, когда оно проявля-
ется само собой, но я не вызываю его искусственно.
Даже когда определенный сюжет заставляет меня требовать от натурщика известной позы, я ее указываю, но никогда не трогаю и не устанавливаю его. Я беру только то, что жизнь мне добровольно дает.
Я подчиняюсь во всем природе и вовсе не хочу подчинять ее себе.
Моя единственная задача — рабски следовать ей.
В слепке меньше правды, чем в моей скульптуре.
Разве может 4 натура» удержать живое движение, пока я с нее буду брать слепок? А в моем представлении остается совокупность позы, и я постоянно прошу натурщика соображаться с моими воспоминаниями.
Скажу больше.
Слепок передает только внешнее, я же передаю и духовную сущность, составляющую, без сомнения, тоже часть природы.
Я постигаю всю правду, а не только ту, которая дается глазу.
Я подчеркиваю черты, наиболее выражающие настроение, которое я передаю.
721
Я не изменил природы. А если б даже изменил, то бессознательно, в момент творчества. В это время на мой глаз влияло чувство, и я видел природу сквозь его призму.
Если бы я захотел изменить то, что вижу, и «сделать красивее», то ничего бы не вышло.
— Я допускаю, — продолжал он после минутного молчания, — что художник видит природу иначе, чем простые смертные, потому что его возбужденное чувство под внешним покровом воспринимает и внутреннюю правду.
Но в конце концов единственный принцип в искусстве — точное воспроизведение, копия с того, что видишь. Не в упрек будет сказано учителям эстетики: всякий другой метод пагубен. Нет рецепта для украшения природы.
Надо только уметь «видеть».
(Роден О. Мысли Родена об искусстве в передаче Гзелля. С. 375)
Фотография В середине XIX в. возникает новый вид изобразитель-
ного искусства — фотография (от греческих слов фото — «свет» ь графио - «писание»). Фотография - синтез двух наук: физики и химии, на протяжении их эволюционирования, развивалась и фотография. К физике относится оптика и камера-обскура (от латинского «темная комната»), к химии - процессы окисления серебра, его восстановления и закрепления. Камера-обскура была известна еще в Средневековье и была очень популярна у художников эпохи Возрождения, в частности Леонардо да Винчи оставил ее подробное описание и чертежи. Но возникновению фотографии мешал тот факт, что никто не мог закрепить изображение — для этого потребовалось дальнейшее развитие химии. Официальная *дата рождения* фотографии - 7 января 1839 года, в этот день Доминик Араго (французский астроном и историк науки) доложил Парижской Академии наук об изобретении художника Дагерра: «с помощью светового луча получать прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре». Этот процесс по имени изобретателя получил название «дагерротип».
Фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко похож на себя. В редкие моменты мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным.
(Достоевский Ф.М. Дневник писателя. С. 271)
«При писании с фотографий, — говорил Шишкин, - частью познается степень даровитости человека: бездарный будет рабски копире-
722
вать с фотографии все ее ненужные детали, а человек с чутьем возьмет то, что нужно»
(Комарова А. Лесной богатырь-художник. С. 56)
Всякому живописцу случалось встречать людей, которые отличались необыкновенным выражением лица ... как ни быстро было это выражение, фотография может схватить и выразить его, и таким образом, представить художнику неисчезающий образец такой красоты, которая для него пропала бы безвозвратно.
(Бланкар-Эврар Л. Об участии искусства в фотографии)
Кинематограф
28 декабря 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов, в «Гранд кафе» состоялся первый публичный платный киносеанс. Именно это событие принято считать датой рождения кинематографа.
Братья Огюст и Луи Люмьер, показав зрителям свои короткометражки в тот памятный день, не сразу осознали значение этого события. Среди более двух десятков показанных коротких фильмов, особое впечатление на зрителей произвели две картины: «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», которые наметили дальнейшее развитие кино, разделенное на игровое и документальное. В США над проблемой создания «движущихся картинок» работал Эдисон.
В свой начальный период кинематограф носил по преимуществу трюковый характер, сюжеты были в основном сказочные и фантастические.
Быт и нравы
Мода В моде конца XIX века господствуют действительно
великие модные салоны: сыновья Борта Жан Филипп и Гастон, английская фирма Редферн, Жак Дусе, Пакен, сестры Калло и ряд других. Каждый из этих салонов имел свой стиль. (На Всемирной выставке 1900 года французская мода победила по всем статьям. По словам искусствоведа Мейер-Графа, никто из иностранцев не отваживался показывать свои экспонаты рядом с ними). Фирма Чарлза Редферна специализировалась на английских костюмах, сестры Калло — на кружевах и серебряной ткани ламэ для вечерних туалетов. Эта же фирма поставляла высокие каблуки а ля Мария Антуанетта и воланы для юбок, которые напоминали моду эпохи Людовика XIV. Модели Дусе были как бы вариациями из произведений Ватто, Фрагонара и Ла Тура, картины которых были представлены в коллекции картин Дусе.
723
В моде конца XVIII века отражались политические и эстетические тенденции своего времени, в моде XIX века господствуют два противоположных направления: одно подчинено спорту, другое — модным салонам. Требованием консервативной моды была стилизованная женщина-цветок, женщина салонов, театров и различных вечерних развлечений, это женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсета, сторонники которого говорили о его вредности и стремились запретить его ношение ( например, английское общество «Рэшионал Дреесс Ассоусиэйшн», основанное в 1882 г. по американскому образцу).
С одной стороны входит в жизнь велосипед и костюм, который дает женщинам свободно двигаться, с другой стороны — проводятся анкеты на тему о том, не вреден ли спорт для женщины, не повредит ли он женской морали. Сторонникам второго направления кажется, что женщина должна носить перчатки и дома и т.д.
Только в конце XIX века мода создает новый тип одежды с юбкой клеш и «ветчинообразными» рукавами, помогающий созданию как спортивной, так и вечерней одежды в стиле модерн (придающей фигуре «5»-образную форму), единый стиль которой смирит все противоположности. Этот костюм отказывается от всего старого и присягает новой вере. «Искусство, строительство и мода — все было ко столу», — как сказал Сальвадор Дали...
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru