Архитектура и строительство
Основными стилями в архитектуре рассматриваемого периода были «русское барокко» - XVII-XVIII вв., затем - классицизм - конец XVIII - начало XIX в., в конце XIX в. появляются эклектика, модернизм, «неорусский
стиль».
Русское барокко В зодчестве, как и во всей русской культуре, признаки наступления нового времени можно заметить со второй четверти XVII в. К середине столетия перемены уже столь значительны, что можно говорить о переходном периоде...
Признаки переходности зодчество сохраняло... до 60-х гг. XVIII в. Таким образом, между средневековой русской архитектурой и архитектурой нового времени лежит более чем столетний переходный период, начало которого можно условно отнести к 1650-м гг. Столь длительный, он не мог быть однородным. Начало его не обозначено четко; примерно до 1680 г. уже заметные отличия от зодчества более раннего времени еще не позволяют определить общий характер наступающего периода. Далее, в 80-90-е гг. XVII в. и первые десятилетия XVIII в., признаки нового сложились в стилистическую систему, которую... (сначала называли. - Сост.) «русским барокко»; несколько позже... использовали прочнее привившийся термин «московское барокко», который имел более жесткое хронологическое ограничение (московское - подразумевалось «допетербургское», предшествовавшее времени активного вовлечения зодчества в сферу петровских реформ). В явлении этом отразилась историческая ситуация, влиявшая и на другие области художественной культуры: живопись, уже не сводившуюся к церковному искусству, литературу, рождавшийся российский театр. «Русское
921
барокко» стало если не стилем времени, то его важнейшим художественным направлением...
В архитектуре 1630-1680 гг. еще невозможно не только выявить сложившуюся стилистическую систему, но и говорить о преобладании какого-то определенного, единого направления в формообразовании. Никогда еще не создавалось так много значительных каменных построек, и никогда строительная активность не захватывала так широко провинцию. Но, главное, никогда не возникало так много новых типов сооружений и новых приемов композиции. Почти каждое здание несло в себе что-то новое.
И все-таки за этой пестротой различимы устойчивые тенденции... Назовем эти тенденции. Первой и главной среди них была секуляризация архитектуры, становление в ней активного светского начала. К XVII в. окончательно определился тип русского народного жилища. На его основе складывался новый жанр — каменное жилое зодчество, специфика которого претворялась в особые формы и приемы композиции. С его появлением в кругу задач монументального культового зодчества обретала конкретность метафора «церковь — дом божий», популярная уже в посадском строительстве XVI в. Теперь ее воплощению могли служить ассоциации, возникавшие на всех уровнях композиционной системы — от пространственной структуры до декора. Элементы жилой архитектуры, переведенные в план метафоры, в культовом зодчестве развивались свободно и динамично, подчиненные поиску образной выразительности. Противопоставление духовного и светского, столь резкое в средневековом зодчестве, стиралось. Открылась возможность активного взаимодействия жанров, способствовавшая развитию зодчества. Тенденция эта отвечала общему направлению развития культуры.
Второй тенденцией была антинормативность, «живописность». XVI в. создал своеобразную и цельную систему общерусского зодчества, с развитой системой жанров и типов, с определившимся кругом форм и приемов художественного языка. На этой основе созданы произведения, относящиеся к высшим достижениям художественной культуры средневековья. Однако рамки системы были уже тесны для новых потребностей, нового восприятия мира... Антинормативность побуждалась стремлением сделать архитектурные образы более эмоциональными, отражающими крепнущее личностное начало человека, особые пристрастия заказчика и зодчего. Обусловленность выразительной формы конструкцией и функцией, потерявшая обязательность уже в XVI столетии, еще более ослабела.
Эти тенденции дополняла и третья — стремление к крайностям, к обострению выразительности форм, пластической и орнаментально-декоративной насыщенности композиций. Через нее прорывалась в зодчество «неистовость» характеров, свойственная эпохе. Вместе со
922
стремлением к антинормативности, живописности она вносила в русскую архитектуру барочную тональность. Подобная тенденция развивалась в западном барокко; там ее воплощение выливалось в трагическую напряженность, а иногда — истерическую взвинченность... Русской архитектуре XVII в. чужда эмоциональная окраска подобного рода. В ее образах преобладает жизнелюбие — иногда наивно-радостное, иногда полнокровное, энергичное. Тяготам реальности, памяти о подлинных трагедиях и разорениях, которыми был отмечен XVII в., противопоставлены идеальные образы «вертограда многоцветного», изобильного цветущего рая.
Новые средства для воплощения этих основных тенденций искали в двух источниках: во-первых, в народной традиции, которую подспудно питали древние земледельческие мифы, связанные с семантикой жилища и бытовых обрядов, прочно осевшие в памяти народа, во-вторых — в тех произведениях иноземной художественной культуры, которые казались отвечающими новым идеалам. В числе последних — орнаментально-декоративные мотивы немецкой, датской и особенно голландской архитектуры конца XVI — начала XVII в.; с ними знакомились по гравюрам и книгам (что-то, возможно, перенимали и у приезжих мастеров). Во второй половине столетия стало ощутимым влияние украинского и белорусского искусства. Большую роль сыграло, по-видимому, и новое прочтение наследия Алевиза Нового и Аристотеля Фьораванти.
(Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. С. 177—184)
Классицизм — Без видимой борьбы и полемики в России измени-XVIII—XIX вв. лись общественные вкусы. За пять — семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х — еще время расцвета первого, середина 1760-х — уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала. В 1761 г. еще достраивались такие его шедевры, как Зимний дворец и Никольский собор в Петербурге, но уже развернулся конфликт вокруг столичного Гостиного двора. Купечество настояло на отстранении от этой работы Растрелли и передаче ее А.Ф. Кокоринову (1726-1772) и Ж.-Б. Валлен-Деламоту (1729-1800), которые первыми обратились к строгости нового стиля.
С утверждением классицизма не только сменились господствующие стили — в России окончательно утвердилось зодчество нового времени. Русское барокко оставалось явлением локальным. Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.
923
Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для «обывательских» жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.
Современники не почувствовали всей значительности рубежа. Перемены казались ограниченными прежде всего сферой вкусов и воспринимались как следствие их естественных сдвигов. Это объясняется и особым характером русского барокко, вплотную подошедшего к классицистическому рационализму в построении структуры зданий — достаточно вспомнить простоту планов и тектоническую ясность построек Растрелли. Перемены в круге архитектурных форм затронули прежде всего декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.
Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утвердились новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размерении основания» и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), а в работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно закреплялось разделение труда, сменившее былую «артельность». Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора...
Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуалистично-стью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможно потому, что классицизм со-
924
здал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.
(Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. С. 266—267)
Музеи
В русской культуре рассматриваемого периода важную роль играли коллекции и музеи. Во второй половине XIX — начале XX в. особенно активно идет процесс создания публичных музеев, в чем решающую роль сыграли меценаты (в основном из купеческой среды). Так, значительный вклад в развитие русской живописи внес знаменитый коллекционер П.М. Третьяков (1832— 1898 гг.), который в 1892 г. передал свое собрание картин русских художников Москве, заложив тем самым основы коллекции Третьяковской галереи. Другой крупнейший музей Москвы — в настоящее время называемый Музеем изобразительного искусства им. А.С. Пушкина — возник благодаря подвижнической деятельности Ивана Цветаева и пожертвованиям Нечаева-Мальцева. Отрывок из рассказа о создании этого музея приводится ниже.
Из книги Марины Звонили колокола по скончавшемуся императору Цветаевой «Отец Александру III, и в это же время отходила одна мос-и его музей» ковская старушка. И, слушая колокола, сказала:
«Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя». Состояние было небольшое: всего только двадцать тысяч. С этих-то двадцати старушкиных тысяч и начался музей». Вот в точности, слово в слово, постоянно, с детства мной слышанный рассказ моего отца, Ивана Владимировича Цветаева, о происхождении Музея изящных искусств имени императора Александра III.
Но мечта о музее началась раньше, намного раньше, в те времена, когда мой отец, сын бедного сельского священника села Талицы, Шуйского уезда, Владимирской губернии, откомандированный Киевским университетом за границу, двадцатишестилетним филологом впервые вступил ногой на римский камень. Но я ошибаюсь: в эту секунду создалось решение к бытию такого музея, мечта о музее началась, конечно, до Рима — еще в разливанных садах Киева, а может быть, еще и в глухих Талицах, Шуйского уезда, где он за лучиной изучал латынь и греческий. «Вот бы глазами взглянуть!»
Слово «музей» мы, дети, неизменно слышали в окружении имен: великий князь Сергей Александрович, Нечаев-Мальцев, Роман Иванович Клейн и еще Гусев-Хрустальный. Первое понятно, ибо великий князь был покровителем искусств, архитектор Клейн понятно тоже (он же строил драгомиловский мост через Москва-реку), но Нечаева-Мальцева и Гусева-Хрустального нужно объяснить. Нечаев-Мальцев был
925
крупнейший хрусталезаводчик в городе Гусеве, потому и ставшем Хрустальным. Не знаю почему, по непосредственной ли любви к искусству или просто «для души» и даже для ее спасения (сознание неправды денег в русской душе невытравимо), — во всяком случае, под неустанным и страстным воздействием моего отца ...Нечаев-Мальцев стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим создателем, как отец — духовным...
Нечаев-Мальцев в Москве не жил, и мы в раннем детстве его никогда не видели, зато постоянно слышали. Для нас Нечаев-Мальцев был почти что обиходом. «Телеграмма от Нечаева-Мальцева». «Завтракать с Нечаевым-Мальцевым». «Ехать к Нечаеву-Мальцеву в Петербург»...
— Что мне делать с Нечаевым-Мальцевым? — жаловался отец матери после каждого из таких завтраков. — Опять всякие пулярды и устрицы... Да я устриц в рот не беру, не говоря уже о всяких шабли. Ну, зачем мне, сыну сельского священника — устрицы? А заставляет, злодей, заставляет! «Нет уж, голубчик вы мой, соблаговолите!» Он, может быть, думает, что я — стесняюсь, что ли? Да какое стесняюсь, когда сердце разрывается от жалости: ведь на эту сторублевку — что можно для музея сделать! Из-за каждой дверной задвижки торгуется — что, да зачем — а на чрево свое, на этих негодных устриц ста рублей не жалеет. Выкинутые деньги! Что бы мне — на музей! И завтра с ним завтракать, и послезавтра, так на целые пять сотен и назавтрака-ем. Хоть бы мне мою долю на руки выдал! Ведь самое обидное, что я сам музей объедаю...
С течением времени принципом моего отца с Нечаевым-Мальцевым стало — ставить его перед готовым фактом, то есть счетом. Расчет был верный: счет — надо платить, предложение — нужно отказывать. Счет для делового человека — судьба. Счет — рок. Просьба — полная свобода воли и даже простор своеволию. Все расстояние от: «Нельзя же не» до: «Раз можно не». Это мой отец, самый непрактичный из неделовых людей, учел. Так Нечаев-Мальцев кормил моего отца трюфелями, а отец Нечаева-Мальцева — счетами. И всегда к концу завтрака, под то самое насильное шабли. «Человек ему — свой счет, а я свой, свои...» — «И что же» — «Ничего. Только помычал». Но когда мой отец, увлекшись и забывшись, события (конец завтрака и свершившийся факт заказа) опережал: «А хорошо бы нам, Юрий Степанович, выписать из-за границы...» — настороженный жертвователь, не дав договорить: «Не могу. Разорен. Рабочие... Что вы меня — вконец разорить хотите? Да это же какая-то прорва, наконец! Пусть государь дает, его же родителя — имени...» И чем меньше предполагалась затрата — тем окончательнее отказывался жертвователь. Так, некоторых пустяков он по старческому, и миллионщикову упорству не утвердил никогда. Но кргда в 1905 году его заводы стали, тем нанося ему несметные убытки, он ни рубля не урезал у музея. Нечаев-Мальцев на музей дал три мил-
926
лиона, покойный государь триста тысяч. Эти цифры помню достоверно. Музей Александра III есть четырнадцатилетний бессеребреный труд моего отца и три мальцевских, таких же бессребреных миллиона.^.
(Цветаева М. Отец и его музей. С. 7—12)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru