Литература
Аксаков К.С. О внутреннем состоянии России // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1972.
Бакунин МЛ. Социология //Антология мировой философии- В4т Т 4 М.: Мысль, 1972.
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф М Сочинения: В 30 т. Т. 14. М.: Наука, 1976.
Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций М.: Искусство, 1990.
Карп П. Младшая муза. М.: Дет. лит., 1986.
Лососий И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
Поспелов ГГ. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Сов. художник, 1990.
Пушкин А.С. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М.: Гослитиздат, 1954.
Цветаева М. Отец и его музей (Рождение музея) // Цветаева Марина. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1980.
Яковлев В.Н. О великих русских художниках: Литературно-художественные заметки. М.: Изд-во акад. художеств СССР, 1962.
ШтейнпрессБ.С.,ЯмполъскийИ.М. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. энцикл., 1966.
При изучении отечественной истории можно использовать различную периодизацию, но при рассмотрении истории культуры необходимо выделить три эпохи, когда имели место культуры различного типа. Первая из них начинается с принятия христианства на Руси, события, оказавшего серьезнейшее влияние на всю средневековую культуру в нашей стране; вторая — с реформ Петра I, определивших доминирующие черты русской культуры Нового времени; и, наконец, третья — с революций 1917 г. — Февральской и, особенно, Октябрьской, что придало специфические черты русской культуре XX века.
Одна из характерных особенностей отечественной культуры в том, что все кардинальные реформы в России проводились «сверху», т.е. государственной властью. Все они были связаны с насильственной ломкой прежней системы ценностей, принципиальным изменением идеологии, старого уклада жизни. Все они вызывали в свое время сопротивление, жестоко подавлявшееся властями. О значении каждой из них для нашей страны велись и до сих пор ведутся споры. Но в настоящее время самый сильный накал страстей, наибольшие расхождения в оценках, самые ожесточенные споры связаны с Октябрьской революцией и русской культурой советского периода. Причем большинство оценок — диаметрально противоположные: от крайне негативных до предельно восторженных. Но как бы далеко ни заводили нас споры о значении этой революции для истории России, ее решающее влияние на отечественную культуру всего последующего периода несомненно.
По-разному отнеслись к Октябрьской революции и сами деятели культуры, жившие в то время. Одни из них (по-видимому, составлявшие меньшинство) с самого начала ее приняли (А. Блок, В. Маяковский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, К. Тимирязев) и начали сотрудничать с Советской властью, другие заняли резко отрицательную позицию —,от пассивного неодобрения и отказа сотрудничать до непосредственного участия в Белом движении и Белой Армии, третьи (большинство) — были нейтральны, отстаивая позицию «невмешательства в политику». При этом часть интеллигенции оттолкнул сам факт «узурпации власти» большевиками, другую — ужасы гражданской войны. Но отношение к Советской власти не всегда и не у всех оставалось постоянным. Так, во время интервенции у многих представителей интеллигенции
934
возобладали патриотические чувства, и, не принимая идеологию большевиз-ма, они тем не менее встали на защиту России (в том числе и в рядах Красной Армии). После победы в гражданской войне и изгнания интервентов Советская власть прочно утвердилась почти на всей территории бывшей Российской империи (за исключением Польши, Финляндии, Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и некоторых других районов). В 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Сформировавшаяся в 20—30-е гг. система государственного управления культурой, государственная монополия в сфере образования и идеологии не оставляли выбора интеллигенрии: одни добровольно, другие вынужденно должны были': сотрудничать с Советской властью.
После смерти В.И. Ленина в руководстве страны развернулась ожесточенная борьба за власть. Победу в ней одержал И.В. Сталин. Был принят курс на индустриализацию и коллективизацию страны. Экономическое развитие страны шло очень быстро. Однако в этот же период укоренились репрессивные методы управления страной, и жертвами репрессий стали не только полити-ческие противники И.В. Сталина, но и люди далекие от политики, в том числе — многие видные деятели науки и культуры (И. Бабель, Н. Вавилов, Н. Кондратьев, О. Мандельштам, В. Мейерхольд, П. Флоренский и др.)
Экономическое, политическое, культурное развитие страны было прервано Великой Отечественной войной 1941—1945 гг. Война привела не только к гибели большого количества советских граждан (по современными данным, около 30 млн человек), но и к разрушению многих памятников культуры, разграблению музеев, коллекций и т.п. Многие сокровища русской культуры до сих пор не найдены — пребывают в тайниках или в частных коллекциях далеко на Западе.
Война оказала влияние на духовный климат общества. Перенесенные тяготы рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше. Но надеждам на ослабление административно-командных методов руководства страной не суждено было сбыться. Репрессии были проведены против целых народов. Идеологические кампании: борьба против «безродных космополитов», «формалистов» в искусстве, против «лженаук» — генетики, кибернетики; постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.
Новый период развития общества наступил после смерти Сталина (1953 г.). Он продлилися до середины 60-х гг. и получил название «оттепели» (или «хрущевской оттепели»). На XX съезде КПСС были оЬуждены культ личности Сталина, массовые репрессии, было принято решение об пересмотре дел несправедливо осужденных людей. Период «оттепели» характеризуется подъемом в культурной и общественной жизни страны, восстановлением культурной преемственности, международного культурного обмена. Но к середине 60-х гг. в сфере культуры вновь господствующим становится грубое администрирование. Период от середины 60-х до середины 80-х гг. получил название «периода застоя», или «брежневского периода» (так как большую его часть у руководства страны находился Л .И. Брежнев). Характерная черта этого периода — наличие «подземной» культуры («андеграунда»): Самиздата — копирования и распространения не разрешенных для публикации литературных произведений, а также магнитофонных записей — от музыки «Битлз» до песен популярных бардов — Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Галича и других, особое место
935
среди которых по известности занимал В. Высоцкий. Характерной чертой культуры этого периода было широкое распространение «городского фольклора» — анекдотов (анекдот 70-х гг.: «Три периода развития советского искусства: ранний Репрессионализм, поздний Реабилитанс, современный Сю-сюреализм.»)
В 1985 г. к власти приходит М.С. Горбачев, с именем которого связана «Перестройка». В это время получает распространение лозунг: «Разрешено все, что не запрещено», и начинается широкое обнародование произведений, которые долгие годы до этого пролежали на полке. В 1991 г., после событий, связанных с ГКЧП, М.С. Горбачев подписал документы о выходе из состава СССР трех прибалтийских республик. 8 декабря того же года президенты трех республик — России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич), собравшись в Беловежской пуще, договорились о создании Содружества независимых государств, что означало распад СССР и становление нашего отечества в современном виде — «Российская Федерация (Россия)».
Отрицание предшествующей культуры, стремление к созданию культуры нового типа является одной из характерных черт XX века (см. Мировая культура XX в.). Но в нашей стране эта общая тенденция мировой культуры получила своеобразную окраску. Во-первых, возникающая новая культура должна была быть «пролетарской» и соответствовать идеологии марксизма-ленинизма. Во-вторых, создание «пролетарской культуры» проводилось под эгидой государства административными методами, а значит, шло целенаправлено, систематично, сразу по всем возможным направлениям, а противоборствующие тенденции насильно подавлялись. К важнейшим достижениям Советской власти в сфере культуры несомненно можно отнести ликвидацию безграмотности (в основном это произошло еще в 20—30-е гг.) и создание системы высококачественного образования: доступ1 к высшему образованию был открыт для большинства желающих. В стране действовала и развивалась сеть музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры, хотя финансирование культуры велось по «остаточному принципу» и было недостаточным. Активно развивались в эти годы в стране отрасли науки, которые имели оборонное значение, к величайшим достижениям относятся создание космонавтики, овладение ядерной энергией и т.п. Но административное вмешательство в науку нередко тормизило и ее развитие (история борьбы с генетикой, а точнее — генетиками — хорошо описана в романе В. Дудинцева «Белые одежды»).
Своеобразный характер приобрела в нашей стране и такая особенность мировой культуры XX века, как тенденция к синтезу культур разных народов. Лозунг «интернационализма» и политика «подъема национальных окраин» способствовали развитию национальных культур, а ограничивали его «борьба с национализмом» и насильственное втискивание культуры любого народа в рамки марксистско-ленинской идеологии. Сейчас, после распада СССР, перед историками культуры стоит сложный вопрос: можно ли представителей народов, которые ныне проживают в других самостоятельных государствах, отнести к деятелям российской культуры. Но, во всяком случае, необходимо отметить, что целый ряд представителей национальных культур внесли серьезный вклад в развитие русской культуры (Ч. Айтматов, Г. Дане-лия, Ф. Искандер и др.)
936
Еще одна отмечаемая ранее тенденция мировой культуры — возникновение молодежной субкультуры — не получила особого развития в нашей стране вплоть до падения СССР.
В течение периода Советской власти несколько тем доминировали во всех видах художественного творчества: это, прежде всего, Революция и Гражданская война, Строительство Светлого будущего, Великая Отечественная война, Репрессии.
Тема Революции и Гражданской войны стала одной из основных в художественном творчестве уже в 20—30-е гг. Это фильмы С. Эйзенштейна «Стачка», •«Броненосец «Потемкин»», В. Пудовкина «Мать», братьев Васильевых «Чапаев», роман М. Шолохова «Тихий Дон», трилогия А. Толстого «Хождение по мукам» и др. Постепенно произошло формирование мифа о Революции с характерной для мифа резкой поляризацией «Сил добра» — Красные и «Сил зла» - Белые. Типичное для русской культуры космическое видение мира придало борьбе этих двух сил вселенский характер. Октябрьская революция понималась как начало Мировой революции («Я хату покинул, пошел воевать / Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать» М. Светлов); цель этой борьбы — построение коммунизма — соответствовала христианской мечте о царстве Божьем на земле. Зарождающаяся «пролетарская идеология» впитала из христианства идеал мученичества и жертвенности («Смело мы в бой пойдем за власть Советов / И как один умрем в борьбе за это»), а также — аскетизма и отрицания «царства жирных», Марксизм, который изначально представлял из себя социально-политическое учение, за годы Советской власти обрел в нашей стране определенные черты религии. Многие исследователи отмечали, что накал страстей в борьбе за утверждение идей коммунизма в России соответствовал тому, который имел место в Западной и Центральной Европе во время религиозных войн в эпоху Реформации. Это в определенной степени объясняет сложные отношения между Советской властью и церковью, в первую очередь — Русской православной церковью. С одной стороны, они представляли конкурирующие идеологии, что и вызвало их борьбу, а с другой, были и «точки соприкосновения», что в условиях господства государственной власти вылилось в создание доктрины «христианского коммунизма» в церкви. Мифологизация Революции и Гражданской борьбы породила канонические образы вождей революции в изобразительном искусстве: это прежде всего серия скульптур Н. Андреева «Лениниана», серия портретов героев и вождей Революции И. Бродского, а также его полотно «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» и др.
Строительство Светлого будущего — это следующий этап Революции, поэтому он несет в себе черты того же мифа: идеал жертвенности в борьбе за Общее дело, пафос утверждения нового Светлого мира («Я знаю — город будет, / я знаю — саду цвесть, / когда такие люди / в стране в советской есть!» В. Маяковский). Особо яркое выражени. эта тема находит в кино в фильмах «Волга-Волга», «Светлый путь» режиссера Г. Александрова с музыкой И. Дунаевского и участием В. Орловой, «Трактористы», «Кубанские казаки» И. Пырьева, «Семеро смелых» С. Герасимова и др. В 50—60-е гг. тот же пафос прослеживается в теме освоения Целины, Великих строек и т.п.
Изображение Великой Отечественной войны, так же как и Революции, в художественном творчестве несет в себе черты мифа космической борьбы Сил Добра с Силами Зла (это борьба за освобождение Человечества «с фашист-
937
ской силой тёмною*). Здесь, в противовес преобладающему в теме Революции интернационализму, появляются патриотические мотивы. Это проявилось и в призыве в первый же день войны патриаршьего престолоблюстителя Сергия ко всем православным людям встать на защиту Отечества, и в знаменитом обращении в речи Сталина «Братья и сестры!», и в напоминании о традиции защиты Отечества в той же речи. Насколько это было своевременно, можно судить уже по тому, какой популярностью пользовался в эти годы фильм «Александр Невский». Не случайно мгновенную любовь читателей завоевала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», где образ самого Теркина соответствует фольклорному образу бывалого и смышленого солдата, который способен «сварить суп из топора» и перехитрить саму Смерть. В послевоенные годы происходит постепенная эволюция от мифологического ко все более реалистическому изображению войны (трилогия Ю. Германа «Дорогой мой человек», романы Ю. Бондарева «Берег», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая...», В. Некрасова «В окопах Сталинграда», В. Богомолова «Момент истины» и др.).
И, наконец, тема Репрессий — самая болезненная для всех нас. В сталинский период она вообще находилась под запретом, и публикаций по ней не было. В период «хрущевской оттепели» появляются в печати «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и еще несколько произведений, но очень быстро эта тема опять оказывается «нежелательной» для властей. И только в период «перестройки» лагерная тематика обретает свое законное место в культуре. Среди всех произведений на эту тему необходимо, в первую очередь, отметить «Колымские рассказы» В. Шаламова и фильм Т. Абуладзе «Покаяние».
Говоря о русской культуре послеоктябрского периода, нельзя не упомянуть еще об одном феномене — русской культуре зарубежья. После разгрома интервентов и Белой Армии многие деятели культуры уехали в эмиграцию, другие были высланы насильно за рубеж как враги Советской власти. Русские ученые, поэты, художники, артисты и другие деятели культуры, составившие «первую волну русской эмиграции», находясь за рубежом, продолжали и там оставаться творческими личностями, развивали традиции русской культуры и оказали значительное влияние на всю мировую культуру XX века. "Достаточно вспомнить Владимира Набокова, который считается одним из лучших англоязычных писателей мира, Николая Бердяева, чьи философские идеи оказали серьезное влияние на возникновение и развитие экзистенциализма, Михаила Чехова — одного из создателей Голливуда. Во время второй мировой войны большинство эмигрантов из России заняло антифашистскую и патриотическую позицию. После окончания войны часть советских граждан (в основном из числа пленных, или угнанных фашистами на работу на Запад, или проживавших на оккупированных территориях и сотрудничавших с немцами) остались на Западе. Они составили «вторую волну эмиграции», но среди них практически не было крупных деятелей культуры. «Третья волна эмиграции» приходится на последние двадцать лет Советского периода, когда некоторые диссидентски настроенные представители интеллигенции получили возможность уехать из СССР, получив на Западе «политическое убежище».
Отношение к «добровольным» эмигрантам в общественном сознание двоякое: от презрительного до одобрительного. Но зато без колебаний можно ска-
938
зать, что те, кто остался, заслуживают безусловного уважения. Различен их вклад в культуру, различна их судьба: кто сам был репрессирован, у кого в лагерях сгинули близкие. Одним пришлось пережить идеологические «проработки», другим — творить для будущего, не надеясь на то, что их произведения скоро увидят свет... Пророческим в этом смысле оказалось стихотворение Анны Ахматовой, написанное еще в 1922 г.:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час... Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
И та же мысль прозвучала в новое время и на новый лад в песне В. Высоцкого 70-х годов: «Не беспокойтесь — я не уехал, / И не надейтесь — я не уеду...». И большинство не уехало, жило и творило в России. И именно они — создатели русской культуры нашего времени.
Знание истории русского народа и его культуры позволяет нам надеяться, что и ныне Россия сумеет справиться со всеми своими бедами и обретет свой путь к Истине.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru