Изобразительное искусство
В начале XVIII в. ведущую роль в русской живописи играл портрет, который постепенно освобождался от условности и схематизма иконы, унаследованных парсуной. В эти годы в России работал ряд иностранных мастеров, но наиболее интересными являлись работы русских художников: A.M. Матвеева (1701-1739 гг.), И.Н. Никитина (1690-1741 гг.), А.П. Антропова (1716-1795 гг.) и И.П. Аргунова (1727—1802 гг.). Наиболее значительные достижения в скульптуре этого времени принадлежали К.Б. Растрелли (1675—1744 гг.). В 1757 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при непосредственном участии И.И. Шувалова, который стал ее первым президентом, в Петербурге была создана Академия художеств, существующая до наших дней. Академия художеств стала крупнейшей школой профессионального мастерства в стране, она готовила живописцев, скульпторов, граверов и архитекторов.
Во второй половине XVIII в. особых успехов достигла историческая живопись, запечатление героических образов прошлого, и в особенности русской истории, было ее основной задачей, связанной с общим подъемом национального самосознания. В этот же период получает развитие бытовая и пейзажная живопись, подлинного расцвета достигает портретная живопись, особенно в творчестве Ф.С. Рокотова (1735-1808 гг.), Д.Г. Левицкого (1735-1822 гг.) и В.Л. Боровиковского (1757—1825 гг.). В скульптуре наиболее интересными были работы французского мастера Э.М. Фальконе (1716—1791 гг.), автора «Медного всадника». Из русских скульпторов необходимо упомянуть Ф.И. Шубина (1740-1805 гг.) и М.И. Козловского (1753-1802 гг.).
В первой половине XIX в. продолжается развитие исторической живописи: А.И. Иванов (1776-1848 гг.), О.А. Кипренский (1782-1836 гг.); жанровой живописи: А.Г. Венецианов (1780—1847 гг.); пейзажной живописи: С.Ф. Щедрин (1791—1830 гг.). Но крупнейший живописец этого времени — К.П. Брюллов (1799-1852 гг.). Середина и вторая половина XIX в. дают нам целую плеяду блестящих художников, это А.А. Иванов (1806—1858 гг.), И.К. Айвазовский (1817—1900 гг.), П.А. Федотов (1815—1852 гг.) и многие другие. Особую роль в развитии живописи конца XIX в. сыграли художники-передвижники и созданное ими в 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок». В него входили В.Г. Перов (1833-1882 гг.), И.Н. Крамской (1837-1887 гг.), И.Е. Репин (1844-1930 гг.), В.И. Суриков (1848-1916 гг.), В.Д. Поленов (1844-1927 гг.), И.И. Шишкин (1832-1898 гг.), В.М. Васнецов (1848-1926 гг.), А.И. Куинджи (1842-1910 гг.), И.И. Левитан (1860-1900 гг.) и т.п. Одним из основных теоретиков передвижников был известный художественный критик В.В. Стасов (1824-1906 гг.).
С 1898 по 1904 г. три известных художника — А.Н. Бенуа (1870—1960 гг.), К.А. Сомов (1869-1939 гг.) и Л.С. Бакст (1866-1924 гг.) - издавали журнал
927
«Мир искусств», который стал рупором идей сформировавшегося в это время в рчсской культуре модернизма. К мирискусникам были близки и такие ху-доЦшки, как В.А. Серов (1865-1911 гг.), Б.М. Кустодиев (1878-1927 гг.), И.ЯДБилибин (1876-1942 гг.), Н.К. Рерих (1874-1947 гг.) и другие. Идеи импрессионизма нашли свое выражение в творчестве К.А. Коровина (1861 — 1939 гг.). Одним из наиболее своеобразных художников этого времени был М.А. Врубель (1856-1910 гг.).
В период между первыми русскими революциями (1905—1917 гг.) появ-ляетсящелый ряд довольно воинственных течений и групп, провозглашающих необходимость разрушения старого искусства и создания совершенно нового, |в частности, формалистского и абстрактного. Особенно известны в этом смысле группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Об Александре Как художник я хочу говорить здесь главным обра-Иванове зом о мастерстве и сознательно ограничиваюсь ана-
лизом тех качеств профессионального мастерства, которые делают работу Александра Иванова беспримерным шедевром, Не религиозные замыслы интересны сейчас для нас, равнодушных к богословской мудрости. Нас интересует в «Явлении Христа народу» способность человека во имя познанной истины пойти на героический подвиг, на смерть во имя той идеи, которой он служит беззаветно и преданно. Пусть нам теперь бесконечно далеки эти религиозные эк-стазы, речь идет лишь о степени и силе душевного накала и об умении художника это состояние передавать.
Начнем обзор картины слева, от группы вылезающих из воды старика и юноши. Склонились к зеленым водам прозрачного Иордана ветви дерев. Струится река, колебля в себе отражение древесных ветвей и человеческих тел. Лица, движения людей полны жизни, мысли, экспрессии.
Сухое, аскетическое тело старца и гармонически развитое прекрасное тело юноши дают образцы такой глубокой трактовки формы, сочетаются в такую законченную группу, что одна эта деталь уже представляет собой самостоятельную высокую ценность. Такие торсы можно встретить только в творениях великих греков. А сколько таких находок встретим мы при дальнейшем анализе живописных качеств картины. И как мудро, не нарушая композиционного единства, сольются в картине отдельные группы в единое величаво-прекрасное целое.
Вот группа апостолов, окружающая Иоанна Крестителя. Каждая отдельная фигура — своего рода шедевр. Каждый участник изображаемого события принимает в нем активнейшее участие, говорит, мыслит, сомневается или восторженно верит или еще только хочет поверить. Центр этой группы — фигура экстатически величавого Иоанна из Галилеи. Не Христос, а он является центром картины. Может быть, тут и крылись для Иванова источники душевных сомнений и неудовлетворенности творца.
928
Иоанн Предтеча — фигура могучая, страстная и живая, способная во имя своих убеждений на высокий моральный подвиг, на стоййую защиту своих убеждений. Таков его внутренний облик. Каковы же его внешние признаки, каков тот язык, к которому прибегает художник для изображения Иоанна Предтечи? Душевная сила, переходящая в полную одержимость, в исступление — вот что стремится в первую очередь рассказать о своем центральном герое художник. Экстазом; горящие глаза; спутанная грива черных жестких волос; жил истые/руки, воздетые горе. Тело, закутанное в овечью шкуру, напряжено единым и страстным порывом. Весь он тугой, как натянутый лук, неукротимый, как полет стрелы. Это не иконописно-слащавый образ некоторых мастеров Ренессанса, изображавших Иоанна Крестителя сентиментально-элегическим мечтателем. Исступленный, безудержный порыв, непреклонная воля — так решает его образ великий художник. В поисках этого образа делает он ряд чудесных этюдов.
(Яковлев В.Н. О великих русских художниках. С.26-2Т)
Об Иване Айвазовский, так мастерски умевший рисовать кру-
Айвазовском жевные узоры волн, фактуру блестящих от пенистой влаги мшистых камней, плотную поверхность утрамбованного морским приливом песка, изумрудную прозелень волн, воздушный лёт разметанных ветром облаков, такелажное оснащение кораблей, корветов, фрегатов и бригов, всю сложную орнаментику морской поверхности, — мало имеет соперников. Светосила и блеск его красок столь поразительны, словно он писал другими какими-то материалами. Широкий, уверенный, артистический мазок послушно передает все замыслы художника, повинуясь его творческой воле. Краска и холст перестают быть лишь техническими материалами, образуя единое целое, в совершенстве передавая изображаемую стихию с ее глубиной, блеском и сиянием...
Секрет мастерства Айвазовского заключается в том, что он умел глубоко и прочно сочетать уловленное взволнованным чувством с трезвыми расчетами памяти. Великолепно и точно фиксирует он на холсте все законы сложной морской стихии, расшифрованной трезвой логикой мастера формы; все элементы его композиции объединены в стройную систему благодаря продуманному и строгому рисунку. А рисовать таких непослушных и непоседливых «натурщиков», как буйные волны или гонимые вихрем облака, то освещенные серебристым сиянием луны, то расплавленные, словно закатная медь, — для всего этого нужен особенный глаз и призвание, виртуозная техника и необыкновенная зрительная память. Всеми этими качествами обладал Айвазовский в полной мере.
(Яковлев В.Н. О великих русских художниках. С. 58-59)
929
Об Илье Репине Вскоре после безумной выходки Абрама Балашова, когда он с диким криком «довольно крови!» ринулся на Цртину Репина «Иван Грозный» и острым ножом поранил драгоценный холст, кучка злобствующих эстетов, футуристов и разного рода подозрительных типов решила отметить чудовищный поступок психопата особым чествованием, устроив в большой аудитории Политехнического музея публичный диспут под интригующим названием: «Кто убийца — Балашов или Репин?»...
Аудитория шумела, волновалась и пенилась, как морской прибой. Внезапно все смолкло. Из-за кулис вышли желтые кофты, размалеванные лица, а приклеенными к носу и лбу цветными картинками, с деревянными ложками в петлицах. В черном засаленном сюртуке — Давид Бурлюк, презрительно озиравший всех в лорнет. Председательствовал на этом бесовском шабаше поэт Максимилиан Волошин.
Обратившись к настороженно притихшей аудитории, он рассказал, что в Париже, на бульваре Гревен, есть «музей ужасов», где восковые фигуры изображают сцены убийств и пыток. Картине Репина, по его кощунственным словам, место в этом музее. В тон ему визгливо вторил Бурлюк и прочие единомышленники этой своры.
Эти невежды пытались доказать археологическую неточность, допущенную Репиным; что-де ковер в картине не XVI, а XIX века, ссылались на указания профессора анатомии Зернова, который утверждал, что при ранении в висок не может вылиться столько крови. Обвинения сыпались одно нелепее другого. Как сорвавшиеся с цепи, кидались они на произведение Репина, стремясь своим блудословием докончить то, чего не успел сделать нож безумца.
Но вот слово попросил художник Щербиновский. Высокий, сухощавый и широкоплечий — он держался смело и вызывающе. Поигрывая тростью, он иногда в такт своим словам угрожающе ударял ею по кафедре. Он страстно говорил о Репине как о великом сыне русского народа,, о его мастерстве. Щербиновский был замечательным оратором; он сумел быстро и доказательно разбить сумбурные обвинения футуристов. Его речь неоднократно прерывалась аплодисментами и одобрительными криками: «Браво! Спасибо за Репина!» Видя, что настроение слушателей после смелого выступления Щербиновскрго резко изменилось, компания желторубашечников ответила на рукоплескания Репину двупалым хулиганским свистом. Щербиновский еще стоял на трибуне и резко угрожающе размахивал тростью, когда неожиданно в зале погас свет. Но на экране для демонстрации диапозитивов осталось освещенным круглое пятно. И вдруг на фоне этого пятна появился силуэт всклокоченной головы. Все сразу узнали Репина.
— Репин здесь! Зажгите свет! Дайте ему говорить! - раздались со всех сторон дружественные крики.
930
Вспыхнули лампы, и через несколько человек от себя я увидел Per пина, с детства ставшего мне дорогим и любимым. Но в каком он был виде! Растрепанный, задыхающийся, бледный... он пытался говорить.
Пронзительный свист из зала был ему ответом. Он продолжал срывающимся голосом что-то кричать, но в поднявшемся шумеи гвалте нельзя было расслышать его слов.
Щербиновский, все еще не покидавший трибуну, стал резко и сильно бить своей тростью по деревянной кафедре и зычным голосом, перекрывая крики, свист и топанье ног, закричал: «Дайте же Репину слова!»
Шум постепенно затих. Репин махнул было безнадежно рукой и стал пробираться к выходу, на один момент очутившись рядом со мной.
Сердце мое замерло от восторга и безмерной жалости к старому из-. мученному художнику.
— Не уходите! Пусть Репин говорит! Ответьте негодяям! — подобные возгласы неслись со всех сторон.
Убедившись в том, что большинство на его стороне, Репин несколько успокоился, поднял руку и начал говорить прерывающимся от вол^ нения голосом.
Он говорил о вандализме, ведущем к анархии, о безумцах, которые подобно Балашову в наше время, Герострату — в древности разрушали произведения искусства. «Этак вы и Рафаэля начнете резать».
Последние слова Репина потонули в наглых выкриках: «Нашел с кем сравнивать себя, да у вас с Рафаэлем только первая буква общая! Вашей картине место в Паноптикуме, а не в Третьяковке. Кто виноват, что Балашов при виде вашей картины сошел с ума? Кто же вандал? Кто убийца? Балашов или вы? Это вы его погубили!» Подобные гнусные выкрики, как камни, летели на седую голову великого художника.
В аудитории творилось что-то неописуемое. Скандал готов был перейти в драку...
Старый художник, потрясенный всем пережитым ..., стал быстро пробираться к выходу, сопровождаемый громкими криками, в которых смешались возгласы хулы и одобрения.
Вдруг на экране появился портрет Ильи Ефимовича, по-видимому, приготовленный Волошиным с целью надругательства над Репиным. Но зал буквально задрожал от аплодисментов и громких одобрительных возгласов.
(Яковлев В.Н. О великих русских художниках. С. 136—139)
О -«Бубновом Интересно, что оба этих названия были придуманы
валете»- им в конце того же 1911 года, когда находилась в
разгаре работа над солдатскими сюжетами. «Были "Бубновый валет", — говорил Ларионов (М.Ф. Ларионов (1881—1964), русский живописец, создатель лучизма. — Сост.) в одном из интервью
931
конца 1911 года. В этом году будем "Ослиным хвостом", в следующем появился как "Мишень"». «Ослиный хвост» был связан с известным эпизодом парижской художественной жизни 1910 года, когда противники нового искусства пытались выдать полотно, испачканное хвостом осла, за произведение «левой» живописи.'Впечатление, произведенное на московскую публику этим новым ларионовским ярлыком, было ещё более ошарашивающим, чем годом раньше — «Бубновый валет». Газеты опять захлебывались от возмущения, а полиция снимала со стен полотна Гончаровой на религиозную тему («Евангелисты») как несовместимые с названием выставки. «Мишень» уже и совсем непосредственно соединялась с солдатскими сюжетами, и ее снижающий смысл — в самом сближении искусства с выражением из грубого солдатского обихода. Возможно, впрочем, что Ларионов как бы бросал этим названием открытый вызов враждебным фельетонистам, заранее объявляя свою выставку «мишенью» для газетного обстрела...
По словам газет, «позорища», именуемые диспутами «Бубнового валета», заключались в сплошном «инсценировании скандалов». При этом публика не обманывалась в своем щекочущем ожидании скандала, ибо «перлы "бубнового" красноречия вызывали "гомерический хохот"». Доклады представляли «бестолковое бурлюканье» «бубновых валетов» или «наездничество по различным вопросам искусства», в процессе которого публика встречала «картины нового искусства дружным смехом». Но основная изюминка диспутов заключалась в прениях, когда, по обыкновению, и «начинался кавардак». «Смеявшаяся публика требовала прекратить балаган», однако из этого ничего не выходило. «Два часа, — как пишет газетчик, — длилось сплошное безобразие, два часа сторонники и противники "валетов" свистели, галдели, топали ногами, ни одному из ораторов, что бы он ни говорил, не дали договорить до конца». И, наконец, все увенчивалось особо красочными анекдотами, до которых были столь охочи газетные хроникеры. На одном из диспутов выступал, например, «некто Маяковский, громадного роста мужчина с голосом, как тромбон», и требовал у публики защиты от «группки» «валетов», «размазывающих слюни по студню искусства», а на другом «оппонент г. Шатилов предлагал художнику Лентулову нижеследующее любопытное пари: если г. Лентулов объяснит значение своей картины "Отечественная война", то он, Шатилов, готов отсидеть 6 месяцев в кутузке»...
Пропаганда здоровья и силы, а отсюда и искусства в полный голос и в самом деле входила тогда в «позицию» «бубновых валетов», помогая им противопоставить свое искусство тому салонному символизму вполголоса (да и символическому течению вообще), который еще недавно процветал не только на «Голубой розе», но и на «Золотом руне». Характерно, что требование физического здоровья и силы тот же Машков сохранял и в более поздние годы, когда составлял программу своей
932
мастерской во Вхутемасе. Теперь же сюда прибавлялась и проповедь радостей жизни, начиная от испанских романсов и скрипки и кончая портретами жен художников (рассказывали, что, когда эти жены запротестовали, их головы в овалах уже почти перед выставкой пришлось поспешно переписывать на вазы с фруктами).
(Поспелов Г.Г. Бубновый валет. С. 103-120)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru