Театр и драматургия
В XVIII в. развитие русского театра продолжается, ведущую роль при этом играет придворный театр (драматический и оперно-балетный одновременно). Но наряду с ним существуют школьный и университетский театры, народный кукольный театр и театр «охочих комедиантов». В 1702 г. в Москве открылся первый государственный публичный театр, в котором играла сначала немецкая труппа, но она быстро пополнилась русскими актерами, которые здесь же проходили обучение. Спектакли шли на немецком языке и особого успеха не имели. В 1706 г. этот театр прекратил свое существование. В 1719 г. в Петербурге выступал еще один немецкий театр, но и он продержался недолго.
На базе театра «охочих комедиантов» и школьного театра возникает театр частных антреприз. Крупнейший из них был создан в Ярославле Ф.Г. Волковым (1728—1763 гг.), который стал первым профессиональным актером русской сцены. По приказу Елизаветы Петровны ярославцы прибыли в столицу и показали несколько пьес. Обнаруживших незаурядные способности актеров отправили на несколько лет в Шляхетный корпус для обучения театральному делу и другим наукам. После завершения из обучения в 1756 г. правительственным указом был создан «Русский публичный театр для представления трагедий и комедий». В XVIII—XIX вв. театры возникают во многих городах России. Одним из своеобразных явлений русской культуры стали крепостные театры, некоторые из которых вполне успешно соперничали с императорской сценой.
Национальная русская драматургия в XVIII в. формируется под влиянием французского классицизма, ее виднейшие представители — А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин. Ведущим направлением в этот период был классицизм, но после Отечественной войны 1812 г. на русской сцене начинают утверждаться романтизм и критический реализм. Важную роль в развитии русской драматургии сыграли комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Популярными драматургами того времени были В.А. Озеров, А.А. Шаховский, М.Н. Загоскин, свой вклад в развитие русской драматургии внесли декабристы — К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, П.А. Катенин, А.А. Жандр и др.
914
Вторая половина XIX и начало XX в. характеризуются деятельностью великих русских драматургов А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толского, А.П. Чехова, A.M. Горького, А. Блока, Л. Андреева.
В 1824 г. в Москве был открыт Малый театр, на его сцене выступали такие прославленные актеры, как П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова. В 1832 г. в Петербурге был открыт Александрийский театр, который быстро занял положение ведущего театра столицы. В 1898 г. был открыт Московский художественный театр под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, деятельность которого создала особую эпоху в истории русского театра. К.С. Станиславский — создатель системы театрального искусства, получившей позднее мировое признание.
Балет
В 1738 г. в Петербурге была открыта первая русская танцевальная школа. Возглавлял ее преподаватель танцев Шляхетного корпуса — Ж.-Б. Ланде. В 1742 г. воспитанники этой школы показали первое самостоятельное представление. С 1756 г. начинается профессиональное обучение танцам при Московском университете, а с 1773 г. — при Воспитательном доме в Москве. Балетные классы при Воспитательном доме дали начало знаменитому хореографическом училищу, существующему до нашего времени; с 1805 г. эта балетная школа перешла на попечение казны и стала называться императорской (сейчас это «Московское академическое хореографическое училище»). Русский балет развивался и в крепостных театрах.
Первыми учителями и балетмейстерами были в основном итальянцы и французы, но вскоре появились и русские; одним из первых стал Иван Иванович Вальберх (1788—1819 гг.), ставший во главе петербургской балетной школы. В 1801 г. в Петербург был приглашен известный французский балетмейстер Ш.Л. Дидло (1767—1837 гг.), и конфликт между ними затянулся на много лет. Впервые мировую известность русский балет получил благодаря деятельности Ш.Л. Дидло (в 1809 г. он все-таки признал заслуги И.И. Валь-берха). Ш.Л. Дидло воспитал целую плеяду выдающихся русских исполнителей, самой знаменитой из которых была А.И. Истомина.
О балете Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит,
915
Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.
(Пушкин А.С. Евгений Онегин. С.15)
О возникновении Мариус Петипа — а он больше чем кто бы то ни было русского класси- сделал балет искусством, которое, пусть в иных ческого балета формах, завоевало мир в XX веке, — в 1847 году приехал в Петербург танцевать. Но он смолоду испытывал склонность к сочинительству и так или иначе им занимался. Первое десятилетие его пребывания в России в петербургской труппе работал великий Жюль Перро, приобщивший наш балет к достижениям романтизма на Западе. Перро мечтал о романтической драме, о сложном взаимодействии драматических пластов танца... Петипа эти устремления были по душе, и позднее он показал, что многому научился у старшего собрата. Но как ни горько это говорить... петербургской публике... великий Перро скоро стал в тягость. Она ходила в балет развлекаться. В 1859 году Перро пришлось покинуть Петербург... А в Петербурге его место занял ловкий и одаренный мастер развлечений Ар-тюр Сен-Леон. Он развлекал петербургских балетоманов десять лет, пока тоже не надоел. А уж он-то всегда шел навстречу публике. И, угождая ей, растратил свой явно незаурядный талант. И Перро, и Сен-Леон, хоть совсем по-разному реагировали на вкусы публики, оказались ее жертвами. Ее победил Мариус Петипа, возглавивший петербургский балет после Сен-Леона на тридцать с лишним лет.
Он прежде всего оказался мудрее своих предшественников в простом житейском смысле. Он сознавал связывающую по рукам и ногам зависимость от власть имущей публики, в которой находился. Он сознавал, что гордо отмахиваться от ее пожеланий, как великий Перро, и творить исключительно по своему побуждению и замыслу невозможно. Но он так же ясно сознавал, что одним угодничеством от этой публики ничего не добьешься, только потеряешь себя. Мариус Петипа навсегда останется примером художника, постигшего, что такое свобода в оковах, и умевшего этой свободой пользоваться...
Публика хотела развлекаться, и Мариус Петипа развлекал ее, демонстрировал ей виртуозный танец. Только незаметно для публики он переменил лицо виртуозного танца, вернее, завершил те перемены, которые шли исподволь и до него. А перемены эти вели к обогащению и расширению единой унифицированной системы театрального танца. Набираясь виртуозного разнообразия, классический танец все больше и все эффективнее подчинял себе другие видь! танца. Входившие в балетный театр национальные и всякие иные его разновидности, связанные с какой-то конкретной жизнью, все более и более подчинялись нормам классического танца, стилизовались под него, усваивали его принципы
916
композиции, составляющие их движения так или иначе приближались к классическим. Даже экзотические танцы, китайские или японские, стали танцевать на пальцах, что ни японским, ни китайским танцам не свойственно. В самом же классическом танце все большее место занимал «стальной носок» — стремительные вращения на пальцах, бег на пальцах, внезапная и точная остановка на пальцах. Все эти приемы, наряду с прыжками, принесенными романтизмом, заполняли сцену.
Дело, однако, не сводилось к возрастающему разнообразию индивидуального танца... Петипа... широко пользовался танцем кордебалета, исполняемым всеми его участниками вместе. Но у него... все большее значение приобретал групповой, ансамблевый танец. Два солиста, три, а то и больше танцевали группой, потом танцевали по очереди каждый свой кусок, свою вариацию, и снова соединялись в общем танце. Женский танец в ту пору преобладал, что тоже способствовало унификации и единообразию танцевальной стихии, и балерина со своим танцем, своей вариацией составляла как бы центр всей текучей танцевальной картины. Ее вариация по установившимся нормам состояла из трех частей, последняя обычно совпадала по темпу с первой, а вторая, наоборот, отличалась от обеих. И вот внутри всех этих сольных, ансамблевых и общих танцев, исполняемых уже на весьма высоком уровне виртуозности, привлекавшей жаждущую развлечений публику, возникали содержательные внутренние переклички. Движения в разных танцах совпадали или отличались друг от друга, переклички и противопоставления в танцевальном потоке обретали эмоциональную осмысленность. Танцевальная труппа превращалась как бы в оркестр, исполнявший музыку для глаз, и эта музыка, подобно музыке для слуха, начинала образовывать целые картины чувства и настроения...
Именно музыка придала танцу способность быть вместилищем движущегося чувства. В этой связи обычно называют имя великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, после которого роль музыки в балете и в самом деле возросла, и композитора даже стали считать самым главным автором балета. И впрямь, Чайковскому балет обязан бесконечно многим. И впрямь, Чайковский лучше других музыкантов увидел и понял возможности балетного театра как музыкального.
(Карп П. Младшая муза. С. 75—77)
«Дягилевские Сергей Дягилев не был ни танцовщиком, ни хоре-вечера» в Париже ографом, ни композитором, ни драматургом, ни художником, и, однако, если за пределами России спросить любого причастного к балету человека, кому балет XX века более всего обязан, имя Дягилева почти наверняка будет названо первым. Что же он такого сделал? И почему сделанное им, если уж заслуги его и впрямь так велики, не принесло ему на родине столь же бесспорного признания, как в остальном мире? Говоря вкратце, Дягилев
917
открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что покамест в европейских столицах, начиная с Парижа, куда он и стал привозить русских танцовщиков, балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге он укрепился и стал искусством более значительным, чем можно было ожидать.
Великое здание, выстроенное Петипа, Ивановым и Чайковским, оставалось мало кому известным за пределами Петербурга и Москвы. Да и в русских столицах его замечал небольшой круг избранной публики, значительная часть которой ходила в театр, совершая обряд светской жизни...
Труппа Дягилева... дома... свои спектакли практически не показывала. Да и выезд ее за границу свершился не потому, что Дягилев понял, что в русском балете произошли перемены, о которых всему человечеству необходимо узнать, что он сразу догадался, что в балете русское искусство добилось наибольшего и фактически уже заняло лидирующее положение, с которым ни одна страна не могла в ту пору соперничать.
До ошеломляющего успеха русского балета в Париже в 1909 году ни сам Дягилев, ни кто-либо другой этого не понимал и даже не подозревал.
Сергей Павлович Дягилев в... 1898 году... начал вместе с художником Александром Бенуа издавать в Петербурге журнал «Мир искусства», вокруг которого группировалась часть нового поколения русских художников и деятелей других искусств... Дягилев руководил «Ежегодником императорских театров», превратив казенное издание в художественный журнал. Но устремления Дягилева показались не в меру вызывающими директору Волконскому и, тем более, всей казенной театральной системе, и он был уволен без права поступления на государственную службу. Теперь его неукротимая энергия направилась на пропаганду русского искусства за рубежом. Сперва он организовал в Париже выставку русского изобразительного искусства, начиная с иконописи. На следующий год познакомил парижан с русской музыкой. Еще через год показал им целиком оперу Мусоргского «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли. На следующий год, это и был 1909-й, в программу гастролей наряду с оперой попали балетные сцены. И именно благодаря им дягилевские гастроли стали, наконец, событием культурной жизни Франции. О них спорили, но о них говорили все.
Так определилась вся дальнейшая деятельность Дягилева, с этих' пор посвятившего себя прежде всего балету.
Года три его балетная труппа все еще была временной и состояла по преимуществу из русских артистов, работавших у Дягилева во время отпуска. Потом она стала постоянным коллективом и существовала до смерти Дягилева в 1929 году. С Дягилевым труппа прожила двадцать лет, и след, ею оставленный, неизгладим. Но что именно сделал Дяги-
918
лев? Об этом спорят по сей день и не находят приемлемого для всех ответа. Слишком уж разные и враждебные друг другу течения находили себе приют в дягилевской труппе и растекались от нее. Блестящий организатор художественной жизни, Дягилев не столько насаждал собственные вкусы и устремления, весьма переменчивые, сколько проявлял удивительную чуткость к художественным вкусам публики. Вот он и подхватывал едва ли не все тенденции балета XX века, раз уж увидел, что именно балет публике по вкусу. х
Уже в 1909 году, в первый, еще не полностью балетный, но именно благодаря балету прошедший с ошеломляющим успехом сезон, парижская публика была потрясена самой по себе дягилевской труппой. Виртуозные примы-балерины в Париже еще попадались, да и русская премьерша Кшесинская уже с успехом танцевала в парижской Опере. Но никто не предполагал столь высокого мастерства в массовых танцах, никто не предполагал столь высокого мастерства в мужских танцах — в Париже ни того ни другого давным-давно не было. Мы вправе поэтому считать успехи труппы Дягилева прямым следствием достижений академического балета, тем более что именно его возрождению на Западе труппа Дягилева в конечном счете более всего и способствовала. Но нельзя не видеть, что спектакли, которые Дягилев вез на Запад, были как раз прямым возражением тому, что делалось в Мариинском театре. Артисты и хореографы Дягилева пришли по преимуществу оттуда, но там они были, как правило, бунтарями, протестантами.
(Карп П. Младшая муза. С. 90-91)
Кино
До образования национальной российской кинематографии на отечественных экранах господствовала иностранная (в основном немецкая и французская) кинопродукция. Кинопроизводство существовало в следующем виде: показ иностранной проекции на ярмарках, съемка хроникальных сюжетов иностранными операторами и отечественными любителями, появление стационарных кинотеатров и возникновение системы проката фильмов.
Официальным годом рождения отечественного кино считается 1907, когда на экраны выходит фильм «Понизовая вольница» (реж. В. Ромашов). Фильм снимался на деньги русского предпринимателя А. Дранкова, русским режиссером и на русском историческом материале (на сюжет песни о С. Разине).
Следующей важной вехой в истории русского дореволюционного кинематографа стало создание в 1911 г. первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (режиссер 3. Гончаров, продюсер А. Ханжонков).
К этому моменту сформировалась национальная кинопромышленность, произошло разделение кинопрофессий, сложилась система киножанров, наибольшее распространение из которых приобрели хроникально-документальные фильмы, салонные мелодрамы, экранизации отечественной литератур-
919
ной классики и «разумные» фильмы (прообраз научно-популярного кино). Среди выдающихся деятелей русского дореволюционного кино можно назвать: оператора А. Левицкого, режиссеров Е. Бауэра и Я. Протазанова, «звезд» кино В. Холодную, И. Мозжухина, В. Полонского. Дореволюционный кинематограф России прославил также режиссер В. Старевич — изобретатель объемной мультипликации.
Из «Дневника Я неоднократно указывал, что кинематографиче-Николая II» ские балаганы — опасные заведения. Там негодяи
могут черт знает что натворить, благо, народ, говорят, толпами валит туда, чтобы смотреть всякую ерунду. Не знаю, что придумать против таких балаганов.
(Дневник Николая II, 1908 г.)
Музыка
Решающий перелом во всем укладе русской музыкальной жизни происходит в XVIII в.: получает преобладание светская музыка, вводятся современные формы профессиональной музыки — музыкальный театр, камерные и симфонические оркестры, развивается домашнее музицирование (на клавесине и других инструментах), реорганизуется военная музыка. В последней четверти XVIII в. формируется национальная композиторская школа, опирающаяся на народную песню. Комическая опера, лирический романс, вариации на русские темы — характерные жанры того времени...
Во второй четверти XIX в. русская музыка вступила в период бурного расцвета. Родоначальник русской классики М. Глинка поднял русскую музыку на уровень высших достижений современной ему отечественной и мировой культуры. Творчество Глинки сочетает глубокую реалистическую содержательность, народность языка и образов со стройностью формы, богатством и разнообразием выразительных средств. Основополагающее значение имели оперы, романсы, симфонические и камерные инструментальные произведения. Завоевания Глинки продолжил А. Даргомыжский, представитель критического реализма в музыке. Общественный подъем 50—60-х гг. дал мощный стимул росту национальной музыкальной культуры. Основанное А. Рубинштейном Русское музыкальное общество (1859) способствовало приобщению широких кругов слушателей к серьезной классической музыке. Создание консерваторий в Петербурге (1862) и в Москве (1866) положило начало систематической подготовке профессиональных музыкальных кадров. Большое значение имела деятельность критика и композитора А. Серова. Выразительницей идей демократического движения 60-х гг. в музыкальном творчестве явилась группа композиторов, известная под назва-
920
нием «Могучая кучка». Ее руководителем был М. Балакирев, идейным вдохновителем и пропагандистом - художественный критик В. Стасов, глашатаем идей - критик и композитор Ц. Кюи, наиболее яркими представителями - М. Мусоргский, А.Бородин и Н. Римский-Корсаков... Одна из вершин реализма в русской и мировой музыке - многогранное творчество П. Чайковского... Общественные настроения, связанные с революционным подъемом в России начала XX в., преломились в поздних операх Римского-Корсакова, нашли своеобразное отражение и в музыке С. Рахманинова, А. Скрябина. В период между двумя русскими революциями творчество Скрябина приобретает символистскую окраску. В эти годы появляются первые новаторские произведения И. Стравинского.
(Штейнпресс B.C., Ямполъский ИМ. Энциклопедический музыкальный словарь. С.447)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru