Театр и драматургия
Истоки древнерусского театра, так же как и у других народов, лежат в языческих обрядах и мистериях. В Средневековье на Руси в народных праздниках и обрядах, сохраняющих в период двоеверия многое от-язычества, важную роль играли скоморохи (иные их названия — игрецы, глумцы, глумотвор-цы, смехотворцы, прелестники). Скоморохи существовали оседлые и бродячие. Оседлые скоморохи выступали в качестве организаторов и заводил в дни местных праздников, а в будние дни они вели обычный образ жизни земледельцев, ремесленников, торговцев. Бродячие скоморохи — это уже профессиональные артисты: они были песенниками, плясунами, рассказчиками сказок, исполнителями былин, вожаками медведей и устроителями «медвежьих потех», в которых «ученый» медведь имитировал чьи-то действия. Из-за связи скоморошьих представлений с языческими обрядами сама их деятельность вызывала постоянные преследования церкви. Позднее сатирические элементы в представлениях скоморохов привели к тому, что в 1648 г. царским указом были запрещены скоморошьи игры на территории всей страны, ослушников же предписывалось бить батогами и ссылать в «украйные грроды за опалу», но скоморошества это не искоренило.
В XVII в. возникает кукольный народный театр — «театр Петрушки». Управлял куклами обычно один человек. Петрушка — это персонаж, который с виду кажется простачком, но на самом деле это хитрец и насмешник, который неизбежно выходит победителем из столкновений с различными персонажами, в том числе с чертом и смертью.
Особым видом театрализованных действий, существовавших в Средневековье на Руси, были (как и в Западной Европе) церковные мистерии. В XVI— XVII вв. особой популярностью пользовалось так называемое «Пещное действо», представляющее из себя драматургически оформленную иллюстрацию
873
к ветхозаветному рассказу о том, как вавилонский царь Навходоносор (искаженное от «Навуходоносор») приказывает бросить в печь трех отроков, которых из огня спасает ангел.
На рубеже XVI—XVII вв. (во времена правления Бориса Годунова и Василия Шуйского) при царском дворе существовала особая «Потешная палата», представлявшая отдельное ведомство, к которому принадлежали все лица, имеющие отношение к придворным развлечениям. В 1613 г. при дворе царя Михаила было построено особое здание — «Потешные хоромы», где выступали придворные скоморохи, русские и иностранные «потешники». В документах зафиксировано, что мысль о создании придворного театра по образцу европейских высказывалась еще царем Алексеем Михайловичем в 1660 г. Но собственно история русского придворного театра начинается в 1672 г. Немецкому пастору Иоганну Готфриду Грегори былс! поручено «учинить комедию» на сюжет библейской «Книги Есфирь». 17 октября 1672 г. в специально построенном здании в селе Преображенском (летней резиденции царя) был показан спектакль «Артаксерсово действо», который длился десять часов. Первыми исполнителями ролей в спектаклях придворного театра были юноши — дети иноземцев, проживавших в Москве в Немецкой слободе, но вскоре Иоганну Грегори было поручено обучать актерскому мастерству русских детей (из мещан и подьячих). Большинство пьес в репертуаре придворного театра было на религиозные сюжеты (библейские и житийные), но были там и комедии, и исторические пьесы. Первый придворный театр просуществовал до смерти царя Алексея Михайловича.
В конце XVII в. возникает в России и школьный театр, его рождение связано с деятельностью Симеона Полоцкого.
Музыка
Говоря о музыке средневековой Руси, необходимо различать музыку церковную и народную. Церковное пение (музыкальные инструменты в православных храмах не используются) было основано на византийской традиции. До XVII в. в русской церковной музыке господствовало одноголосие — знаменный распев, и только в конце XVII в. московские певчие (патриаршие и государевы) осваивают многоголосное партесное пение.
Народная музыка в первую очередь была связана с обрядовой поэзией и эпосом, музыка представляла из себя важнейшую составляющую искусства скоморохов.
««Слово святого «Слово святого Нифонта о русалиях» является одной из Нифонта глав широко распространенного на Руси сборника «Из-
0 русалиях» марагд» (от греч. «смарагд» — «изумруд»). «Измарагд»
предназначался для домашнего чтения, в нем понятным языком, часто в форме притчи или сюжетного рассказа давались наставления о правилах морали и христианских добродетелей. Данный текст приводится потому, что он хорошо иллюстрирует отношение церкви к скоморошеству и музыке скоморохов.
874
Однажды шел блаженный Нифонт в церковь святой Богородицы на заутреню и увидел идущего мимо церкви демона, князя бесам, и с ним двенадцать бесов. И они, услышав церковное пение, пришли в ужас и в ярость и стали поносить князя своего, говоря ему: «Видишь ли, как славим Иисус рабами своими! Когда слышим мы пение это, лишь ужас охватывает нас. Горе нам, окаянным, ибо сила и крепость наша погибла. Пока царь наш был с нами, успешно одолевали мы христиан, но когда поднялись евреи против Христа и распяли его, с тех пор сокрушена сила наша. Иисус ведь, связав его, в огненной преисподне повелел его заточить. С той поры сила царя нашего сокрушилась и надежда наша растоптана». Так бесы укоряли князя своего. Он же сказал им: «О том ли вы печалитесь, что славим Иисус в церкви Марииной? Напрасно об этом скорбите. Очень скоро все переменится, а нас многие станут славить мирскими песнями и плясками. И теперь подождите немного, увидите, что славить начнут нас, а о Христе и не вспомнят».
И после обедни случилось так, чТо пошел человек, приплясывая под звуки сопели, и за ним — множество народа: одни пели и в ладоши били, а другие плясали. И, увидев это, окаянные бесы обрадовались радостью великой и начали прельщать кого на игры и на пляски, а кого — на песни. А некий муж богатый смотрел из палат своих, и подучил его бес — велел перед собой играть и плясать. И, достав серебряную монету, дал ее музыканту. Тот же положил ее в суму. А бесы, вытащив ее, послали к отцу своему сатане в бездну. И сказали посланному бесу: «Иди и скажи отцу нашему, связанному там Иисусом Назарянином: «Этот дар послав тебе Алазион-князь. Будет он тебе в знак чести, отец, мы — рабы твои и многих соблазнили христиан, врагов наших»». И сказав так, вручили бесу серебро и медь, полученные музыкантом за игру. И возгордились этим коварные бесы.
Дойдя до адского жилища, вошел туда посланный бес и принес пагубные дары сатане. Тот же, взяв, очень обрадовался и сказал: «Всегда получаю я жертву от поклоняющихся идолам, но не могут они так меня порадовать, как эти — принесенные от христиан». Так изрек сатана и вернул посланному к нему бесу все, что Тот принес ему, и сказал: «Иди, и призывай христиан к играм и к пляскам и к иному, мною любимому». И поспешил бес к пославшим его, и поведал им слова сатаны, и серебро и Медь снова вложил в суму Оптиолу-музыканту.-Бесы же отправились искушать и других людей.
Все это блаженный Нифонт видел очами сердца своего, и сетовал о заблуждениях христиан, и многих наставлял, чтобы сторонились игр и не ходили смотреть на них. Ибо как труба собирает воинов, так чтение книг ангелов божьих собирает, а сопели и гусли собирают вокруг себя бесстыдных бесов, а любящий сопели и гусли сатану славит, а кто чтит и одаривает музыкантов — тот беса коварного одаривает. Если кто не
875
оставит деяний этих проклятых, то осужден будет с иноверцами и с идолопоклонниками. Богу нашему слава!
(Измарагд.С.57-59)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru