Архитектура и строительство
О языческих Наиболее развернутое описание святилища (это
святилищах святилище прибалтийских славян на о. Рюген) было
дано Саксоном Грамматиком, автором конца XII в.
Сопоставление текста с материалом раскопок позволяет предположить, что это было деревянное сооружение на каменном фундаменте, имевшее сложный объем и силуэт. Наружные стены из вертикально поставленных бревен покрывала ярко раскрашенная резьба (Сак-сон Грамматик назвал стены изгородью). Внутри их квадрата со стороной около 20 м поднималась на четырех мощных столбах баш-неподобная сень над огромным столпообразным кумиром Святовита высотой в 9—10 м, лица которого были обращены на все четыре стороны. Кровля над сенью, возможно, имела очертания высокого шатра (автор описания выделяет «багряную кровлю» как особенно поразившую его часть постройки). Пространство под сенью отделялось от кругового обхода лишь ниспадающими пурпурными завесами. Храм возвышался над морем на оконечности высокого крутого мыса, обращенного к востоку...
Следы языческих святилищ восточных славян в недавние годы найдены и исследованы в Поднестровье Б.А. Тимощуком и И.П. Русановой. Располагались они на холмах среди гнезд славянских поселений. Святилище у села Ржавинцы, отнесенное к IX—X вв., опоясано концентрическими кольцами двух валов. По всей окружности внутреннего шла каменная вымостка для «крады», ритуального костра, который огненным кругом охватывал площадку диаметром 24 м с каменным столбом — идолом в центре. К внешнему валу изнутри примыкают следы круговой постройки — «хором», по Б.А. Рыбакову, где совершались некие обряды, возможно ритуальные пиры.
До XI в. существовало большое святилище на горе Богит у реки Збруч, занявшее древнее скифское городище с валами, сложенными из камня. Внутренний вал отделял верхнюю его часть. Там было капище с кольцом из восьми круглых ям-жертвенников. Внутри крльца, как установили Тимощук и Русанова, стоял знаменитый Збручский идол, четырехгранный столб, завершенный круглой шапкой, под которой — четыре обращенных в разные стороны человеческих лица...
(Иконников А.В1 Тысяча лет русской архитектуры. С. 25—26)
876
Русский средне- Для своеобразия структуры и облика средневеко-вековый город вого русского города особенно важны отношения его главных частей — детинца и посада — в их отличии от тех, что складывались между замком и городом западноевро- пейского средневековья...
Коллектив горожан в борьбе за самоуправление и ограничение повинностей противостоял феодальному сеньору. Это противостояние выражалось материально — поясу городских стен противостоял замок. Его высокий грузный массив часто занимал вершину холма или скалы, у подножия которой располагался город (как, например, в Таллинне, Альтенбурге, Вюрцбурге, Эйзенахе, Кведлинбурге). Если замок и город стояли на равнине или вместе занимали вершину холма, укрепления замка вклинивались в непрерывность городских стен, угрожая в равной мере как внешнему врагу, так и городу (Милан, Феррара, Парма, Кремона, Каркассон, Нанси, Антверпен, Вена, Дрезден, Лейпциг, Веймар, Баутцен, Сити оф Лондон и др.)... Замок мог быть обиталищем феодала и его дружины, оставаясь относительно компактным, но мог разрастись в обширный укрепленный комплекс, если служил оплотом этнически чуждых завоевателей, создававших свой замкнутый мир... В том и другом случае замок оставался недоступен для горожан, не был для них убежищем или местом общественной жизни... - На Руси, напротив, детинец (кремль) не противостоял городу, не выделялся из его общей оборонительной системы. Он был ее внутренним ядром, которое защищали после падения внешних линий обороны. В кремле и посадах социальный состав постоянного населения был различен, но при осаде внешним врагом посадские жители, сжигая свои дома, уходили под защиту стен детинца. Даже и главный въезд в него всегда был обращен к посадам и через них сообщался с внешним миром (что невозможно для замка)... Кремль русского города представлял собой укрепленный комплекс учреждений, осуществлявших высшую политическую,,административную и церковную власть; он заключал в себе главнейшие святыни, места для хранения богатств населения и всяческих запасов... И кремль был, соответственно, изначальным ядром и центром тяготения всего городского организма, занимавшим главное место в его композиции и силуэте. Такую роль его обеспечивало уже само положение в ландшафте, обычно — на возвышенности, выделенной слиянием рек или речной излучиной. Направления дальнейшего роста городского организма подчинялись притяжению этого центрального ядра; его господство в системе целого поддерживалось и развивалось. Пояс укреплений и ритм башен, выделяя j кремлевский комплекс, подчеркивали его целостность и значение для города и всей волости.
В детинце сосредоточивались крупные монументальные сооружения. Главным среди них, подчинявшим себе пространственную систему, был
877
собор, поднимавшийся посреди площади. Для Древней Руси это не только культовое сооружение: здесь «сажали на стол» князя, принимали послов; здесь хранилась городская казна; здесь создавалась библиотека и работали расширявшие ее переписчики. Был храм и последним прибежищем обороны в борьбе за город. Словом, это — главное общественное здание, служившее многим функциям и мыслившееся принадлежащим всему городу. Почитавшийся городом храм был символом суверенности местной общины. Где святыня — там и город, сердце городовой волости. Разорение в междоусобных войнах храмов и монастырей противника — дело обычное для Древней Руси — с точки зрения христианства безмерно греховно. Но разрушить храм врага — значило лишить его высшего покровительства, нанести ему удар, который, как казалось, будет иметь особенно долговременные последствия.
Общегородской символ («где Святая София — там и Новгород») получал отклик в объемах приходских церквей, вокруг которых складывались социальные и пространственные членения городского организма. Система иерархически связанных ориентиров, подчиненных собору и кремлю, определяла ориентацию в пространстве города и раскрывала его внутреннее устройство в силуэте и внешних панорамах. Целостность города, подчиненная кремлю, благодаря этому становилась всепроникающей...
(Иконников А.В. Тысяча лет руеской архитектуры. С, 36—37)
Киев Расцвет Киева приходится на княжение Ярослава
Владимировича (1016—1054). В это время — с 1017 или 1037 г. (летописи указывают разные даты) — южнее города Владимира начат постройкой невиданный по тем временам комплекс укреплений: Его валы высотой в 14—16 м, завершенные деревянными рублеными клетями-городнями с заборолами поверху, охватили территорию более 70 га. Тысяча человек, работавших одновременно, должны были потратить на такую работу не меньше четырех лет. Если принять предположение..., что Михайловская гора, примыкающая с востока, имела особую линию валов, город Ярослава имел общее очертание в виде почти симметричного ромба с округленными углами. Положение четырех ворот, открывавших доступ в город, совпадало с вершинами этой фигуры. Оно свидетельствует о былых главных улицах, которые их соединяли, пересекаясь почти точно под прямым углом. Крест этих улиц отклонялся от строгой ориентации по странам света на 20, так что его восточная ветвь была обращена к восходу солнца в летнее время. У пересечения главных осей, на одной из самых высоких точек плато, вместе с началом строительства укреплений заложен собор св. Софии — главная доминанта панорамы Киева, его символ.
Схема плана с крестообразным пересечением главных улиц лежит вне традиций средневекового русского градостроительства. Исключе-
878
ние в данном случае можно объяснить византийским влиянием. Планы, подчиненные перекрестью главных улиц, но при этом свободно вписанные в живописный ландшафт, обычны для городов Византийской империи, унаследовавших античные градостроительные традиции... В Киеве могли работать мастера «от грек», приглашенные еще Владимиром, могли быть и специально привлеченные к такой беспрецедентной работе, как создание новой столицы самого обширного в то время государства Европы.
Очевидна закономерность, подчиненность единому замыслу и в размещении остальных крупных построек города Ярослава. Каменные церкви княжеских монастырей св. Ирины и св. Георгия, церковь неизвестного святого, руины которой открыты в 1911 г., расположились южнее длинной оси в параллельный ей ряд. Главным въездом, торжественным порталом стали южные Золотые ворота. Только их упоминают летописи, только над ними сооружен надвратный храм. Поперечную главную улицу, направленную к ним, симметрично обрамляли объемы Ирининского и Георгиевского монастырей. Все престижное строительство, начатое Ярославом, обращено на южную сторону нового детинца, между Софией и Золотыми воротами (здесь, у монастыря св. Ирины, был поставлен и каменный дворец).
В сторону сухопутных дорог, подводящих к городу, развернулись величественные панорамы. К западным подходам город обращен поясом валов и стек, над которыми поднимались только сложные завершения храмов. Восточнее же Золотых ворот линия укреплений, опускаясь по рельефу к Лядинским воротам и вновь поднимаясь по Михайловской горе, приоткрывала вид на жилые кварталы, лежащие на склоне, завершенном монументальными зданиями. Панорамы со стороны Днепра держал ансамбль города Владимира, продолженный в середине XI в. городом князя Изяслава Ярославича, занявшим вершину Михайловской горы. Здесь был основан Дмитриевский монастырь, создана церковь ев, Петра (70-е гг. XI в.) и Михайловский Златоверхий собор (1108).
При всей сложности системы очевиден ее главный замысел — нарастание к центру, к объединяющему и венчающему целое огромному храму Софии, близ которого располагались митрополичий двор и место вечевых собраний. Этому служат и рельеф, и расположение меньших церквей. Идея целого основана на сознании единства города и окружения, в данном случае — не просто города и волости, но столицы и государства, Киева и Русской земли. Отсюда — особое внимание к восприятию извне, к внешним визуальным связям, построению панорам. Утверждению «столичности» служит древний символ центра мира — «рукотворная гора». Он воплощен в храме Софии через такие свойства формы, как центричность и нарастание массы к центру, пирамидальный силуэт, в котором получает кульминацию динамика городского ландшафта...
879
Притязая на создание нового центра мира, Ярослав открыто и вызывающе соперничал с византийской столицей — Константинополем. Названия храмов и воротных башен его города нарочито повторяют имена прославленных цареградских построек — София, Золотые ворота, церковь св. Ирины.
(Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. С. 41—46)
Москва Вместе с ростом городов усложнялась их структу-
ра. Более определенно и развернуто выступали принципы русского средневекового градостроительства.
Самым совершенным их воплощением стала планировка Москвы, сформировавшаяся к началу XVII в. В это время первый город России имел население около 100 тыс. жителей (Новгород, второй по населенности, — 27 тыс., Псков и Казань — по 15 тыс.). Составитель так называемого Сигизмундова плана Москвы (1610) назвал ее четвертым по величине городом Европы после Константинополя, Парижа и Лиссабона.
Городок «Москов», превратившийся в русскую столицу, возник на Боровицком холме у слияния рек Москвы и Неглинной. Население здесь концентрировалось с VII—IX вв. н.э., и уже с VIII в. по реке Москве проходил Волжский торговый путь, связывавший Восток и Запад. Частью этого пути была сухопутная Волоцкая дорога к Новгороду, у брода под Боровицким холмом пересекавшаяся с дорогой из Киева и Смоленска на северо-восток Руси. В XI—XII вв. на холме выросли два укрепленных поселка вятичей: один, больший, на месте современной Соборной площади и второй — на оконечности мыса. В устье Неглинной сложился первоначальный торг, переходивший с подола холма в Занеглименье. Двухчастность поселка постепенно стиралась и во время княжения Юрия Долгорукого (1162) была окончательно уничтожена возведением общей линии городских стен. Посад начал развиваться на узком подоле холма по берегу Москвы-реки в сторону Яузы. Складывалась линейная система планировки, подчиненная реке. Полоса земли, заливаемая в высокие половодья, была, однако, неудобна, и посад повернул в гору, занимая междуречье Москвы и Неглинной.
По мере роста значения города Москвы увеличивалось и его укрепленное ядро. В 1339 г. Калита построил новый «град дубов», расширив к северу и востоку территорию крепости, которую с начала 1330-х гг. стали называть Кремлем. При Дмитрии Донском в 1367 г. необычайно быстро, всего за один сезон, были возведены новые мощные укрепления из белого мячковского камня. После этого Москва получила постоянный эпитет «белокаменной» (основная застройка ее оставалась деревянной, да и каменной была, возможно, лишь приступная стена, но именно этот элемент был особенно существен для образа города). Линия стен, протяженность которой достигла двух километров, про-
880
двинулась при этом еще дальше на восток, охватив почти всю территорию современного Кремля.
Посад, распространившийся до Неглинной, прорезали три улицы, веером расходящиеся от проездных башен Кремля. Первоначальная линейная структура посада перерастала в веерную. В то же время посад стал складываться и за Неглинной. Его полосу прорезали улицы, связывающие торг, переместившийся под приступную стену Кремля, с Новгородской дорогой (перемещение торговища к востоку по мере расширения крепости стало причиной появления трех таких улиц). Радиальная организация стала, таким образом, распространяться на Занеглименье.
Грозные укрепления, надежность и величие которых отвечали значению Москвы как столицы единого Русского государства, построены из кирпича в 1485-1495 гг. Кремль стал монументальным ансамблем, центр которого определял мощный объем Успенского собора, главного храма Руси. После опустошительного пожара 1493 г. полоса в 110 сажен перед восточной стеной Кремля освобождена от посадских строений, чтобы обезопасить крепость от пожаров и внезапных нападений. Здесь развернулось главное торговище, самое оживленное место города, средоточие не только его экономической, но и общественной жизни. Подобные «полые места», или «застенья», были расчищены вдоль Неглинной и в Замоскворечье против Кремля.
Главный торг разрастался и занимал все большее место в городской жизни. Его дополняли торги в Замоскворечье и Занеглименье, а зимой — и торговля на льду рек; тогда все торговища сливались в огромное целое. Торговля образовала как бы сердцевину городского плана, притягивающую к себе дороги; застроенные, они превращались в улицы. Двухчастная структура города преобразовалась в трехчастную — торг стал ее третьим основным элементом, наиболее активно влияющим на формирование уличной сети. Веер улиц между Москвой-рекой и Неглинной дополнили радиальные улицы Занеглименья и Замоскворечья...
Установление в начале XVI. в. юридической власти московских князей над всей территорией Москвы позволило в 1520-е гг. провести «раз-мерение» (регулирование) улиц. Ширина их была установлена в 12, переулков — 6 сажен. Однако если во внутренних частях города они были непрерывными, то во внешних зонах долго еще сохранялась раздробленность — обособленные «кусты» застройки соединялись незастроенными дорогами.
После завершения кирпичного Кремля началось строительство каменных стен, защищающих Великий посад между Москвой-рекой и Неглинной (дерево-земляные укрепления он имел, как и посад за Неглинной, уже в конце XIV в.). К1538 г. выросли невысокие, но мощные стены, приспособленные для «огненного боя» — Китай-город. Назва-
881
ние это перешло на территорию охваченного ими посада, который становился аристократической частью города. Ремесленники вытеснялись в местность восточнее Китайгородских стен и в Занеглименье, которое росло особенно быстро.
(Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. С. 113— 114)
О куполах рус- Византийский купол над храмом изображает собою ских церквей свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма — как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. При взгляде на наш московский Иван-Великий кажется, что мы имеем перед собой как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлевские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвещники. И не одни только золотые главы выражают собою эту идею молитвенного подъема. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе, как дальнее потустороннее видение града Божьего.
(Трубецкой Е. Умозрение в красках. С. 198—199)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru