Гомосексуальный брак — это противоречие
Тот, кто говорит о браке между гомосексуалами, должен сначала сказать, что он, собственно, подразумевает под «браком»: ведь под «браком» может пониматься либо специфический союз мужчины и женщины, либо хотя бы ряд прав, которые в силу особого уважения, оказываемого институту семьи, до сих пор закреплялись только за супругами.
Правовые последствия вступления в брак можно, кроме того, подразделить на такие, которые человек может и без заключения брака оговорить в законном договоре у нотариуса, и такие, которые в законодательном порядке закреплены за браком. Отсюда вытекает:
840
a. Гомосексуалисты не могут вступать в брак, поскольку они не в состоянии этого сделать. ,
Брак как союз мужчины и женщины невозможен между гомосексуалистами, поскольку гомосексуальная пара — это как раз не мужчина и женщина. Не религиозно-мировоззренческие или юридические причины препятствуют «гомосексуальному браку», а сама действительность как таковая делает противоречивым и невозможным «брак» между гомосексуалистами. Если бы у какого-нибудь правительства возникла идея по закону дать мужчинам право на беременность и роды, то все равно ни один мужчина не смог бы забеременеть!...
Иначе говоря, гомосексуалисты не могут жениться, потому что они не в состоянии этого сделать! Поэтому бессмысленно и спрашивать, можно ли им это разрешить.
По этим же причинам они не могут стать и «родителями», и сделать возможным усыновление детей гомосексуалистами или даже по идеологическим соображениям преднамеренно оказывать им предпочтение перед готовыми к усыновлению нормальными парами — как это, говорят, уже происходит в США, — было бы новой, дикой формой насилия над детьми...
Людям с гомосексуальной ориентацией можно на основании еще подлежащих обсуждению причин предоставить то или иное право, однако невозможно понять, почему вдруг две столь разные вещи, как брак и гомосексуальные отношения, хотят обозначить одним понятием. Идея называть браком и гомосексуальные отношения привела бы не только к обеднению языка, но и явилась бы источником постоянной путаницы.
b. Способность «гомосексуальных браков» взорвать общественно-политическую ситуацию.
Разрешить гомосексуалистам «заключать браки» — это не только нелепость, это было бы прежде всего очень серьезным вмешательством в основы культуры. Ибо, если «вступать в брак» могут и гомосексуалисты, то в этом случае то, что иудейско-христианская традиция и вместе с ней законодатели в большинстве стран мира называют «браком», теряет свое определение и исчезает из сферы того, что может быть названо с помощью языка... Даже подобное нелепое законотворчество не смогло бы привести к вымиранию человечества. Но при подобном духовном загрязнении общества ситуация такая же, как и в случае обычных экологических проблем: лишь спустя годы видны катастрофические последствия!
c. Вред для самих гомосексуалистов.
Закон, разрешающий гомосексуальные «браки», вреден и для самих гомосексуалов, потому что он способствует вытеснению реальности, вместо того чтобы противодействовать ей... Нет никаких гомосексуалов, есть только люди, которым наряду со многими другими хорошими и менее хорошими качествами свойственно и нарушение в половой сфере.
841
d. Правовые гарантии гомосексуальных отношений.
Мы показали внутреннюю противоречивость и невозможность «гомосексуальных браков», но остается вопрос о «законодательно урегулированном партнерстве».
— Правовые гарантии для гомосексуалистов посредством договора: если требование «браков для гомосексуалистов» по своему содержанию направлено лишь на то, чтобы предоставить им в их отношениях действительно желательные правовые гарантии, то ответ звучит так: многие права — от права наследования до права посещения больницы — люди могут оговорить посредством договора, и гомосексуалы должны использовать все эти возможности — никто не может и не должен им в этом препятствовать. Если подобные договоры внесут в существование людей с гомосексуальной ориентацией больше стабильности и тем самым защитят их и от СПИДа, то это следует приветствовать.
— Супружеские привилегии для гомосексуалов? Разумеется, совершенно другой вопрос, обязано ли общество в законодательном порядке предоставить гомосексуалистам права, которые оно раньше признавало лишь за супружескими парами.
Ответ на это исходит как раз из той посылки, которой вооружились гомосексуалисты, а именно принципа равноправия, и звучит так: если мы уподобим гомосексуальные отношения браку в отношении правовых последствий, то таким образом будем относиться к неравному как к «равному» — а это противоречит принципу равноправия.
Определение социально-политической несправедливости как раз и состоит в том, что какой-либо человек или группа людей претендуют на услугу без ответной услуги. Ведь брак и семья имеют преимущет ственное положение не в результате политически ловко полученных привилегий, причины которых за давностью уже никто больше не знает, а благодаря их необыкновенной услуге обществу — услуге, которую не может оказать никто другой и уж тем более гомосексуалисты!
Да, к гомосексуалистам следует относиться как к «равным», т.е. как к «другим» по сравнению с супружескими парами, и так, как ко всем остальным не состоящим в браке гражданам! Ибо на супружеские и семейные привилегии — во многих странах и без того выхолощенные — может претендовать лишь тот, кто состоит в браке, причем законодатели ради соблюдения принципа равноправия должны относиться к бездетным супружеским парам и многодетным семьям иначе. Поскольку гомосексуалисты, к сожалению, не в состоянии вступать в брак и, кроме того, дополнительно обременяют общество своей нестабильной жизнью и высоким уровнем ВИЧ-инфицированности, — непонятно, почему государство должно предоставлять им привилегии, в которых оно отказывает людям, не имеющим по каким-либо причинам собственных семей. Неужели оно должно «вознаграждать» их за счет других только зато, что они практикуют гомосексуальные отношения? В этом
842
случае гомосексуальные пары возмутительным образом имели бы преимущество перед другими, живущими совместно без всяких сексуальных мотивов, а это в высшей степени противоречило бы принципу равноправия, который гласит: относиться к одинаковому одинаковым образом, а к иному— иначе! Это касается и вопроса о «равном» возрасте охраны прав молодежи для нормальных подростков и гомосексуально предрасположенных: на самом деле законодатели должны защищать молодежь от гомосексуальных контактов дольше, чем от гетеросексуальных, а мальчиков иначе, чем девочек. Поскольку гомосексуальные отношения как раз и нельзя поставить на одну доску с гетеросексуальными и поэтому к ним нельзя относиться также...
«Равное положение для гомосексуалистов», как того требуют, было бы не «равным положением», а ничем не обоснованным лучшим положением! При этом следует иметь в виду, в первую очередь самим гомосексуалистам: необоснованные привилегии вызывают агрессию и могут спровоцировать такие реакции в определенных кругах, которых воистину никто бы не пожелал! Гомосексуалисты должны обладать всеми правами, которыми обладают и другие граждане, однако не потому, что они гомосексуалисты, а — и это важно подчеркнуть — независимо от этого! Гетеросексуалы имеют не больше прав, чем гомосек-суалы. Истина, напротив, заключается в том, что первые могут то, чего к сожалению не могут гомосексуалисты и некоторые другие люди, а именно сочетаться браком. Можно привести сравнение из другой области: слепые не могут управлять автомобилем, но не потому, что они имеют «меньше прав», чем зрячие, а потому, что они этого просто не могут! Если бы гомосексуалы признали это, то тем самым заложили бы хорошую основу для спокойного, без агрессии, обсуждения с ними вопроса о «дискриминации» и ее искоренении.
(Лаун А. Любовь в современном мире. С. 194—204)
Компьютерные В конце XX в. появился и широко распространился но-игры вый вид игр, оказывающий значительное влияние на
формирование психики ребенка, — компьютерные игры. В настоящее время существует уже множество их видов. Пользуясь языком рядового пользователя, их можно условно поделить их на «стрелялки», ролевые игры (РПГ), квесты, симуляторы транспортных средств, гонки, стратегии (экономические и военные), головоломки (включая карточные игры и тетрисы) и т.п. Одни из них предназначены для отдельного пользователя, другие являются сетевыми, в третьи можно играть и одному, и вместе с коллегами по сети. Некоторые игры являются чисто развлекательными («стрелялки», карточные игры, гонки), другие можно отнести к «развивающим» (например, стратегии, некоторые ролевые игры и головоломки).
Компьютерные игры, как и любое новое социальное явление, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Так, например, они позволя-
843
ют с высокой степенью реалистичности моделировать различного рода ситуации, в которых игрок никогда не смог бы оказаться в действительности (например, реалии жизни уже «канувших в лету» народов, а то и инопланетных цивилизаций), и дают возможность пользователю активно участвовать в них, расширяя его социальный опыт. Очевидно, они обладают богатым потенциалом в плане знакомства пользователя с другими культурами и иными мен-тальностями, что могло бы стать мощным средством для развития общей толерантности по отношению к представителям иных культур.
К числу отрицательных характеристик, несомненно, относится вред для здоровья и психики детей и подростков, буквально «прилипающих» к монитору на долгие часы в ущерб'другим занятиям. Психологи отмечают и повышение их агрессивности, проявляющейся как при попытках родителей «оторвать» детей от компьютера, так и в различных жизненных ситуациях: привычка бездумно «убивать» своих врагов, вырабатываемая «стрелялками», ведет к тому, что такие пользователи и в жизни пытаются решить свои проблемы с помощью насилия. Привычка к компьютерному общению способствует развитию общей асоциальное™ у подрастающего поколения и к выработке неадекватного восприятия реального мира как одной из «виртуальных реальностей», из которой в любой момент можно «выйти», перезагрузить ее и переиграть ситуацию и т.д.
Компьютерные, игры тесно связаны с рядом других культурных феноменов, и прежде всего с литературой и кино. Некоторые игры создаются по мотивам литературных и кинопроизведений, но есть и обратное явление: создание романов и кинофильмов на базе каких-то популярных игр.
Доминирование компьютерных игр у подрастающего поколения создает еще одну неожиданную опасность для современной культуры: усиливает разрыв со вёеми предшествующими поколениями. Как установлено рядом культурологов1, многие детские игры восходят к древним (средневековым и даже первобытным) реалиям жизни. Тем самым через них частично осуществляется «перенос» неких культурных ценностей и установок, социального опыта, особенностей ментальное™ и т.п. Нынешние же игры такого заряда не несут. Впрочем, персонажи древних сказок — эльфы, гоблины, орки, драконы и т.д. уже проложили себе дорогу не только в современную литературу (фэнтези) и кино, но и в компьютерные игры.
Но этот культурный феномен очень молод, не насчитывает и двух десятков лет, поэтому трудно прогнозировать дальнейшие тенденции его развития.
Современная Получив в подарок смешного мохнатого медвежон-коммерция и ка, девочка вежливо поблагодарила меня, но в ее
воспитание глазах мелькнуло разочарование. Оказалось, что она
ждала иного подарка — все ее подружки играют с куклой Барби и хвастают друг перед дружкой ее новыми туалетами. Барби длинноногая, голубоглазая, с распущенными золотыми волосами и томным взглядом. Томность, видимо, от пресыщения славой и признанием, выпавшими на ее долю. Эта красавица — продукция амери-
1 В частности, И. Хейзинга в книге «Homo ludens» («Человек играющий»).
844
канского концерна «Маттель», главного производителя игрушек в мире. «Я пыталась убедить дочь, что эта розовая американка слащава, невыразительна, что играть с ней совсем неинтересно, но куда там! — жаловалась мать Франчески. — С подружками они только об этой кукле и говорят. А на днях с утренней почтой прислали рекламное объявление, обращенное напрямую к ребенку, которое наставляет: попроси папу или маму дать тебе столько-то денег и вступай в клуб друзей Барби; ты получишь значок с ее портретом, носи его не снимая, чтобы тебя узнавали все ее друзья; будешь получать все новые каталоги нашей фирмы, журнал и маленькие подарочки. Как вам это нравится?»
Конкурентоспособная кукла, при умело организованной системе сбыта, вышла на первое место по продаже. Она доступна по цене (в Швейцарии Барби стоит 12,9 франка, хотя обычно куклы такого типа почти вдвое дороже... У Барби есть «приятель» Кен, собственные лошади, попугай, пудель Милорд и котенок Флюфли. Вся эта синтетическая компания живет, одевается, питается, развлекается в специальных кукольных домах. Весь окружающий куклу мир Копирует сферу обитания мыльных персонажей и выполнен в строго реалистической манере. Что это: уроки домоводства или школа потребления?
Шутливую, но правдивую историю «про Барби» рассказал известный американский фельетонист Арт Бухвальд. «Моя дочь попросила куклу, — начинает он свое повествование. — Она выбрала Барби, а так как цена была вполне подходящей (10 долларов 95 центов), я сделал дочери этот подарок». Через неделю девочка подошла к отцу и сказала, что Барби нужен халатик. «Маме тоже нужен халатик», — ответил отец. «Но в каталоге есть такой красивый халатик, и всего за 10 долларов», — приготовилась заплакать девочка. «В каком каталоге?!» -«- закричал отец. Оказалось, что в коробке вместе с куклой лежал и каталог «Милого семейства».., «Я схватил его, — продолжает Бухвальд, — и с ужасом понял замысел производителей Барби. Они «уступают» куклу всего за 10,95, но каждый из ее туалетов (а их в каталоге 200 наименований) стоит в среднем 12 долларов. Положение моей дочери в ее обществе будет зависеть от того, как будет одета Барби». Любящий отец не смог подвергнуть свое дитя общественному остракизму: был куплен Кен, потом пиджак для Кена, плащ, электробритва, пижама, костюмы. Куклам купили дом, обставили его и... «Папа, на следующей неделе в гости к Барби и Кену придет Мидж (новая модель фирмы «Маттель»), и ей совершенно нечего надеть!» — папина любимица протягивала ему каталог, заложенный на странице «Платьица для Мидж».
Изготовители Барби моментально учитывают любое модное поветрие. Возросла популярность рока? И кукла тут же начала карьеру рок-звезды. Продаются музыканты из ее оркестра, отдельно костюмы, отдельно музыкальная аппаратура. Купив комплект, вы получите кассету с рокзаписями. В Нью-Йорке, в знаменитом магазине Харриса есть
845
специальный отдел одежды для девочек «под Барби», где продаются одинаковое платья для куклы и ее маленькой владелицы. Тщательный учет вкусов еще несовершеннолетних покупательниц, скажут одни. Продуманная система формирования покупательских вкусов, начиная с самого раннего возраста, скажут другие. И не только покупательских, добавим мы...
(Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама. С. 54—56)
Мода Около 1900 г. пестрые краски Востока совершенно
овладевают Парижем. В том же году здесь выступает с русским балетом Сергей Дягилев, костюмы и декорации для. которого создает Леон Бакст. Молодой модный модельер, больше художник, чем портной, Поль Пуаре, который сначала работал у Ворта, очень внимательно следит за всеми этими импульсами,-носящими как отпечаток истории — предлагает платье в виде туники и пеплос, — так и отпечаток Востока. В его эскизах чередуются японское кимоно, персидская вышивка, пестрая батика и восточные тюрбаны с мехом и парчой...
После больших потрясений, которые принесла Первая мировая война, жизнь в корне изменилась. Вместе с этим пришли перемены и в моду, новые тенденции которой наметились уже в ходе войны. «Военный кринолин» дожил, примерно, до 20-х годов: это выражалось в юбках с воланами на боках, в полудлинных и полуприлегающих платьях неопределенной формы, ближе всего приближающихся к эллипсу. Однако в это же время в моде наступает коренной перелом — совершенно преобразился силуэт женской фигуры из-за сокращения длины юбки и длины волос. Новая мода основана на чистой геометрии, ее тенденции явно антинатуралистические. Костюм теперь совершенно умышленно разделяется на две части — на лиф и юбку. Некоторое время длина юбки еще резко не меняется; Но с 1924 года она заметно сокращается, а в 1928 году — едва прикрывает колени. Одновременно линия талии опускается на бока, поэтому лиф намного становится длиннее. В это время можно говорить о проникновении кубизма в моду. Основой ежедневных, светских и вечерних дамских туалетов стала так называемая сэк-линия (sack-lime) — ровная рубашка с двумя швами на боках, которая разделялась на две части одним пояском. Платья отличаются друг от друга только материалом. Лиф имеет глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять обнажены, но все эти элементы, во все времена подчеркивающие желское обаяние, теперь использовались для нового явления — теперь подчеркивается неопределенность пола, в моде какая-то полудевичья, полумальчишеская фигура.
Эта женщина-мальчик находит себе применение во всех профессиях, прилежно занимается спортом, страстно танцует фокстрот, чарльстон и джазовые танцы. Она борется с лишним весом, ибо идеалом те-
846
перь является высокая, стройная женщина без бедер и груди/со стройными ногами и руками, курящая сигареты в длинном мундштуке. Воплощением этих представлений и самым модным женским типом стала северянка Грета Гарбо, героиня всех наиболее известных фильмов своего времени. Коротко остриженные волосы, маленький рот с ярко накрашенными губами, брови резко подчеркнутой формы и глаза с опущенными веками сошли с подмостков театров и киноэкранов и вышли на улицы. Но самой большой новостью в истории моды стали открытые ноги, на которых теперь сосредотачивалось внимание. Премыш-ленным производством начали выпускаться в огромном количестве шелковые прозрачные чулки телесного цвета и элегантные остроконечные туфли с большим вырезом из тонких сортов кожи — для повседневной носки и золотые и серебряные туфли, парчовые либо кожаные, — для вечерних туалетов. К этим нарядам носили шляпки с широкими полями, глубоко посаженные на голову, либо как бы шляпы-колокола, полностью закрывающие волосы.
Но наряду с этой модой-люкс в женскую моду проникают длинные брюки, как спортивные, так и домашние, юбки, свитера, белье и трикотажные платья, выпускаемые промышленным производством, которые до сего времени остаются в ней.
Дальнейшие перемены в моде происходят в 1936—1937 гг., когда женская фигура опять несколько стилизуется. Рукава поднимаются с помощью плечиков, талия сужается, юбки расширяются, округлый силуэт как бы сменился на два треугольника, соединяющихся вершинами в поясе. Женская мода до некоторой степени огрубела. Этому способствуют некоторые детали: например, обувь с ремешками на высокой пробковой или деревянной подошве, сумки, носимые на плече, шлемовидные шляпы с узкими полями, но прежде всего — плечики под рукавами. В течение Второй мировой войны все эти детали стали еще более выразительными. Женское платье укорачивается, плечи увеличиваются, вся одежда скорее напоминает форменную одежду. Модные нововведения касались, прежде всего, укладки волос, в сеточки и шляп, которые приобрели странные формы, ибо недостаток материала не позволял больших перемен...
Резкий поворот в моде произвел в 1947 году Кристиан Диор, продемонстрировавший новые интересные модели одежды, которые, правда, сначала были предложены только узкому кругу высшего общества. Поначалу реакция многих была отрицательная. Например, французские и американские женщины выступали против этой дорогой моды в то время, когда здоровью их детей еще угрожали нищета и голод. Но несмотря на это, уже в 1948 году вся Европа и Америка приняли новый стиль Диора, получивший название «нью лук» (новый силуэт). Это была романтическая линия с новым вариантом кринолина, тонкой талией и прилегающим лифом. Наряду с этой основной линией, однако предназначенной исключительно для молодежи, Диор вскоре создает
847
целый ряд других модных линий, которые также стали всеобщим до-стоянием, — это стилизация одежды под буквы «Н», «X», «Y», «А» и т.д. Само собой разумеется, что мода 1950-х гг. создавалось не одним Диором. Это время наибольшего расцвета и славы парижского «от ку-тюр», когда процветают модные салоны Юбера де Живанси1, Жака Фата, Кристобальда Баленсиажи, Ива Сен Лорана, когда опять открывается дом моды Шанель и др.
Однако в послевоенные годы в Европе все больше чувствуется влияние американского образа жизни, а вместе с ним появился более свободный стиль в одежде. Отныне неотъемлемой частью женского дневного и вечернего туалета становятся брюки. На мужскую моду, да и на женскую, налагают свой отпечаток некоторые типы военной одежды (например, морской). К послевоенному периоду относится и дальнейшее развитие конфекции, но это уже производство костюмов не из эрзац-материалов, а наимоднейших платьев, быстро следующих всем сезонным переменам, а также бутика и торговли первоклассными модными новинками в единичном количестве экземпляров и одновременно — различными модными аксессуарами в большом количестве, что расширяет влияние «от кутюр» на более широкие круги общественности. Пятидесятые годы связаны также с развитием производства новых искусственных материалов, которые временно оттесняют материалы естественные благодаря своим практическим особенностям, прежде всего — несминаемое™.
Пятидесятые и шестидесятые годы являются также временами, когда известные артисты, певцы и общественные деятели становятся также образцами и подражателями и в моде ( Б. Бардо, Фара Диба, Э. Пресли, М. Брандо и др.). Это говорит об усиливающемся интересе молодого поколения к одежде, который быстро начинают поддерживать и использовать в своих интересах большие торговые дома, специальные модные журналы и бутик.
Но и на этот раз конфликты между поколениями не заставили себя долго ждать — самоуверенная молодежь (во Франции — приверженцы философии экзистенциалистов, в Англии — «сердитые молодые люди» типа Дж. Осборна) хочет отличаться от всех окружающих не только поведением,«о и костюмом. Их одеждой являются пришедшие из Америки джинсы, которые все более распространяются, несмотря на сопротивление официальных мест (школ, учреждений). Цвет джинсов — черный, наиболее притягательный материал — натуральная и искусственная кожа; дополнением к ним являются ковбойские шляпы, широкие пояса, в качестве отделки моды металлические заклепки. Эти отчаянные парни, которые без цели носятся на ревущих мотоциклах, самоуверенность которых недалеко ушла от насилия, постепенно становятся социальной
1 Более распространенное в русскоязычной литературе написание этой фамилии — Живанши.
848
проблемой больших городов. (В 1970—1980-х гг. молодое поколение доходит до определенной агрессии; взять к примеру хотя бы т.н"грубый стиль», панк, который отдает предпочтение скорее именно грубости и шокированию окружающих небрежной одеждой, курьезной'стрижкой, окраской волос и т.д., нежели каким-то решительным действиям.) В 1960-х гг. появляются и первые хиппи с их совершенно неконфекционной одеждой — намеренным вызовом господствующей моде. Однако мода не отступает перед этим, а наоборот быстро использует этот новый стиль, чтобы нажиться на нем. Теперь тон в одежде задает все более молодое поколение; в 1967 г. девушки в возрасте от 17 до 20 лет приобрели 60 процентов всех модных Товаров. В этом принимают участие и новые, близкие молодежи стили в искусстве — оп арт, поп арт, новый реализм, хеппенинг, которые находят в моде выразительное отображение.
Это период, когда именно в такой консервативной до сего времени стране, как Англия, начинают продавать в большом количестве все то, что является «поппинг» и «шокинг» (шокирующим). Майки с разнообразными актуальными текстами и рисунками, часто политического звучания, становятся неотъемлемой частью костюма молодежи того времени и в различных вариантах остаются популярными до наших дней. Поэтому не удивительно, что именно в Англии зародилась мода на мини-юбки и что их создательнице, американке Мэри Куант, в этом совершенно непридворном наряде в 1966 г. в Букенгемском дворце вручили орден британской империи за заслуги в британском экспорте.
Завоевание космического пространства также оказало влияние на развитие моды — модными дополнениями становятся не только шлемы, но и очки в виде месяца.
В конце 60-х годов в моде появляются черты, отражающие повышенный интерес к сексуальным вопросам. Свободная мораль, сопровождающая наводнение стран порнографическими фильмами и журналами, отразилась в моде «топлес» (женский купальный костюм без верха), тогда плавки этого стиля — монокини — распространились по всему побережью Лазурного берега, а сегодня совершенно обычный купальный костюм на большинстве мировых пляжей; распущенные нравы нашли свое выражение также в «транспарантном» стиле, в блузках из прозрачных тканей (Лоран, Унгаро, Курреж) и т.д.
В противовес этим тенденциям в конце 60-х и в начале 70-х годов появляется новый романтический стиль (непосредственным импульсом для этого был мюзикл Бернстайна «Волосы» и фильм «Вива Мария»). Но на этот раз речь идет не о романтизме диоровских салонов, а о романтизме, вдохновленном народным фольклором, который принес с собой в моду пестрые шерстяные ткани и простой крой одежды далеких стран (штаны гаучо, пончо, вышитые афганские куртки, индийские шали, затем в 70-х годах — зуавские штаны и мексиканские пончо, перуанские вязаные шапки и варежки, арабские одежды и т.д.).
849
Область моды все более интенсивно ориентируется на одежду для свободного времяпрепровождения, для отдыха, для спорта; с распространением аэробной гимнастики и других видов спорта возникают костюмы джоггинг (jogging) которые могут быть использованы как для спорта, так и для выхода, что вносит в одежду 80-х годов большую свободу, живописность ^предоставляет большие возможности для личного творчества. /
(Кйбалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 302—321)
Литература
Амаду Ж. Лавка чудес // Амаду Ж. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. / Пер. с португ. М.: Худож. лит., 1982.
Арто А. Театр и жестокость // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда: Пер. с франц. М.: Союзтеатр, 1992.
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994.
БодрийярЖ. Система вещей: Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995.
Борхес X. Л. Письмена бога. М.: Республика, 1992. ',
Гессе Г. Нарцисс и Гольдмунд // Гессе Г. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3: Пер. с нем. СПб.: Северо-Запад, 1994.
Григулевич И.Р. Пророки «новой истины»: Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983.
Гриненко Г.В. История философии. Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
Дали С. О себе и обо всем прочем // Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем: Пер. с англ., исп. и франц. Н. Малиновской. М.: Сварог, 1996.
Дау К. Л. Афро-бразильская магия. К.: «София», 199.7.
ДелёзЖ. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
Джойс Д. Улисс: Пер. с англ. В.Хинкиса, С.Хоружего. М.: Республика, 1993.
История эстетической мысли: В 6 т. Т. 5. Буржуазная эстетика XX века. М.: Искусство, 1990.
Камю А. Абсурдное рассуждение // Альбер Камю. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.
Кйбалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1988.
Клодель П. Театр Но // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда: Пер. с франц. М.: Союзтеатр, 1992.
КозловскиП. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997.
Конто Ж. О театре // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда: Пер. с франц. М.: Союзтеатр, 1992.
Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама. М.: Сов. Россия, 1989.
850
Кортасар X. 62. Модель для сборки: Роман. Рассказы: Пер. с исп. М.: Радуга, 1985.
Ламур Л. Ганфайтер: Романы-вестерны: Пер. с англ. М.: Центрполи-граф, 1994.
Лаун А. Любовь в современном мире. СПб.: Алетейя, 2002.
Левикова СМ. Молодежная субкультура: Учеб. пособ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Липли С. Люди, машины, история: Пер. с англ. В.А. Алексеева. М.: Прогресс, 1970.
Массовая культура. Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.
Михайлович Я. Павич и гипербеллетристика // Павич М. Ящик для письменных принадлежностей: Пер. с серб. Л. Савельевой. СПб: Азбука, 2003.
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Т.6. Изобретения и технологии. М.: Издат. Дом «Инфра-М». Издательство «Весь мир», 2000.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гас-сет. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.
Павич М. Ящик для письменных принадлежностей: Пер. с серб. Л. Савельевой. - СПб: Азбука, 2003.
Полевой В.М. Искусство XX в.: 1900-1945. М.: Искусство, 1991.
Постановление об экуменизме // Второй Ватиканский собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1992.
РобертсонДж. Битлз. М.: Локид, 1997.
Самохвалова В.И. Культурология. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2002.
Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
ТЦара Т. Манифест Дада 1918 года // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда: Пер. с франц. М.: Союзтеатр, 1992.
Фрейд3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
Хофман В. Основы современного искусства. СПб.: Академический проект, 2004.
Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технология эпрхи электронной культуры: Монография. М.: МГУКИ, 2003.
Исторический - Расселение славянских племен в Европе — составная очерк часть процесса великого переселения народов I тыс. н.э.
Принято выделять три основные ветви славян, основываясь на районах их расселения: южные славяне, которые осели в районах Южной Европы, и прежде всего на Балканах; западные славяне — предки чехов и поляков; восточные славяне — предки русских, украинцев и белорусов.
В IX в. сложилось единое восточнославянское государство — Киевская Русь. Возникновение ее обычно связывают или с призванием на княжение в Новгород в 862 г. варягов Рюрика, Синеуса и Трувора, или же с походом легендарного князя Олега, который в 882 г. захватил Киев и объединил киевские и новгородские земли в единое государство, в составе которого кроме славян были еще летто-литовские, балтийские, финно-угорские и другие племена. Расцвет Киевской Руси приходится на княжение Ярослава Мудрого (1019—1054 гг.). В середине XII в., после смерти Владимира Мономаха (1113— 1125 гг.), начинается период феодальной раздробленности. В середине XIII в. произошло вторжение татаро-монгол, результатом которого было почти двухсотлетнее татаро-монгольское иго.
В XIV в. начинается новый процесс объединения русских земель — теперь уже вокруг Москвы. Куликовская битва (1380 г.), а затем Великое Противостояние на Угре (1480 г.) сыграли решающую роль в обретении независимости возникшего Московского государства. В период княжения Ивана III (1462— 1505 гг.) и Василия III (1505—1533 гг.) великий князь московский становится верховным правителем всей>Русской земли. Брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог — племянницей последнего византийского императора — позволил русским царям (особенно после падения Константинополя) считать себя наследниками Византии и, в частности, использовать герб Восточной Римской империи — двуглавого орла.
Особое усиление царской власти происходит при Иване Грозном (1533— 1584 гг., с 1547 г. — царь), но после смерти его сына — Федора (1584—1598 гг.) — династия Рюриковичей прекращается. Конец XVI — начало XVII в., характеризующиеся длительной борьбой за власть между боярскими родами в самой России и нашествием поляков, поддерживавших в борьбе за престол Дмитрия Самозванца, выдаваемого за сына Ивана Грозного, получили название Смутного времени.
853
В 1613 г. Земский собор избирает новым царем России Михаила Федоровича Романова (1596—1645 гг.). Представители династии Романовых^ царствовали в России вплоть до Февральской революции 1917г.'
XVII в. — это время серьезных изменений в русской культуре, нового сближения с европейской культурой, преобразований, подготовивших реформы Петра I.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru