Быт и нравы
Одежда, прически, Шумерские памятники сохранили для нас тип са-украшения мой древней мужской одежды, так называемый
каунакес, который непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние каунакес имитировали мех, напоминая его длинными тканными волосами. Любовь к меху сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали примитивную одежду шумеров. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который впоследствии стали заменять напоминающей его бахромой... На настенной живописи и рельефах чаще всего ясно виден только верхний плащ — слабо прилегающий, с короткими рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у женщин он бывал и длиннее), часто его подпоясывали плетеным пояском. Длина плаща и его украшения зависели от общественного положения лица. Высшие слои носили плащи длинные, по самую щиколотку, плащи богов и правителей были украшены ши-
102
роким поясом и бахромой. Низшие общественные слои и воины носили короткий и менее украшенный плащ...
Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы, а именно — прическе, усам, бороде и бакенбардам... Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы. Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. (Низшие слои носили неухоженные более короткие бороды.) ...Известно, что уже в XIII веке до н.э. специальным распоряжением женщинам предписывалось ходить с открытым лицом. Для торжественных случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с «инфулеми», которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.
(Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 47)
Об одежде Одеяние же у вавилонян вот какое. [На теле] вави-
вавилонян лонянин носит льняной хитон, доходящий до ног, а
поверх — другой шерстяной. Затем поверх накидывает еще тонкую белую хламиду. Обувь у них — общепринятая [в этой стране], похожая на беотийские сапоги. Отпуская длинные волосы, вавилоняне повязывают на голове тюрбаны и все тело умащают миррой. У всякого вавилонянина есть перстень с печатью и посох искусной работы. На каждом посохе вырезаны яблоко, роза, лилия, орел или что-либо подобное. Носить посох без такого изображения у них не принято.
(Геродот. История. С. 73)
Наряд Инанны На ее голове — венец Эдена «Шугур».
в шумерской На ее челе — налобная лента «Прелесть чела».
поэме В ее руках — знаки владычества и суда.
Ожерелье лазурное обнимает шею.
Двойная подвеска украшает груди.
Золотые запястья обвивают руки.
Прикрыты груди сеткой «Ко мне, мужчина, ко мне».
Прикрыты бедра повязкой, одеяньем владычиц.
Притираньем «Приди, приди» подведены глаза.
(С великих небес к великим недрам... С. 144—145)
103
Пища Значительная часть страны культивировала в древ-
ности финиковую пальму (Страбон говорит, что в древности знали 360 полезных ее свойств), фиговое дерево, виноградную лозу, яблоню и другие фруктовые деревья... Из культурных растений в основном разводили зерновые (ячмень, полба, просо), технические (сезам или кунжут, лен), огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыква), а также бобовые (чечевица, фасоль, горох).
Фауна в древние времена была очень богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, водилось много птицы. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы... и другие животные обитали в степях и приречных зарослях.
(История Древнего Востока. С. 93)
Семья и брак Семья была в основном моногамная. По законам Хамму-рапи для совершения законного брака заключался брачный контракт, имущество матери наследовали ее дети. Возможен был развод, но для женщины получить его было труднее, чем для мужчины. За измену мужу жену наказывали утоплением, но если муж ее прощал, то и она, и ее соблазнитель освобождались от наказания. За измену жене муж не наказывался — его могли наказать только за соблазнение жены свободного человека.
Если жена плохо вела домашнее хозяйство (ленилась, тратила слишком много денег и т.п.), муж имел право жениться на другой, а прежнюю жену сделать служанкой в доме.
Отец не имел права лишить сыновей наследства, если только они не совершили какого-либо преступления. Отец обязан был обучить сыновей своему ремеслу.
Вавилонские Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. обычаи Каждая вавилонянка однажды в жизни должна са-
диться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!» Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девуш-
104
ка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года.
Афродитой Геродот называет Иштар. Ряд современных историков полагает, что этот обычай описан Геродотом неправильно: храмовой проституцией занимались только жрицы богини Иштар (принадлежавшие к знатнейшим семействам Вавилона), а не все девушки-вавилонянки.
Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок... Прохожие дают больному советы [о его болезни] (если кто-нибудь из них или сам страдал подобным недугом, или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг.
(Геродот. История. С. 74) Литература
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
ВасильевЛ.С. История Востока: В 2 т. М., 1993.
Геродот. История. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972.
Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М.: Музыка, 1965.
Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989.
Емельянов В.В. Древний Шумер. СПб.: Изд. «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2003.
Законы Хаммурапи // Хрестоматия по Древней Истории: В 2 т. / Под ред. акад. В.В. Струве. М.: Учпедгиз, 1936.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1979.
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1988.
Лувр. Париж: Скульптура. М.: Изобраз. искусство, 1984.
«О все видавшем» со слов Син-лека-уннинни, заклинателя / Пер. И. Дьяконова // Поэзия и проза древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Оппетейм А. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1990.
Разговор господина с рабом // Всемирная галерея: Древний Восток. СПб.: Терция, 1994.
С великих небес к великим недрам // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Труд писцов, собратьев моих // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М.: Наука, 1991.
Штейнпресс Б. С., Ямпольский ИМ. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. энцикл., 1966.
Исторический Древней период истории евреев известен нам в основном очерк по Библии и небольшому количеству сохранившихся ис-
торических трудов (в первую очередь по книгам Иосифа Флавия). Ряд событий этой истории (примерно с сер. II тыс. до н.э.) подтверждаются еще и по историческим источникам других народов, а также археологическими раскопками. Древние евреи были одним из семитских племен, обитавших на территории Древней Месопотамии и граничащих с ней областей.
Согласно Библии история собственно еврейского народа начинается с патриарха Авраама, которому явился Бог Яхве и заключил с ним союз (завет), по которому Авраам и все его потомки должны поклоняться Яхве (в знак чего над всеми мужчинами совершается обряд обрезания), а Яхве сделает их избранным народом и приведет в Землю Обетованную. Несколько столетий потомки Авраама, продолжая вести образ жизни скотоводов-кочевников, скитались по различным землям. Согласно Библии однажды (ориентировочно в XVI в. до н.э.), когда евреи находились недалеко от Египта, началась страшная засуха, и, спасаясь от нее, евреи пришли в Египет. Спустя несколько поколений (ок. XIV— XII вв. до н.э.) египетские фараоны изменили отношение к евреям и стали использовать их на тяжелых работах (испугавшись их плодовитости), а некий фараон приказал убивать всех еврейских младенцев мужского пола.
Именно к этому времени относится рождение Моисея, который почитается как подлинный основоположник иудаизма — религии евреев. Новорожденного Моисея родители сначала прячут, а затем подбрасывают в корзинке в Нил, в то место, куда часто приходила одна египетская царевна. Царевна забирает ребенка с собой и усыновляет его. Когда Моисей был уже взрослым, он однажды в гневе убивает египетского надсмотрщика, избивавшего тяжело работавшего еврея, и в страхе бежит из Египта в Мидиан. Там он женится на дочери жреца и проводит долгие годы. Там же, в пустыне, близ горы Харив (на Синайском п-ове), к нему является ангел — посланец Яхве и сообщает волю Бога: Моисей должен вернуться в Египет и вывести из плена свой народ. Моисей наделяется способностью творить чудеса. После многочисленных отказов, Моисей все-таки соглашается это сделать. Явившись к фараону, Моисей просит отпустить его народ в пустыню для совершения там жертвоприношений. Чудеса, творимые Моисеем, наконец убеждают фараона, и евреев отпус-
106
кают. После долгих скитаний по пустыне Моисей приводит свой народ к горе Синай. Взойдя на гору, он получает от Яхве десять заповедей и ряд частных предписаний религиозного, юридического и морального характера, а во время следующего восхождения он получает указания об устройстве культовых объектов (ковчега завета, скинии и т.п.). За время отсутствия Моисея евреи, оставшиеся в лагере, совершают отступничество: из золота изготавливается статуя тельца (золотой телец), и ему начинают поклоняться. Вернувшись, Моисей сурово наказывает особо провинившихся и разбивает скрижали, на которых были записаны рукой Яхве заповеди; позднее он получает от Яхве новые. За свои грехи Моисей наказан тем, что ему не суждено войти в Землю Обетованную.
Уже после смерти Моисея под предводительством Иисуса Навина евреи вторгаются на территорию Палестины и захватывают ее. Постепенно совершается переход от кочевого к оседлому образу жизни, возникает государство, достигшее расцвета при царе Соломоне (ок. 965—928 гг. до н.э.), при нем же строится знаменитый Иерусалимский храм — Храм Соломона. После смерти Соломона государство распадается на два самостоятельных — Израиль и Иудею (со столицей Иерусалимом). Ок. 722 г. до н.э. Израиль захвачен Ассирией, в VI в. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор, разбивший Ассирию, вторгается в Палестину и захватывает ее. Иерусалим был взят и разрушен ок. 587 г. до н.э. Большое количество евреев было угнано в плен (Вавилонское пленение), длившийся около 50 лет. Кир Персидский, захватив в 538 г. до н.э. Вавилон, отпускает евреев из плена и приказывает восстановить разрушенный вавилонянами Иерусалимский храм (отсюда начинается период Второго Храма). В IV в. до н.э. (ок. 334—332 гг. до н.э.) Александр Македонский, победивший персов, становится владыкой персидских владений на Ближнем Востоке и в том числе — Палестины. После его смерти Палестина оказывается во власти Птолемеев — правителей Египта, но Иудея обладает при этом самоуправлением. Ок. 200 г. до н.э. Селевкиды (Персия) отбирают Палестину у Птолемеев. В конце I в. до н.э. Палестина завоевана римлянами. В 66—70 гг. н.э. происходит первое иудейское восстание против римлян, в 132—135 гг. — второе и третье. В результате Иерусалим был разрушен, большое количество евреев покинули Палестину, начался период диаспоры (рассеяния), который продолжился до XX в., когда после Второй мировой войны было создано государство Израиль.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru