Средства массовой информации
Наряду с ранее существовавшими средствами массовой информации (газетами и журналами) XX в. породил новые — радио и телевидение, а в конце
789
века появляется еще и Интернет. Средства массовой информации (СМИ) оказывают решающее влияние на формирование «массовой культуры» и «массового человека», делая из него «идеального потребителя», формируя определенный образ жизни и систему идеалов. Интернет в этом смысле предоставляет человеку большую свободу выбора, способствуя некоторой его активности и самостоятельности.
СМИ Развитие информационных технологий, утвержде-
ние СМИ в качестве особого вида власти, основанной на «безличных» технологиях управления, по-особому разобщает людей, в то же время создавая основу для омассовления их сознания. Программирующие возможности СМИ значительно усиливаются за счет использования новейших средств техномодификации, одинаково применимых и в общестратегических целях управления, и в конкретно-практических целях рекламы. Масс-медиа образуют в современном обществе нечто вроде всепроникающей нервной системы, которая пронизывает социальный организм общества и управляет его деятельностью через сеть информационных потоков.
Средства массовой информации активно формируют общественное мнение и определенный общественный настрой. Маскульт и СМИ проповедуют внешнюю, потребительскую и бездуховную жизнь, раздувая мнимые потребности, провоцируя неадекватные социальные самоидентификации дезориентированного массового человека. В своей совокупности они создают определенные представления о мире и оперируют ими, формируют нужные представления о человечески наиболее значимых ценностях и понятиях, при этом могут эффективно способствовать разрушению традиционно ценимых, но актуально ставших ненужными качеств. СМИ могут подвергать факты специальной обработке и монтажу; повтор информации обеспечивает возможность ее подпоро-гового (происходящего в подсознании и как бы неосознаваемого) суммирования, что многократным своим повторением, с одной стороны, убеждает, что данное сообщение есть истина, с другой стороны, обеспечивает эффект внушения ее...
Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их. И если в доинформационном обществе человек массы был скорее тенденцией, то информационные технологии перевели ее в действительность, производя массового человека в массовом же масштабе.
Развитие и совершенствование информационных технологий, мас-сифицируя публику, в то же время разобщают ее, ибо вытесняют традиционные непосредственные контакты, собрания, встречи и т.п., заменяя личное общение телевидением или компьютером. В конечном счете образуется своеобразная «толпа на дому», когда каждый вроде бы один, но в то же время в составе невидимой, однако вездесущей массы. При этом внимание, его распределение и организация управляют-
790
ся техномодификатором, и человек пребывает в своеобразном управляемом состоянии, которое современный писатель Виктор Пелевин удачно именует «опытом коллективного небытия».
(Самохвалова &.И. Культурология. С.224—228)
Телевидение Идея телевидения возникла еще в середине XIX в. после
изобретения электромагнитного телеграфа. В 1884 г. немецкий изобретатель П.И. Нипков применил принцип разверстки изображения на элементы в своем «электрическом телескопе». Но только в середине 1930-х гг. появились первые системы электронного телевидения. У истоков современного телевидения стоят американские ученые В.К. Зворыкин и Ф. Фарнсуорт, англичанин К.Свинтон, советские — И.А. Адамиан, А.П. Константинов и др. Уже в 1935 г. в Германии существовала служба регулярного телевещания, хотя качество изображения было не очень хорошим. Но уже в 1937 г. в Великобритании компания Би-Би-Си сумела создать высококачественное телевещание. В 1953 г. появляется цветное телевидение.
После Второй мировой войны телевидение широко распространяется в быту и становится мощнейшим и влиятельнейшим средством массовой информации. Для многих представителей современного массового общества телевидение стало разновидностью «наркотика»: их жизнь проходит на фоне телевизионных передач, люди едят, пьют, работают, развлекаются — и все это при включенном телевизоре. Рост числа национальных телекомпаний и постоянное увеличение количества каналов, появление кабельного телевидения, а благодаря спутниковой связи, и глобальной системы телевещания, кардинально изменили «ситуацию выбора» для зрителя: для него стали доступными сотни каналов. А появление пультов дистанционного управления привело к своеобразному явлению, получившему название «зеппинг»: телезрители почти непрерывно переключаются с программы на программу, лишь ненадолго задерживаясь на некоторых передачах. Таким образом, зритель как бы создает особый телевизионный коллаж — попурри из различных передач. Одна из причин этого явления — насыщенность телепередач рекламой, нарушающей смысловую и художественную целостность любого фильма, спектакля, видовой или учебной передачи и т.д. Причем на западном телевидении не принято давать заставку или какой-нибудь иной знак, выполняющий роль «разделителя»: реклама непосредственно вторгается в основной текст передачи, так что часто даже трудно понять, где кончается одно и начинается другое. Так в сознании зрителя возникает особая мультипликативная действительность (один из важнейших «симптомов» эпохи постмодерна), иллюзия собственной активности и сопричастности творчеству, а также своей власти над этой реальностью.
Основная система тележанров сформировалась в 1960—1970-е гг. Условно их можно поделить на две группы: восходящие к прежним формам коммуникации (новости, фильмы, спектакли, спортивные передачи и т.п.) и порожденные техническими особенностями собственно телевидения (документальные передачи «с места событий», видовые и зрелищные программы, телевизионные дискуссии, сериалы, видеоклипы и т.д.). Причем передачи первой группы со временем все сильнее изменялись, адаптируясь к новым возможностям. Так,
791
в настоящее время «изюминка» телевизионных новостей — документальные кадры о происходящих событиях. В последние годы проявилась тенденция по размыванию границ между жанрами и созданию синтетических жанров.
Важным в культурологическом смысле является изобретение видеотехники (видеомагнитофонов, DVD, CD и т.д.). Благодаря ей имеется возможность просматривать любые телевизионные передачи в записи в удобное для зрителя время (что снимает «привязанность» зрителя к экрану), возвращаясь к любым моментам телетекста, «проматывая» неинтересные куски, например рекламу. Тем самым «видеоряд» телевизионной передачи (аналогично кинофильму в видеозаписи) обретает некоторые черты печатной продукции, которую читатель всегда может изучать в желаемом порядке.
Видеоклипы Волшебно омолодили рок родившиеся в начале 80-х
годов видеоклипы. Мини-фильм лишь отдаленно соответствовал тексту. В этом цель и заключалась. Ведь непонятное кажется великим, говорили древние.
Сюжет клипа может быть совершенной абстракцией или смонтирован «под хронику». Клип за несколько секунд расскажет трогательную любовную историю... или откровенно продемонстрирует физические совершенства красавицы... Объединяет их одно — отсутствие монотонности. Клип моментален, увлекателен и часто непонятен.
Видеоклипы значили для рока то, что звук для немого кино. Музыка стала изображением. Кроме того, клип, который ежедневно смотрят миллионы зрителей, превратился в невиданную по размаху рекламу. В США с 1981 г. ведет передачи MTV — канал, передающий видеоклипы рока 24 часа в сутки. Новый канал французского ТВ М6 в основном посвящен року и видеоклипам.
В чем причина успеха клипов? Отнюдь не только в низком общекультурном уровне публики. Скорее, она заключается в прекрасном знании «нижних этажей» человеческой психики и умелом овладении теми богатейшими возможностями, которые предлагают для манипуляции психикой современные технические средства. Загипнотизированный клипами зритель приучен не понимать происходящего, а сверхтемпы видеосюжета привели к тому, что любые другие съемки кажутся ему замедленными, устаревшими, скучными...
И если под развлечением понимать отключение от действительности, то клип стал для этого идеальным средством.
Зрелищные традиции рока легче осмыслить, если вспомнить, что многие исполнители, особенно английские, учились в художественных школах. Среди них — Джон Леннон, Эрик Клаптон', Дэвид Боуи и др. Стоит ли удивляться маскарадности рока, буйству его красок, впечат-
1 Более распространенное написание этой фамилии в русскоязычной литературе — Клэптон. '
792
ляющей графике, умелой сценической постановке выступлений? Рокеры участвуют в оформлении конвертов собственных дисков, столь интересных по рисунку, цвету, манере исполнения.
Художественность лучших образцов рока несомненна, его развлекательный характер очевиден.
(Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама. С. 16—17)
«Мыльные Едва ли не самый сильный магнит, влекущий к не-
оперы» подвижности перед телевизором, — желание забыть-
ся, увидеть другую, интересную и счастливую жизнь. И вот Оказалось, что жизнь «как в кино» лучше всего не в кинофильме, а в сделанном на заказ телесериале. Он проще, понятнее, короче, так как разбит на 45—50-минутные серии, а сюжет и актеры подобраны в соответствии со вкусами самой широкой публики.
Так взошли на пьедестал популярности так называемые «мыльные оперы» (в английском слово опера означает масштабную, «богатую» постановку), в просторечии «мыльники», то есть многосерийные телефильмы-постановки с протяженным, почти бесконечным «продолжение следует». «Мыльники» размножаются почкованием. Сериал «Вся семья» породил «Семью Джефферсонов», из которой выросла «Проверка» и т.д. Классическим примером «мыльников» считаются «Даллас» и «Династия», и чтобы понять тот интерес, который вызывают они у мадам Бертони и мсье Гишара, поговорим о них подробнее.
Начнем с начала, с возникновения этого жанра. В конце 30-х годов в США большой популярностью пользовались радиопостановки, действие которых происходило в кругу одной семьи, вернее, одного семейного клана. Персонажи пьесок по ходу действия упоминали продукцию тех компаний по производству мыла и стиральных порошков, которые финансировали эти передачи. Голоса ставших привычными персонажей постоянно звучали дома, а с развитием ТВ на домашнем экране появились и сами герои. К концу 70-х годов «мыльники» превратились в любимую дневную телепередачу. Домохозяйки вязали, гладили, возились у плиты, не выключая телевизор. Семейные дела героев были выставлены на всеобщее обозрение, их личную жизнь, как жизнь соседей, можно было не спеша, со вкусом и в подробностях обсудить (кто произнес слово «сплетни»?).
Теперь для «мыльников» покупают и самое дорогое вечернее время. За ужином или после него «мыльные оперы», а вернее, шикарные многосерийные телесериалы смотрит уже вся семья. О мыле было забыто. Но не о рекламе. «Даллас» и «Династия» рекламируют особый образ жизни, целый мир — богатый, блистательный и беспощадный. Под звуки эстрадно-симфонической музыки в герои протаскивали чело-
793
века, который писал слово «кот» с ошибками, но становился миллионером.
Не будем говорить о техническом совершенстве съемок: кустарщину на современном западном ТВ вообразить трудно. Составители серий («создатели» было бы менее точным словом) самым тщательным образом учитывают запросы широкой публики и никогда не нарушают законы жанра. Первое: зрителя нельзя сердить, иначе он может неблагосклонно отнестись к товарам, которые рекламируются в ходе сериала. Второе: он должен нравиться максимальному числу зрителей (опросы зрителей после просмотра очередного эпизода). В полной мере учтен свойственный человеческой натуре интерес к жизни за закрытыми дверями. Бытовая мелодрама как жанр всегда пользовалась симпатией широкой публики...
На экране перед зачарованным зрителем (чаще — зрительницей) раскатывают бесконечное телеполотно красивой жизни. Тождество «красивое — богатое» сомнению не подлежит. Небедствующие герои «мыльников» — как на подбор: хорошо выкормленные, загорелые, белозубые, с отличной спортивной выправкой. Положительные персонажи прекрасны по-положительному (светловолосые, улыбчивые, благородно-седые), отрицательные — по-отрицательному (жгучие брюнеты с коварным прищуром, обольстительные, как змеи, женщины, крупные, говоря словами Салтыкова-Щедрина, «полные гвардейской правоспосрбности» мужчины). Границы добра и зла определены четко, разбираться не требуется: в обществе хилых неврастеников выгодно выделяется сильный и спокойный «мэн», среди женщин-мегер — нежная и чувствительная героиня.
Волшебно прекрасна окружающая действительность: роскошные, как дворцы, особняки, слепящий блеск спортивных автомобилей, голубая гладь собственных бассейнов, цветы магнолий размером с капусту, телефон в туалете и золотые краны в ванной из розового мрамора... А сногсшибательные туалеты, которые меняются десятками за серию! Как же не смотреть, бросив все?!
(Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама. С. 36—38)
Интернет как Одна их важных черт современного Интернета — сфор-
источник новостей мировавшаяся индустрия новостей «он лайн» (online news industry). Так, в США на февраль 1999 г. ее потребителями был 41% взрослых американцев. Опросы общественного мнения, проведенные во многих странах мира, показывают, что аудитория людей, регулярно получающая новости из Интернета, постоянно растет.
Новости «он лайн» сочетают в себе достоинства практически всех видов традиционных СМИ: так, Интернету присуща оперативность радио и телевидения, в нем имеет место подача визуальной и акустической информации как
794
на телевидении, вдобавок в Интернете информацию можно выбирать, «листая страницы», как в газете. Входя в Интернет, пользователь, скажем, за полчаса (среднее время выпуска новостей на телевидении), имеет возможность перебрать большое количество источников, выбирая интересующий его материал и пропуская неинтересный. Кроме того, пользователь сам выбирает, когда узнавать новости, не завися от расписания радио или телевизионных выпусков. В настоящее время большинство пользователей считает, что новости в Интернете более подробные и более точные, чем в традиционных СМИ.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru