Наука и техника
В XX в. развитие науки и техники шло еще более быстро, нежели в XIX в. Но если в XIX в. все новые открытия и изобретения порождали безудержный оптимизм и сциентистские умонастроения, то в XX в. ситуация изменилась. Серьезный удар по этим настроениям нанесла Первая мировая война, на которой использовались такие «достижения» науки, как ядовитые газы, самолеты, танки, подводные лодки. Но подлинным потрясением для человечества стало изобретение и применение ядерного оружия: в конце Второй мировой войны (в августе 1945 г.) американцы сбросили атомные бомбы 'на японские города Хиросиму и Нагасаки, что привело к мгновенной гибели более 100 000 человек. Гонка вооружения, продолжавшаяся во второй половине XX в. (в период «холодной войны» между «лагерем социализма» и «лагерем капитализма»), привела к созданию такого количества смертельно опасного оружия, что в случае новой мировой войны практически все люди на Земле погибли бы (большинство сразу, а оставшиеся — в результате последующей за ядерными взрывами «ядерной зимы»). К концу века человечество все больше осознавало, что развитие науки породило такие силы, которые могут уничтожить его полностью.
В конце XX в. были обнаружены еще две проблемы мирового значения: во-первых, современная промышленность разрушительно влияет на природную среду (экологический кризис), и если не принять специальные меры, то скоро жизнь на Земле станет невозможной для людей; во-вторых, на Земле заканчиваются многие полезные ископаемые, от которых зависит жизнь со-
1 Его использование имело место и раньше, например, в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры» (1917), в работах Тойнби 1940-х гг. и т.д.
732
временной цивилизации. Особенно опасно истощение нефтяных месторождений, ибо нефть в настоящее время является основным источником энергии — это «кровь» современной цивилизации. Именно поэтому во второй половине XX в. шел активный поиск новых источников энергии, развивалась атомная энергетика, несмотря на всю ее опасность (яркими свидетельствами этой опасности стали аварии на Чернобыльской АЭС в СССР, на атомной электростанции Три-Майл-Айленд в США и др.). Все это привело к антисциентистским настроениям в обществе, подозрительному и даже негативному отношению к науке и ученым со стороны значительного количества «простых» людей, далеких от науки.
В то же время развитие науки и техники радикальным образом изменило жизнь людей к лучшему: благодаря достижениям медицины и фармакологии значительно увеличился срок жизни людей, впервые в истории перед человечеством отступила угроза голода — развитие биологии, агротехники и агрохимии привело к невиданному ранее росту урожаев и кардинальному уменьшению количества людей, занятых в сфере сельского хозяйства (в высокоразвитых странах сейчас это около 3% населения); развитие транспорта сделало возможным посещение почти любых уголков Земли даже для обычных туристов, появилось большое количество техники, облегчающей быт людей, и т.д. К важнейшим достижениям, оказавшим особое влияние на культуру и мировоззрение людей современной цивилизации, можно отнести создание новых материалов (пластмасс), открытие генетического кода и механизма наследственности (ДНК и РНК), развитие космонавтики, изобретение компьютеров, в том числе персональных, телевидения, магнитофонов и видеомагнитофонов, усовершенствование средств связи (в том числе появление спутниковой связи, Интернета и мобильных телефонов) и т.п.
При этом можно отметить следующие закономерности: развитие средств массовой информации (газет и журналов, радиовещания, телевидения и т.д.) способствовали становлению массовой культуры в западном обществе, а развитие средств связи (появление Интернета, спутниковой связи, глобального телевидения и т.д.) и системы транспорта — синтезу культур, распространению массовой культуры высокоразвитых стран на другие регионы мира и становлению глобальной культуры, причем в значительной степени вестернизо-ванной (американизированной).
Принципиальное изменение образа жизни и характера труда на протяжении XX в., ставшее особенно заметным в конце века (благодаря распространению персональных компьютеров), увеличило «разрыв» между поколениями. Можно сказать, что в настоящее время, впервые в истории человечества, жизненный опыт старшего поколения в значительной степени стал непригодным для младшего, и это во многом объясняет молодежные «бунты» и появление «молодежных субкультур».
Развитие науки, и прежде всего физики микромира (квантовой механики) и астрономии, привело к общему изменению научной картины, на смену прежней механистической (ньютоно-картезианской) пришла новая — боров-ско-эйнштейновская, переворачивающая все наши представления о мире и о месте человека в нем. В настоящее время она мало известна широким слоям населения, но постепенно начинает оказывать все большее влияние на представителей интеллигенции.
733
Космонавтика Когда писались эти строки, веку космоса еще не минуло и семи лет. Однако за ракетами, которые положили ему начало, стоит гораздо более длительная история. Принято думать, что ракеты появились в Китае, возможно, в XI в., хотя эту точку зрения никоим образом нельзя считать достоверно доказанной. По-видимому, ракеты использовались как боевое оружие в Китае, а также в странах Ислама и Европы еще в XIII в. С тех пор их совершенствовали главным образом для фейерверков и иногда для военных целей, пока в 1760 г. одно неожиданное событие не обратило на них внимание. В том году индийский принц Хайдар Али вооружил специальный отряд численностью 1200 человек ракетами (с дальностью действия около 1,6 километра), который наголову разгромил англий-скую колониальную армию в битве под Ган-туром. Его сын увеличил численность ракетного корпуса и несколько раз наносил поражения английским войскам. Интерес к ракетам как к оружию возрос. В 1805 г. сэр Уильям Конгрев создал гораздо более усовершенствованную боевую ракету с дальностью действия до 2,75 километра. Эта ракета внесла свой вклад в разгром Наполеона Однако интерес к ракетам постепенно угасал. Они не выдержали конкуренции с новой нарезной артиллерией, так что на протяжении XIX в. больших достижений в области ракет не было.
Еще со времен Древней Греции и особенно после зарождения современной науки в XVII в. люди мечтали о путешествии на Луну и планеты. Однако первым, кто подвел под межпланетные путешествия научную основу, был Константин Эдуардович Циолковский, бедный школьный учитель из России. После многих лет работы он опубликовал в 1903 г. статью, в которой весьма обстоятельно проанализировал проблему. Помимо всего прочего, он доказал преимущества жидкого топлива перед твердым и дал теоретический анализ уравнения движения ракеты, выявив зависимость скорости ракеты от относительной скорости выбрасываемых из нее газов, ее веса и веса топлива. Однако его работа не приносила никаких плодов целых 20 лет.
В1919 г. американец Р. Годдард опубликовал результаты своего изучения возможностей ракет как средства подъема на большие высоты в исследовательских целях. Он высказал попутно ряд замечаний и об исследовании космоса. Свои опыты он начал с пороховых ракет, но, ознакомившись со статьей К.Э. Циолковского, перешел на использование жидкого топлива. Его первая ракета на таком топливе была запущена 16 марта 1926 г. и пролетела около 60 метров. Годдард продолжал свои исследования, а дальнейшими экспериментами занялось Американское межпланетное общество. Однако эта работа не пользовалась большой поддержкой и фактически не получила официального признания, так что к исследованиям ракет в Соединенных Штатах приступили только с окончанием Второй мировой войны.
734
Новое Советское государство проявило большой интерес к идеям К.Э. Циолковского, свидетельством чему служит запуск в 1933 г. первой советской жидкостной ракеты с тягой 20 килограммов. Эта ракета поднялась на высоту около 10 километров. В своей книге, изданной в 1929 г., К.Э. Циолковский раскрыл важную роль многоступенчатых ракет в достижении высоких скоростей, необходимых для космического полета. В итоге через десятилетие советские рабочие первыми построили двухступенчатую ракету. Неослабный интерес в Советском Союзе к ракетам увенчался созданием тактического ракетного оружия «Катюша», которое сыграло важную роль при обороне Сталинграда и Харькова и которое в корне отличалось от немецкого «оружия запугивания» — ракеты «Фау-2»...
4 октября 1957 г. весь мир был изумлен, узнав о запуске «Спутника- 1» весом 84 килограмма. Это сообщение не должно было быть неожиданностью, так как о своих планах запуска искусственного спутника Земли Советский Союз заявил за несколько месяцев до этого события. Однако заблуждения относительно «технической отсталости русских» помешали Западу серьезно отнестись к советскому заявлению. Запуск 3 ноября «Спутника-2» весом 907 килограммов с полезным грузом в полтонны изумил мир еще больше. Ведь тогда в США думали о запуске искусственных спутников весом всего в несколько фунтов и не на столь далекие орбиты. В стремлении не быть побитыми Соединенным Штатам удалось (после нескольких неудач) вывести на орбиту искусственные спутники Земли «Эксшюрер-1» (весом 14 кг) 31 января 1958 г., «Авангард-1» (весом 1,5 кг) 17 марта того же года и «Эксшюрер-111» (весом 14 кг) девятью днями позднее. Затем 15 мая был запущен «Спутник-3» весом 1320,3 килограмма с приборным оснащением общим весом 966 килограммов.
(Лилли С. Люди, машины, история. С. 348—351)
Первый полет в космос человека — Ю. Гагарина (СССР) — состоялся 12 апреля 1961 г.
Первая высадка человека на Луну — Н. Армстронга и Э. Олдрина (США) — произошла 21 июля 1969 г.
К настоящему времени автоматические космические корабли уже проследовали к Марсу, Венере, Меркурию, Сатурну и другим планетам Солнечной системы.
В 1970—1980-е гг. начались разработка и Осуществление программ по поиску сигналов внеземных цивилизаций (пока безуспешные).
После крушения СССР развитие космических исследований затормозилось. У России нет на это средств, а США не торопятся вкладывать деньги в эту отрасль, не обещающую пока особой выгоды.
735
Компьютеры Электронные вычислительные машины окажут на
будущее человека, вероятно, такое же глубокое воздействие, как и ядерная энергия. Они вышли на сцену почти одновременно. Но если для того, чтобы сделать ядерную энергию действительно полезным слугой человека, требуются годы утомительного и тяжелого труда, то создание электронных вычислительных машин шло очень быстро, и они уже проникли почти во все отрасли жизни. И этому не стоит удивляться. Достаточно вспомнить, что ядерная энергия отражает овладение первой принципиально новой силой природы, которую человек покоряет с того времени, как он научился добывать огонь, тогда как электроника представляет собой лишь самый последний этап в использовании человеком тех сил, которые огонь предоставил в наше распоряжение.
Вычислительные машины в их доэлектронном виде имеют замечательно длительную историю. Всякий, кому доводится производить утомительные и сложные вычисления, убеждается в том, что такие вычисления должны производиться в определенном порядке, который можно выразить последовательностью точных команд, подлежащих механическому исполнению, чтобы отыскать необходимый результат...
Вычислительные машины, способные механически производить действия сложения, вычитания, умножения и деления, существуют с XVII в. Когда на такой машине производят длительные вычисления, сам оператор ничего не вычисляет, а просто организует вычисления, действуя согласно заранее составленной инструкции, какие два числа ввести в машину на той или иной операции вычислений, какое арифметическое действие произвести с ними и где записать ответ. Его работа в принципе тоже полностью автоматична.
Первым, кто понял, что весь этот процесс можно сделать сплошь автоматическим, был английский математик Чарльз Бэббидж (это случилось приблизительно в 1833 г.). Для этого необходимо только соединить механизмы, производящие арифметические действия, с другими механизмами, воспроизводящими действия оператора согласно командам, присовокупить к ним «запоминающее устройство», или «память», то есть устройство, регистрирующее полученные при вычислениях числа (подобно тому как оператор записывает их на бумаге) и выдающее их снова, когда они требуются. Принципы действия такой машины были почти полностью разработаны Бэббиджем. Однако при наличии в его распоряжении только таких механизмов, как зубчатые колеса и храповые механизмы, ему так и не удалось сконструировать практически действующую машину...
До Второй мировой войны никаких практических шагов по созданию электронной счетной машины не предпринималось...
736
И все же в любое время после 1919 года можно было бы создать практически действующую электронную счетную машину. Ведь ,еще в 1919 году Икклс и Джордан изобрели свой триггер, это ключевое устройство, представляющее собой схему на двух электронных лампах... Подходящее (хотя несколько замедленно действующее) запоминающее устройство уже существовало в виде магнитного записывающего устройства Паульсена. Наконец, в 1937 году Говард Г. Айкен из Гарвардского университета приступил к созданию машины на электромагнитных реле, воплощающей многие мысли Бэббиджа (кроме команды условного перехода). Другие исследователи разрабатывали в 30-е годы теоретические основы действия вычислительных машин. Но как мы уже убеждались на многих других примерах, только нужды войны дали достаточный толчок и средства, необходимые для полной разработки таких машин. Машина Айкена — автоматическая вычислительная машина с программным управлением - была пущена в апреле 1944 года (на ней производились вычисления для военно-морского флота США). По современным стандартам это была медленно действующая машина, требовавшая одну треть секунды на операцию сложения и шесть секунд на операцию умножения.
Тем временем Артиллерийское управление армии США субсидировало работу по созданию электронной вычислительной машины ENIAC. Она была построена в 1946 году и предназначалась главным образом для управления артиллерийским зенитным огнем. Однако скоро выяснилось, что ее можно использовать (с некоторыми ограничениями) для всяких вычислений. Она осуществляла 5000 операций сложения в секунду и рассчитывала за 30 секунд баллистическую таблицу ведения огня, для чего ранее требовалось до 20 часов. Фактически это была первая электронная вычислительная машина. Однако она была очень сложна по своему устройству, обладала слишком малой емкостью запоминающего устройства («памятью») и во многих отношениях сильно отличалась по принципу и способу действия от электронных вычислительных машин сегодняшнего дня.
Основные идеи и принципы построения последних были сформулированы в теоретических работах Джона фон Неймана, которые он начал в 1945 году...
С этого времени наступила пора весьма быстрого прогресса благодаря применению более совершенной техники: транзисторы заменяли электронные лампы, внедрялась микроминиатюризация, разрабатывались более совершенные запоминающие устройства и т.д.
(Лилли С. Люди, машины, история. С. 289-293)
737
Хронология развития компьютеров (1950—1984) | |
1950-1951гг. | Фирма J. Lyons and Co. выпускает первый компьютер LEO для обработки коммерческих данных. Основан на разработанном в Кембриджском университете (Великобритания) компьютере EDSAC. В США продается UNIVAC 1 — первый компьютер с программами, хранящимися в памяти |
1954 г. | Фирма IBM начала массовое производство своего первого коммерческого компьютера 701. |
1956г. | Разработан первый компилятор для языка Fortran 1 |
1959 г. | Американская фирма «Тексас Инстраментс» создала первую монолитную интегральную схему. |
1963 г. | Серийный выпуск Атласа — первой Современной большой ЭВМ |
1971 г. | Первый коммерческий микропроцессор Intel 4004 американской фирмы Intel. Фирма Bell представляет UNIX — первую широко распространенную операционную систему |
1975г. | Первый коммерческий персональный компьютер Altair американской фирмы MITS |
1976г. | Первый суперкомпьютер Сгау-1 |
1977г. | Из Швеции, Италии и Канады поступает информация об усталости глаз и других проблемах со здоровьем, возникающих при работе с компьютерными мониторами |
1978г. | Разработка английской фирмой INMOS транспьютера (высокопроизводительного компьютера), в котором на одной микросхеме располагаются процессор и память |
Начало 1980-х гг. | Созданы микросхемы RISC (Reduced Instruction Set, с сокращенным набором команд), на основе которых построены компьютеры работающие в десятки раз быстрее, чем все предыдущие модели |
1981 г. | Первый персональный компьютер (ПК) фирмы IBM — широкомасштабное применение ПК в бизнесе |
1984 г. | Создан компьтер Аппл Макинтош: для стандартных операций вместо клавиатуры используются мышь и экранные меню |
1988 г. | В США принят законопроект, в котором предусмотрены регулярные перерывы на отдых для операторов компьютерных систем |
(Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. С. 145) Появление персональных компьютеров произвело революцию в современной жизни. Если вся техника, ранее созданная человечеством, освобождала |
738
человека от части физического труда, то компьютер в значительной степени облегчил умственный труд (хотя бы черновую работу). Одной из фундаментальных проблем современной кибернетики является создание «думающих машин», или «искусственного интеллекта».
Важнейшим шагом в компьютеризации мира стало создание глобальных компьютерных сетей (Интернет). Она дает возможность любому пользователю подключаться к крупнейшим мировым хранилищам информации (библиотекам), в «реальном времени» общаться с людьми, находящимися в любой точке планеты, передавать и получать информацию в визуальной и акустической форме и т.д.
Создание компьютеров породило и особые «компьютерные преступления»: мошеннические действия с информацией внутри компьютерной системы; чаще всего целью при этом являются электронные банковские счета. Особую угрозу порождает промышленный шпионаж с применением компьютерных технологий. Одним из «знаков времени» стало создание вирусов — особых программ, способных размножаться и портить действующие в компьютерах программы. Такого рода «подарки» обычно рассылают через Интернет, прикрепляя их к рекламе, письмам и т.п.
Интернет Интернет — глобальная компьютерная сеть, охватыва-
ющая весь мир. По разным данным доступ в Интернет имеют от 15 до 30 млн людей в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7—10%. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой. Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределения доступа к ресурсам. Интернет, служивший когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все более популярным в деловом мире. Компании соблазняют быстрота, дешевизна, удобство для проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных сети Интернет. При низкой стоимости услуг пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию по любым сферам деятельности человека, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru