Религия и церковь
В XX в. по мере развития современной цивилизации в странах Европы и Северной Америки продолжался процесс секуляризации общества. В настоящее время многие люди в этих странах — атеисты, а большое число верующих являются таковыми скорее «по привычке», часто даже не веря в догматы христианства (например, в рай и ад). Тем не менее религия и церковь играют еще заметную роль в жизни общества во многих странах. В слаборазвитых странах (например, в мусульманском мире, в Латинской Америке и т.д.) религии по-прежнему принадлежит доминирующая роль в культуре.
К важнейшим событиям религиозной жизни XX в. можно отнести следующие.
Во-первых, в начале века по инициативе протестантских церквей возникло экуменическое движение за объединение всех христианских церквей. Во второй половине XX в. в борьбе за мир, социальный прогресс и гуманизм начали объединяться религиозные деятели различных церквей и вероучений (христиане, мусульмане, буддисты и т.д.).
Во-вторых, произошли значительные изменения в вероучении католической церкви — крупнейшей на сегодняшний день религиозной организации. Особенно это проявилось в деятельности Второго Ватиканского собора (1962— 1965), на котором были приняты решения о реформе литургии (теперь службу разрешается вести на национальных языках, а не латыни), об экуменизме, о задачах церкви в современном мире и т.д.
В-третьих, в ряде районов мира продолжался процесс появления и развития синкретических религий: чаще всего это стихийно возникающий синтез насаждаемого европейскими колонизаторами христианства и местных верований (например, афро-бразильские кандомбле и умбанда — см. с. 764). Тенденция к синтезу всех религий мира в единую нашла своих защитников и во многих религиозных и мистических учениях XX в. — от теософии Е.П. Бла-ватской до Унифицированной церкви Муна.
И, в-четвертых, интереснейшей особенностью культуры высокоразвитых стран XX в. является расцвет (с середины 1960-х гг.) так называемых «нетрадиционных» или «молодежных» религий. Их бурный рост связан прежде всего с молодежными движениями последней трети XX в., содержанием которых были «сексуальная» и «психоделическая» («наркотическая») революции, борьба против войны во Вьетнаме (в США), борьба с конформизмом буржуазного мира и т.п. В рамках этих нетрадиционных религий можно выделить
762
ряд направлений: различные типы неохристианства (например, движение «Иисус-революция»), неоориентализма (восточные культы, «пересаженные» на западную почву, скажем, «кришнаизм»), возрожденные первобытные формы верований (например, шаманизм1), синкретические культы (скажем, Унифицированная церковь Муна) и др. Особое место среди них занимают сциен-' тология — секта, учение которой имеет псевдонаучное содержание, а также различные колдовские и сатанинские культы и секты. Последние довольно часто — по форме или содержанию — оказываются связаны с различными молодежными музыкальными группами.
Католическая Способствовать восстановлению единства между церковь всеми христианами — одна из главных задач Свя-
об экуменизме щенного Вселенского Второго Ватиканского Собора Ибо Христом Господом была основана одна и единая Церковь, хотя многие христианские Общины представляют себя истинным наследием Иисуса Христа; все они исповедуют себя учениками Господа, но воспринимают это по-разному и идут различными путями, словно Христос Сам разделился. Очевидно, такое разделение явно противоречит воле Христа, является соблазном для мира и вредит самому святому делу — проповеди Евангелия всей твари.
Но Владыка веков, который мудро и долготерпеливо преследует замысел Своей благодати по отношению к нам грешникам, начал в наши дни обильнее вливать на разъединенных между собой христиан дух покаяния и желание единства. Везде в большом числе есть люди, вдохновленные этой благодатью; также и среди разъединенных с нами братьев, по действию споспешествующей благодати Духа Святого, возникло движение, все более и более расширяющееся и стремящееся к восстановлению единства всех христиан.
В этом движении к единству, называемом экуменическим, участвуют призывающие Триединого Бога и исповедующие Иисуса как Господа и Спасителя, не только отдельные лица, но и объединенные в Общины, в которых они услышали Евангелие и которые они называют Церковью своей и Божией. При этом почти все, хотя и по-разному, стремятся к единой и видимой Церкви Божией, которая была бы подлинно вселенской, посланной ко всему миру, чтобы мир обратился к Евангелию и таким образом спасся во славу Божию.
Итак, с радостью принимая во внимание все это, возвестив уже учение о Церкви, сей Священный Собор, проникнутый желанием восстановить единство между всеми учениками Христовыми, намерен предложить всем католикам средства, пути и способы, которыми они могли бы отозваться на этот Божий призыв и эту благодать.
(Постановление об экуменизме. С. 121—122)
1 Особую роль в распространении этих верований сыграли книги К. Кастене- ды о доне Хуане.
763
Афро-бразильские К настоящему времени в Бразилии возник целый ряд религии синкретических верований, представляющих собой уни-
кальное слияние христианства (католицизма), африканских верований (черных рабов, завезенных из Африки) и первобытных верований индейцев — коренного населения страны. Кроме того, на эти верования оказал большое влияние еще и спиритизм.
Жаркий вечер в Рио-де-Жанейро. Пятница. По широкой Авенида Атлантика, пролегающей вдоль пляжа Копакабана, сплошным потоком движутся автомобили. Не обращая внимания на проносящиеся мимо машины, хорошо одетая молодая женщина опускается на колени прямо посреди дороги, на разделительной полосе, чтобы совершить молитву перед двумя свечами, семью красными розами, сигаретой и открытой бутылкой крепкого напитка. Все эти предметы она старательно расставляет и раскладывает на специальной салфетке. Неподвижно постояв некоторое время на коленях, женщина поднимается на ноги и уходит, не оглядываясь.
На соседнем кладбище, в мерцающем свете поставленных в круг свечей, силуэт с мордой шакала припадает к земле перед тесным кольцом собравшихся вокруг могилы людей, посылая им в лица клубы дыма.
В покосившейся хижине на другом конце города живописно одетые танцоры раскачиваются на размеченном мелом полу под равномерный бой барабана.
Во вместительной гостиной роскошной квартиры в фешенебельном районе Барра-да-Тихука группа людей собирается в круг. Держась за руки, они начинают монотонно произносить по слогам слова на незнакомом языке, в то время как один из них опускается на колени, полностью сосредоточив внимание на стакане воды и старательно раскладывая вокруг него лепестки розы.
Подобные сцены можно наблюдать в Бразилии каждую ночь. Все это — проявления народных магических традиций. Хотя государственной религией в этой стране является католицизм, бразильцы (в отличие от своих испаноязычных соседей) очень веротерпимы. Они не имеют ничего против иудеев и протестантов. Кроме того, в Бразилии много приверженцев местных афро-американских религий, таких как умбанда, кимбанда, макумба, катимбо и кандомбле.
Верования этих религий проникли во все слои бразильского общества. Без них немыслима бразильская культура. По оценкам государственных и церковных организаций, в Бразилии существует около 300 000 «центров» (сентру), или «храмов» (террейру), где регулярно совершаются магические ритуалы. Но эти данные следует считать заниженными, потому что местонахождение многих храмов известно лишь узкому кругу посвященных. По-видимому, те, кто принимают активное участие в ритуальной магии, составляют примерно одну треть сташестидесятимиллионного населения Бразилии.
(Дау К.Л. Афро-бразильская магия. С. 15—16)
764
Самым знаменитым бразильским культом является умбанда. Его характерная черта — вера в возможность общения с духами и богами (оришами), которые могут вселяться в особых людей-посредников, т.е. медиумов. Большинство умбандистов верит в существование единого Бога-Творца Олоруна. Но считается, закончив творение мира, Олоруна удалился на небо, перепоручив все дела младшим богам — ориша. Ориша воплощают различные природные и социальные силы, а ряд из них слился в представлениях верующих с католическими святыми.
Ошала — это больше, чем просто ориша. Он канонизирован как отец всех ориша и Повелитель Планеты Земля. Подобно Омулу и Ошума-ре, он имеет два облика и, кроме того, в нем может проявляться еще одно загадочное свойство.
В облике молодого бога Ошагуйи, благородного воина, он, куда бы ни шел, держит в руках пилау (пестик). Его второй облик — согнувшийся старик Ошалуфа, опирающийся на палку, которой он ударяет трижды о землю всякий раз, когда человек умирает, определяя этим дальнейшую судьбу его души.
Хотя Ошала и синкретизируется с образом Иисуса Христа, он олицетворяет некоторые понятия, совершенно непохожие на христианское спасение. Он — конец пути, начало смерти. Вот почему он и его почитатели всегда одеты в белое — цвет скорби. Однако конец жизни в афро-бразильских учениях не столь страшен, как в некоторых других религиях мира. Поскольку смерть неразрывно связана с жизнью (ею неизбежно завершается жизнь), одно понятие не может существовать без другого. Поэтому смерть, которую предлагает Ошала, — это просто последний отдых, то есть покой. Покой же в свою очередь представляет положительное равновесие Вселенной, окончательное слияние человека с природой;
Как воплощение святости, Ошала председательствует на церемониях очищения и торжественно открывает сезон народных празднеств. Его приверженцы ежедневно меняют воду у его алтаря, заменяя ее самой чистой жидкостью, какую им удается найти.
Загадочное свойство Ошала состоит в том, что, несмотря на то что он считается Отцом Богов и женат на Нане, одет он как женщина.
(Дау К.Л. Афро-бразильская магия. С. 55—56)
Иисус-революция Многие западные ученые мужи утверждают, что наркомания, получившая распространение среди известной части молодежи развитых капиталистических стран, часто приводит молодых людей к «новым» культам. Одни становятся их приверженцами, пытаясь таким образом излечиться от этого порока, других толкает к религии сам характер «психоделических» галлюцинаций, третьи, начав потреблять идущие с Востока наркотики, затем заинте-
765
ресовываются и «восточными» культами, которые переживают ныне своеобразное «второе рождение» в США и Западной Европе.
Несомненно, что так называемое психоделическое ощущение является одним из компонентов «нового» мистического мировосприятия, культивируемого в рамках контркультуры. Зачастую его рассматривают как неотъемлемый признак религиозности. Поэтому у идеологов контркультуры критика объективного научного познания нередко дополняется призывами к «психоделическому расширению сферы сознания» с помощью наркотических средств.
Своим происхождением слово «психоделизм» обязано основоположнику «религии ЛСД» американскому психологу Тимоти Лири. Но еще в начале XX в. один из родоначальников прагматизма, В. Джемс (1842— 1910), указал на единый психологический механизм классических религиозно-мистических переживаний и «озарений», с одной стороны, и искусственных наркотико-экстатических состояний — с другой...
«Религия ЛСД» получила особое распространение в связи с движением хиппи, этих главных носителей идей контркультуры» которых одно время называли третьей, наряду с протестантами и католиками, американской религиозной силой...
Сам основатель «религии ЛСД» Т. Лири в одной из своих работ писал, что «религия — это экстаз, это свобода и гармония», и так охарактеризовал религиозно-мистическое значение наркотиков: «ЛСД — это западная йога. Цель восточных религий, как и цель ЛСД, — высшая благодать, то есть расширение границ сознания и достижение экстаза и удовлетворения»...
Одним из проявлений контркультуры следует считать и «движение Иисуса» (или «Иисус-революцию»), возникшее в США в конце 60-х годов в молодежных кругах, пресыщенных наркотиками и прочими допингами «свободного мира»...
Репортер французского журнала «Пари матч» так описывал свою встречу с обращенными в новую веру американцами.
В Сан-Франциско на Сансет-бульваре можно встретить очень странных людей. Перед Китайским театром меня останавливает какой-то очкастый хиппиобразный субъект. Лицо его искажено гримасой неистовой ярости, но он восклицает:
— Любовь!
— Мир, — отвечаю я, чтобы отделаться.
— Нет, — рычит он, — любовь!
— Любовь, любовь... — разозлившись, ворчу я.
— О'кей! Мир, человек, любовь!
Таковы его последние слова, и мы расходимся, полные недоверия, в разные стороны.
Не успеваю пройти и десяти шагов, как меня обгоняют парень и девица в длинном платье. Эти явно робеют.
766
— Спасли ли вы свою душу? — спрашивают они меня.
— Да, все в порядке.
— Вы познали Иисуса?
— Ну конечно. Я же христианин.
— Мы не верим, что вы обрели спасение. Придите к Иисусу, пока не поздно, — строго советует девица. Они суют мне в ладонь какую-то записку. Это адрес...
Из окон дома рвется фанатическое пение, сопровождаемое поп-музыкой. Триста хиппи теснятся в маленьком зале, воздев руки к небу и устремив взоры на изображение Христа, красующееся на кафедре. В оркестре поп-музыки — пятнадцать электрических гитар, две флейты, гармоника и тамбурин. На тамбурине играют мужчина и женщина с просветленными лицами: Сьюзи и Тони Аламо, основатели «движения Иисуса»...
Новое движение, захлестнувшее всю страну, докатилось до Нью-Йорка. Его размах превзошел все ожидания. В нем — и некий «бунтарский» аспект: его легко заметить в плакатах, продающихся по 50 цен-тов. На одном из них лозунг «Отдайте Вашингтону Вашингтоново, а Христу — Христово!» и увеличенное изображение доллара. Есть и такой плакат: на фоне американского флага — сжатый кулак с устремленным в небо указательным пальцем, подпись: «Вся власть Иисусу!»
«Движение Иисуса» начиналось так. Тони и Сьюзи Аламо, бывшие артисты мюзик-холла, помогали неимущим юношам и девушкам, а также наркоманам. У них возникла мысль, что мистический экстаз молитвы, усиленный и «дисциплинированный» ритмичной музыкой, может заменить наркотики. «Воспарите с Христом!» — призывали молодежь супруги Аламо. «Восп'арять» — значит впадать в экстаз, утрачивать ощущение собственного «я», без наркотиков переживать состояния своеобразного транса, «опьяняться любовью к Христу». Это обеспечит «спасение». Появился знаменитый плакат: «Иисус был хиппи». Вскоре чета Аламо приобрела часовню и разработала литургию «новой религии». Все, что могло служить их целям, они заимствовали где только можно: у негров — музыку и ритмы, у протестантов — публичное пока- яние и совместные трапезы. Небольшими группами они спускались в подвал — оттуда не так слышен шум — и стонали, вопили, оплакивая муки Христа. Они поклонялись Иисусу, который стал их героем и идолом. Вскоре у «новой церкви» было уже 300 тыс. прихожан. Сотнями принимали они крещение на побережье Атлантического океана. Об-ряд исполняли священники их же возраста, похожие на них. У «новой церкви» есть свои группы поп-музыки, фирма пластинок «Иезус-pe-корд» и печатный орган «Голливуд фри пресс».
«Движение Иисуса», весьма противоречивое по своей направленности, в основном функционировало как своего рода «пересадочная станция на пути к респектабельности», через которую многие молодые
767
люди, «выбившиеся из колеи» (дропауты), отфильтровывались обратно к нормальной семейной жизни, продолжению образования и регулярной работе.
Успех «движения Иисуса» у определенных слоев американской молодежи был оценен по достоинству правящими кругами. Средства массовой информации не скупились на его рекламу. В известной степени этому успеху способствовали рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», фильмы на ту же тему, радио- и телепередачи. Поклонение Иисусу становилось своего рода модой. Его изображения красовались на рубашках, кофтах, сумках. Буржуазные религиоведы стали с удовлетворением отмечать, что наконец-то американская молодежь вместо демонстраций в защиту гражданских прав устраивает религиозные шествия во славу Иисуса.
Вскоре «новая мода» перекинулась из США в Европу. Буржуазная печать восприняла ее с явным удовлетворением, отмечая, что речь идет о весьма доходном для многих крупных компаний бизнесе...
В общем, мода на Христа оказалась великолепнейшим бизнесом. И первыми это обнаружили, естественно, американцы.
(Григулевич И.Р. Пророки «иовой истины». С. 61—65)
Кришнаизм Кришнаизм — одна из сект, возникших в средневековой
Индии (в XV—XVI вв.) в рамках индуизма, а точнее, такого его направления, как вишнуизм (о возникновении данной секты см. с. 380—382). В XVII—XX вв. кришнаизм широко распространился в Индии, а в последней трети XX в., благодаря активной пропагандистской деятельности его представителей, и по всему «высокоцивилизованному миру» — в основном, среди молодежи.
В 1965 г. в одном из скверов Нью-Йорка можно было часто видеть сидящего на скамейке бритоголового старика в оранжевой хламиде, который под звуки индийского музыкального инструмента громко повторял: «Харе Кришна!» — «Привет тебе, Кришна!» Вокруг него собирались зеваки и всякого рода бродяги, которые с увлечением вторили ему. Так в США впервые узнали о существовании учения Кришны и его проповеднике А. К. Бхактивендате Свами Прабхупаде. Год спустя движение «Харе Кришна» (теперь оно более известно под таким названием) уже имело свои филиалы в 22 американских городах. 90% его участников — это молодые люди не старше 25 лет, в основном выходцы из семей среднего достатка. Негры и чиканос составляют в движении «Харе Кришна» незначительное меньшинство. Живут последователи этого движения общинами по 12 или 24 человека.
Основоположником учения движения «Харе Кришна» считается бенгальский брамин Шайтания Махаправху (родился в 1486 г.).
Основу этого учения составляет вера в бога Кришну и проповедь беззаветного служения ему для установления с ним «прочного любое-
768
ного союза». К этой конечной цели можно прийти лишь путем достижения «сознания Кришны» (отсюда другое название движения — «Международное общество сознания Кришны»). «Сознание Кришны» достигается с помощью аскетического образа жизни и бесконечного (вплоть до вхождения в экстаз) повторения молитв (мантр). Оно характеризуется восприятием окружающего мира и собственного тела как иллюзии, отрицанием деятельности, направленной на удовлетворение чувств и желаний, нигилистским отношением к достижениям цивилизации. Шайтания Махаправху первым стал славить Кришну, танцуя и распевая в честь его гимны на улицах и площадях городов. Нынешний глава секты — Прабхупада (настоящее имя — Абхай Ширан Де) родился в 1896 г., изучал английский язык, философию и экономию в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме. С 1954 г. целиком посвятил себя служению Кришне. Прабхупада много путешествует по свету (был и в Советском Союзе), проповедуя свое учение. В частности, он утверждает, что, применяя различные приемы йоги, может заставить душу дойти до выхода (шакра) в черепе, позволить человеку перенестись на любую выбранную им планету.
Движение «Харе Кришна» имеет своих сторонников во Франции, ФРГ, Канаде, Италии и других странах Запада1. Как правило, последователи этого культа порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают школу или работу, поселяются в ашрамах (своего рода монастырях), бреют головы, мужчины одеваются в шафрановые туники, женщины — в сари, мало спят, соблюдают умеренность в еде, занимаются изучением ведийских текстов, поют гимны на бенгальском языке и санскрите в честь Кришны, часами выкрикивают в его честь славословия, попрошайничают на улицах. И так изо дня в день. Постепенно такой образ жизни отупляет людей, превращает их в автоматы, в послушное орудие руководителей секты, которые часто занимаются темными делами.
Нередко против кришнаистов выдвигаются обвинения в контрабанде, распространении наркотиков, других противозаконных действиях. В декабре 1974 г. полиция произвела обыски в ашрамах секты в ФРГ. При этом были обнаружены оружие и большие суммы денег. В июне 1979 г. во Франции проходил процесс над руководителями французского филиала «Международного общества сознания Кришны», в котором насчитывалось от 500 до 700 членов. В феврале 1981 г. деятельность секты во Франции была запрещена.
Несомненно, самый большой успех имело движение «Харе Кришна» в США, где обосновался его верховный руководитель Свами Праб-1 хупада и находится штаб-квартира «Международного общества сознания Кришны». Там же издается главный орган секты «Back to Godhead»
1 В настоящее время — и в России (Прим. сост.).
769
(«Назад к божественности»), который выходит якобы миллионным тиражом. Из 80 храмов «Харе Кришна» половина находится в США. В секте много бывших наркоманов. Они осуждают употребление наркотиков и «бесполезные удовольствия» — кино, телевидение.
(Григулевич И.Р. Пророки «навой истины». С. 112—115)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru