(Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
О канкане Именно эта эпоха изобрела канкан, один из самых
диких и бесстыдных танцев, когда-либо придуманных. В сравнении с ним кажутся бледными даже испанские и итальянские народные пляски фанданго и тарантелла, представляющие именно поэтому и более благородные формы танца. Канкан — это переложенная на язык танца непристойность. Именно поэтому он истинный продукт своей эпохи. Она отражается в нем, она живет в нем со всей своей беззастенчивой дикостью, не знавшей ни меры, ни цели для своих вожделений, не знавшей никаких идеалов, разве только один — глумиться и издеваться над всем благородным и чистым. Все это ярко обнаруживается и в канкане.
Как пикантно поднять юбку у красивой женщины! Насколько пикантнее, если красивая женщина делает это сама в порыве разнузданности! И притом для удовольствия не одного, а зараз целой сотни, и не благодаря желанной случайности, а преднамеренно и демонстративно, так что зритель видит решительно все, не только белые, украшенные кружевами нижние юбки, не только красивые чулки, полные икры, кокетливую подвязку, но и кальсоны, обтягивающие крепкие бедра, и
'724
в особенности как можно больше тела, голого тела, точно говоря ему бесстыднейшими жестами, которые яснее слов:
«Смотри! Все это я показываю тебе, потому что ты так любишь это видеть! Да и для меня величайшее удовольствие обнажаться перед тобой, показывать тебе все мои секреты, и вот я не раз, а десятки раз поднимаю юбки. Ногой я касаюсь кончика твоего носа. Я попридерживаю юбки, чтобы они опустились не слишком рано. Я кружусь перед тобой, показываюсь тебе со всех сторон, чтобы ничто от тебя не ускользнуло!» Все это, доведенное до бешенства, — таков смысл канкана.
Так как канкан был в самом деле лучшим отражением духа времени, то неудивительно, что из среды тогдашних любительниц танцев выходили настоящие канканные гении. Такова была, например, знаменитая танцовщица Ригольбош, описавшая, между прочим, свои ощущения во время пляски:
«Для канкана существует один только синоним — бешенство. Ученые утверждают, что канкан изобретен неграми. Это неверно. Негры жестикулируют, но не танцуют канкана. Канкан по существу французский танец и сделается со временем национальным танцем. Он — воплощенная парижская фантазия. Канкан пренебрегает с презрением всем, отзывающимся правилами, правильностью, методичностью... Чтобы уметь танцевать его, надо иметь совершенно особый талант, совершенно исключительный ум. Душа танцующего должна быть такой же фантастичной, как его ноги, так как речь идет не о том, чтобы воспроизвести нечто традиционное, нечто согласованное с правилами. Необходимо изобретать и создавать, и притом создавать в одно мгновение. Правая нога не должна знать, что делает левая. В какой-нибудь данный момент вы должны быть неизвестно почему мрачны, угрюмы, меланхоличны, чтобы в следующую минуту безумствовать, как менада. В случае надобности необходимо испытать все это одновременно. Необходимо быть и веселой и грустной, равнодушной и страстной, — словом, необходимо rigolbocher (плясать, веселиться, «гулять». — Сост.)...
Канкан может быть всем или ничем. Он мир или деревня, трагедия или песенка. Канкан — это бешенство ног».
О том, с каким бесстыдством иногда танцевали канкан — многие разнузданные танцовщицы, например, танцевали его без кальсон, — можно судить по тому, что тогда в Париже было издано полицейское постановление, в силу которого в зале должен был находиться sergente de ville (городовой), обязанный предупреждать самое худшее, выводя из залы даму, которую канкан вдохновил к слишком смелым вольностям...
(Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. С. 368)
725
Варьете и шантан Эпоха абсолютизма изобрела оперу. Буржуазный век демократизировал ее сначала в виде оперетки, потом в виде варьете...
Начало этой формы публичного увеселения, в центре которого стоит скабрезность, относится, правда, к давнему времени. Его надо искать в примитивных шантанах, возникших еще в XVIII в., простую программу которых составляли музыкальные пьесы, пение, а потом и танцы. Уже тогда предпочтение отдавалось фривольному жанру, двусмысленным шансонеткам, подчеркнуто-эротическим танцам...
Колыбелью шантана был Париж Второй империи, где нашли свое первое яркое выражение вообще все формы удовольствий. Вскоре подобные предприятия возникли повсюду, повсюду находя восторженную публику. В Германии, разумеется, прежде всего в новой столице, в Берлине. Здесь шантаны вошли в моду особенно в 70-х гг. Несколько лет спустя они насчитывались уже десятками. «Обыкновенно то были пивные, где в углу на невысокой эстраде сильно декольтированные женщины в коротеньких пёстрых юбках распевали двусмысленные песенки». Прошло еще десятилетие, и уже не оставалось на свете значительного города, в -котором не имелось бы одного или нескольких таких всегда переполненных увеселительных учреждений. В более значительных городах, и в особенности в портовых, они насчитываются даже десятками и сотнями. Во всех этих шантанах вовсю царила скабрезность. Подражали Парижу. Французы считались в этой области непревзойденными мастерами...
Главными номерами программы шантана были долгое время куплеты, более или менее плохо исполняемые двусмысленные песенки, или, вернее, для знатоков вовсе не двусмысленные.
Секрет публично произносимой скабрезности в том именно и заключается, что она облекается в невинную внешнюю форму.
Скабрезность состоит в скрытом двойном смысле ловко подобранных слов, в рафинированных паузах, в подчеркивании известных мест, в мимических движениях, сопровождающих шансонетку...
С цинизмом слов соединяется цинизм жестов. При помощи соответствующих жестов все перекидывается в область эротики, все получает, таким образом, порнографический характер. При плясовой песне и вообще при пляске было особенно удобно решать эту задачу, так как здесь непристойность получала сильного союзника в виде музыки. Без музыки, отданной с середины прошлого столетия в особенно широких размерах на служение скабрезности, шантан и варьете не сыграли бы своей огромной роли. Как уже упомянуто, музыка способна звуками выразить самое общее и самое рискованное и к тому же изобразить это чрезвычайно подробно и пластично. Эта способность музыки и была планомерно использована театрами-варьете. Слова и жесты сопровождаются рафинированно живописующей музыкой, идущей на помощь
726
воображению там, где слова и жесты упираются в непреодолимые преграды. Ни одно искусство поэтому не было так беззастенчиво тесно слито с непристойностью, как шантанная музыка.
Служил непристойности с самого начала и костюм. Главным образом, хотя и не исключительно, здесь речь идет о женском костюме. Первоначально — то была форма еще примитивная — шансонетные певицы появлялись на эстраде или на сцене в коротеньких платьицах, так что публика видела всегда по крайней мере икры ног, а при известных движениях и кое-что еще. К откровенной нижней части костюма вскоре присоединилась такая же откровенность верхней его части. Эти пробелы костюма и должны были вознаграждать публику за недочеты в пении и декламации, и публика была в самом деле вполне удовлетворена, так как большинство предпочитает не слушать, а смотреть, и только немногие протестуют, если пение служит лишь средством развернуть эротически-пикантное зрелище. Во всяком случае, обратное явление никогда не имело места: красивое пение, хорошая декламация никогда не примиряли публику со скромностью костюма. Это обстоятельство привело постепенно к такой рафинированности в костюме, которая превосходит всякие границы. Каждый цвет, каждый оттенок должны воздействовать на эротическое чувство зрителя.
(Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. С. 392—395)
О балах-маскарадах До какой смелости доходят порой и в настоящее время праздники и балы-маскарады, устраиваемые художниками, доказывают классическим образом балы... парижских художников Монмартра. На этих празднествах дамы обычно щеголяют почти полным отсутствием костюма. Считается совершенно естественным, чтобы красивая грудь и красивые ноги не скрывались. Бывали и случаи, что особо красивые дамы появлялись совсем обнаженными. Впрочем, они не были, конечно, совсем голыми, «этого бы они постыдились». На одном процессе, вызванном таким балом, одна дама серьезнейшим образом заявила, что она была вовсе не голой, так как повыше правого колена на ней была кокетливая лента шириной в три сантиметра, а на пальцах ноги — золотые кольца. «Можно ли при таких условиях говорить о наготе?» Можно возразить, что большинство этих дам, блиставших отсутствием костюма, были натурщицами, и, однако, среди них были и законные жены художников, а зрителем на этих балах бывает... весь богатый праздный Париж, смотрящий на танцы из лож, куда потом устремляются и все участники.
(Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. С. 373)
727
О спорте как Спорт занял главное место среди общественных раз-
общественном влечений: сначала процветал велосипедный спорт, а развлечении теперь процветают главным образом летом теннис, а
зимой катание на санках, на лыжах и т.д., и в ограниченном размере катание на коньках, когда-то бывшее единственным зимним спортом. Мы привели только наиболее известные виды спорта. Но именно они и должны быть приняты в расчет при оценке публичной и частной нравственности. Для ее характеристики они даже весьма важны. Официально спорт служит прежде всего здоровью, укреплению нервов; кто хочет закалить себя, похудеть и т.д., тот занимается спортом. Несомненно, спорт преследует эту цель, но именно потому, что перечисленные его виды вместе с тем очень удобные случаи для флирта, и занимаются ими не только так планомерно, но и с таким фанатическим рвением. Удобство, предоставляемое этими видами спорта для флирта, и служит звеном, связующим отдельные пары, колонны и группы.
Житейский опыт давно сделал поэтому из этих видов спорта правильный вывод. Между тем как прежде матери таскали дочерей-Невест с одного бала на другой, теперь они посылают их играть в теннис или туда, где зимою спорт практикуется в широких размерах. Обергоф, С.-Мориц и десяток других зимних курортов представляют ныне международные брачные биржи. А летом ими служат все скверы и площадки в большом городе, где играют в теннис.
(Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. С. 379)
Литература
Бальзак О. Предисловие // Бальзак О. Собрание соч.: В 24 т. Т 1. Человеческая комедия. М.: Правда, 1960.
Бланкар-Эврар Л. Об участии искусства в фотографии. Спб.: Фотограф, 1864.
Ван Тог. Письмо к брату // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 4 т. Т. 3. М.-Л.: Гос. изд. изобр. искусств, 1936.
Гете И.В. Страдания молодого Вертера // Гете И.В. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6; Пер. с нем. М.: Худож. лит., 1978.
Делакруа Э. Дневник. 1848 // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 4 т. Т. 2. М.-Л.: Гос. изд-во изобр. искусств, 1936.
Джером К. Джером. Трое в одной лодке. Рассказы / Пер. с англ. М.: Худож. лит., 1977.
Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста / Пер. с англ. А. Кривцовой. М.: Худож. лит.,1980.
Дистервег А. О внешнем школьном порядке // Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940.
728
Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. М.: Худож. лит., 1982.
Кант И. О педагогике // Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР. 1940.
Карп П.М. Младшая муза. М.: Дет. лит., 1986.
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1988.
Киплинг Р. Бремя Белых // Киплинг Р. Избранное. Л.: Худож. лит., 1980.
Комарова А. Лесной богатырь-художник. СПб., 1899.
Коро К. Отрывки из бесед и писем // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 4 т. Т. 2. М.-Л.: Гос. изд-во изобр. искусств, 1936.
Курбэ Г. Отрывки из бесед и речей // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 4 т. Т. 2. М.-Л.: Гос. изд-во изобр. искусств, 1936.
Моне К. Письмо к Гюставу Жеффруа // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 4 т. Т. 3. М.-Л.: Гос. изд-во изобр. искусств, 1936.
Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов: Пер. с нем. / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.
Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940.
Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 2 / Подгот. текста В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994.
Роден О. Мысли Родена об искусстве в передаче Гзелля // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 4 т. Т. 3. М.-Л.: Гос. изд-во изобр. искусств, 1936.
Сокулер ЗА. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: Изд. Российского Христианского гуманитарного института, 2001.
Фукс Э. Иллюстрированная история нрйвов; Буржуазный век: Пер. с нем. М.: Республика, 1994.
Шпенглер О, Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.
Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940.
Исторический Начало XX в. характеризуется столкновением политиче-
очерк ских интересов между крупнейшими странами Европы.
Борьба за сферы влияния (колонии) явилась причиной
крупнейшего политического события начала XX в. — Первой мировой войны.
Результатом Первой мировой войны стало крушение монархии в Германии, Австро-Венгрии (и распад ее на ряд самостоятельных национальных государств) и России (Февральская революция 1917 г.).
Октябрьская революция в России 1917 г. и образование СССР (1922) стали началом главного политического противостояния XX в. — между капиталистическим и социалистическим миром. Это же послужило мощным стимулом для подъема национально-освободительного движения во многих колониальных странах.
Победа во Второй мировой войне, которую СССР вместе со своими союзниками (Англией, Францией, США и др.) одержал над коалицией Германии, Италии, Японии, Венгрии и других стран, привела к образованию «лагеря социализма» во главе с СССР и «лагеря капитализма» во главе с США.
Лидерство в мировой экономике и политике на Западе в XX в. принадлежало США, которые и сохраняли его до 1970—1980-х гг. СССР в 1960-х — начале 1970-х гг. занимал второе место в мире (после США) по показателям развития промышленности. В 1970—1990-е гг. на первое место по ряду показателей вышла Япония, потеснив США и СССР.
В 1960-е гг. происходит крушение системы колониализма, и на мировой политической арене появляется новая сила — страны, освободившиеся от колониальной зависимости.
В конце XX в. произошло не только крушение «лагеря социализма», но и распад СССР. В результате на первый план в мировой политике вышли противоречия между высокоразвитыми и слаборазвитыми странами, между Востоком (Япония, Корея и т.п.) и Западом (США, европейские страны), между США и европейскими странами, между христианским и мусульманским миром.
Основные черты Говоря о мировой культуре XX в., необходимо иметь в мировой культуры виду, что в разных районах Земли и у разных народов культуры не просто различные, но это культуры разных типов и уровней. Иначе говоря, на Земле сейчас сосуществуют пер-
730
вобытные (традиционные) культуры, культуры средневекового типа, культуры Нового времени, кроме того, во многих странах, переживших эпоху колониальной зависимости, возникли синкретические культуры, соединяющие элементы культур различного типа. Поскольку все эти явления невозможно охватить в одной главе, в ней главным образом будет представлена культура высокоразвитых стран (как новое явление в мировой культуре). При этом основное внимание будет уделено нескольким ее важнейшим аспектам:
во-первых, развитию науки и техники, которые, собственно, и стали основой большинства принципиальных изменений в современной культуре и мен-тальности людей;
во-вторых, появлению массовой культуры, которая стала доминирующей в культуре высокоразвитых стран и распространяемой ими во все остальные регионы мира;
в-третьих, синтезу культур, возникающему как стихийно, так и в результате сознательного и целеустремленного постижения иных культур (чаще всего речь идет о синтезе культур Востока и Запада);
в-четвертых, становлению глобальной культуры;
в-пятых, секуляризации современного общества и появлению нетрадиционных религий;
в-шестых, феминизации современной культуры, связанной как с борьбой женщин за свои права (равные с мужчинами), так и с все увеличивающейся ролью женщин в развитии современной культуры;
в-седьмых, -«бунту» против предшествующей культуры, особенно ярко проявившемуся в начале XX в. в таких направлениях художественной культуры, как «модерн» и «авангард», а в конце века — в «молодежныхреволюциях» и в движении «постмодерна».
Конец XX в. многие исследователи считают новым периодом в культуре: эпохой «постиндустриального общества», «сверхиндустриальной цивилизации», «технотронного общества», «информационного общества», «посткапиталистического, или постбуржуазного, общества». Но в культурологии чаще всего называют его эпохой постмодерна.
Термины «постмодерн» и «постмодернизм» происходят от латинских «post» — «после» и «modernus» — «современный». Сам по себе термин «модерн» («современный»), его аналоги и производные от него слова относятся к числу выражений с переменным значением, зависящим от времени его использования. Поэтому не удивительно, что термин «модерн» или «модернити» в смысле «современная эпоха» неоднократно применялся в истории культуры разными авторами, жившими в различное время.
Существенно, что само использование этого термина служило всегда для указания на принципиально новый характер культуры, проявившийся-в современную этим авторам эпоху. (Так, этот термин употреблялся в V в. христианскими теологами для противопоставления новой христианской эпохи прежней языческой, а в Новое время — философами-просветителями для противопоставления новаций эпохи Просвещения прежним феодальным порядкам.) Соответственно термин «постмодерн» служил для фиксации неких новаций, указывающих на разрыв с традициями эпохи модерна в «еще более новую», следующую за модерном эпоху.
731
В начале XX в. термин «модерн» получил распространение в европейской и североамериканской культуре, став названием особого стиля в искусстве. Широкое же использование1 терминов «постмодерн» и «постмодернизм» фиксируется примерно с середины века. В 1960-е гг. термин «постмодерн» связывался в первую очередь с архитектурой, позднее он начал применяться в самых различных сферах культуры (в изобразительном искусстве, литературе, философии, психологии, теории языка, и т.д.). При этом различные авторы указывали разные временные рамки эпохи модерна (Новое время в целом, XIX—XX вв., начало XX в. и т.д.), соответственно сдвигалось и начало эпохи постмодерна. Но чаще всего начало последней относилось к какому-то периоду XX в. (начало века, конец Первой мировой войны, конец Второй мировой войны, 1970-1980-е гг. и т.д.).
В настоящее время термин «постмодернизм» обычно используется для обозначения особого направления в философии конца XX в., а термин «постмодерн» — для обозначения особой эпохи современной цивилизации, а также специфического направления в художественной культуре и науке в эту эпоху.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru