Изобразительное искусство
Наиболее ярким и своеобразным течением в искусстве начала XX в. (до Первой мировой войны) является модерн, зародившийся еще в конце предыдущего столетия. Для модернизма характерно резко отрицательное отношение к традиционному опыту искусства. Эта тенденция особенно ярко проявилась в движении фовистов (диких) во Франции и «Мост» в Германии. В противовес этому настрою и, как это ни парадоксально, в его же русле возникает течение примитивизма: обращение к примитивному искусству, например лубку или живописи вывесок, есть и отрицание профессионального искусства прошлого и одновременно ностальгия по прошлому, «не испорченному» цивилизацией и профессионалами, по искренности чувств, свежести взгляда на жизнь. Так, с примитивизма начинал М. Шагал1, и его творчество даже на самом зрелом этапе несет следы этого юношеского увлечения. В канун Первой мировой войны возникает кубизм (основоположники — П. Пикассо, Ж. Брак), в котором человеческие тела и любые другие объекты изображаются как наборы геометрических фигур или их составляющих, и футуризм (Маринетти, Дж. Балла, К. Карра и др.) с его апологией динамики и скорости («Гоночный автомобиль прекраснее Ники Самофракийской!») и анархическим призывом к разрушению предшествующей культуры. В этот же период зарождается абстракционизм, расцвет которого придется на более позднее время — середину века. У истоков этого течения стоял В. Кандинский2. Господствующей в это
1 Марк Шагал (1887—1985) — российский художник (еврей по национальности), один из известнейших художников XX в. Через несколько лет после Октябрьской революции эмигрировал в Западную Европу, где оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства.
2 Василий Кандинский (1866—1944) — русский художник, еще до начала Первой мировой войны живший и работавший в разных странах Западной Европы (1907—1914), в 1921 г. окончательно покинул Россию. Будучи теоретиком и прак^ тиком абстракционизма, оказал большое влияние на европейское и североамериканское изобразительное искусство.
831
время стала идея о том, что искусство существует ради самого искусства («Искусство для искусства!»).
В период Первой мировой войны и сразу после нее зарождаются и активно развиваются еще несколько течений: конструктивизм (особое значение имел русский конструктивизм), дадаизм и сюрреализм, которые выступают против «искусства для искусства» и стремятся к особому синтезу искусства и жизни.
Для ряда течений художественной культуры XX в. характерно то, что они вышли за пределы одного вида искусства и развивались сразу в нескольких, например, сюрреализм имел место не только в живописи и скульптуре, но и в литературе, театре, кино. Стремление к такому «разрушению границ» впервые стало сознательной целью в дадаизме.
Конец века характеризуется постмодернистскими настроениями в изобразительном искусстве и в рамках массовой культуры — развитием «китча» и «поп-арт».
С появлением компьютеров возникло электронное изобразительное искусство: комьютерная графика и анимация. В последней «статичное» изобразительное искусство уже тесно сливается с «динамическим» искусством кино.
О стиле «модерн» «Стиль модерн» поставил задачу создания нового большого стиля и предложил свой частичный, ограниченный в пространстве и времени опыт ее осуществления. Этот стиль заключает в себе вполне отчетливую эстетическую программу, замысел всеобщих эстетических преобразований. В «чистом» и, стало быть, схематизированном виде она может быть представлена как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Такая программа может быть устремлена в сторону искусства для искусства, эстетства, воспаряющего над скверной жизнью, и направлена на преобразование этой жизни эстетическими средствами, на излечение ее болезней красотою. И то и другое известно в истории «стиля модерн». Но и в том и в другом случае единственным носителем прекрасного для него служило само искусство, только в мире искусства создается (а не воссоздается, воплощается, отражается) истинная красота, прикосновение которой озаряет собой неэстетичное бытие, творческая деятельность понимается как художественная фантазия, уподобленная творящим силам природы. Художник мыслится демиургом, который словно с мягкой глиной обращается с камнем, деревом, металлом, преобразуя их в некую эстетическую субстанцию', соединяющую духовное и вещное начала.
(Полевой В.М. Искусство XX в. С. 35)
Дадаизм В наиболее полном смысле слова дада представлял
собой мировоззрение, особое видение мира. В этом
движении с неистовой силой заявляет о себе не только отказ от канона
цивилизационных клише, не только питаемое апокалипсическим со-
832
знанием военной катастрофы убеждение, что искусство, которое цепляется за традиции станковой живописи, способно охватить лишь часть действительности, лишь ее фрагмент, — в нем проявляет себя решение отказаться от прошлого, сорвать покров с любых словесных клише, вернуть искусство в начальную точку, в точку, в которой оно еще не отличается от всего «регистра проявлений жизнедеятельности человека» (Баадер). Именно вожделенная связь жизни и искусства дает дадаистам основание для того, чтобы включить в искусство любое проявление жизнедеятельности человека и попытаться придать ему определенный смысл...
К каким инструментам обратился дадаизм, чтобы «разрушить искусство средствами искусства» (Тцара)? Сами по себе они предстают вполне эклектичными... Особенно отчетлива роль воздействия со стороны футуристического анархо-динамизма. Отсюда заимствуется фонетическая поэзия («звуковой стих»), «взрывное» шрифтовое оформление, ко-мендиантски-издевательский тон в кабаретистских постановках, презрительное отношение к искусству, застывшему на пьедестале, и использование различных материалов в трехмерной конструкции. От кубистов пришли коллаж и монтаж, их влияние заметно и в некоторых осколочно перекрещивающихся формах... Дадаизм даёт простор не только твердой трехмерной действительности. Когда Арп случайно располагает клочки бумаги, он тем самым не только вступает в сферы Великой Абстракции, но и в ту многозначную пограничную сферу, в которой «искусство без фактов» оборачивается в «факты без искусства».
Существеннее, чем отдельные признаки и изучение их источников, представляется общее для них направление — стремление к тотальности. Оно находит выражение в сознательном взрывании автономизи-ровавшейся действительности искусства с помощью взаимопроникновения средств жизни и средств искусства. Нечто подобное имел в виду Швиттерс, когда мечтал о том, чтобы стереть заносчивую черту, разделяющую эстетическое и профанное, и когда он установил, «что любое ограничение определенным материалом односторонне и малодушно. Из этого понимания я создал МЕРЦ, сначала как сумму отдельных жанров искусства, живопись МЕРЦ, поэзия МЕРЦ... Моим последним стремлением является соединение искусства и не-искусства в целостный образ мира МЕРЦ. Цитаты в поэзии, китчевые картинки как часть полотен, включение явно китчевых и явно дурных частей в произведение искусства...»
Еще. до того, как Курт Швиттерс принялся за создание своих картин из отслуживших предметов, за написание своей «Звуковой сонаты» и за строительство в своем доме МЕРЦ-конструкции, своеобразной тотемной пещеры-лабиринта, Хуго Балль, вдохновленный театральными проектами Кандинского, сформулировал идею дадаистского освоения мира: «Европа пишет картины, книги и музицирует совер-
833
шенно новым образом. Слияние всех регенеративных идей, и не только идей искусства'... Нужно лишь вызвать к жизни из подсознания все подоплеки, все краски, слова и звуки, чтобы они поглотили обыденность со всеми ее несчастьями». Очевидно, что эта постановка цели родственна устремлениям югенд-стиля: миру следует придать некую уютность, банальная серость буден подлежит дадаизации, т.е. ее следует расцветить яркими красками бессмыслицы — жизнь должна вновь обрести свою изначальную красоту и таинственность, должна быть провозглашена ее неделимая целостность...
Дада на широком пространстве показал, где скрываются возможности творческого изменения мира, ставящего делание выше подражания, а создание действительности выше описания ее. Такое изменение мира не связано в своем мышлении с узкими категориями произведения искусства или же с категориями определенного жанра: оно в своем экспансионизме потенциально безгранично, оно использует все наличествующие «регистры» (Лафорг) и смешивает друг с другом все возможные слои материала, реальности и значений: «Отказавшись от предубеждения по отношению к любым процессам и техническим приемам, мы в последующие годы довольно часто выходили за границы отдельных искусств: от живописи к пластике, от картины к типографии, к коллажу, к фотографии и фотомонтажу, от абстрактных форм к жанровой картине, от жанровой картины к фильму, к рельефу к objet trouve (франц. — найденный предмет), к ready-made. Стирая границы между искусствами, художник обращался к поэзии, а поэт к живописи. Повсеместно находила отражения новая безграничность. Клапан был сорван...» (Рихтер).
(Хофман В. Основы современного искусства. С.415—417)
Сюрреализм В 1919 г. Тцара и Пикабиа перебрались в Париж,
через три года туда же из Кёльна приехал Make Эрнст. Тцара встретился с Бретоном, который вместе с Арагоном и Супо основал журнал «Litterature». Журнал выходил до 1924 г. и стремился к высмеиванию и разрушению того, на что qh, судя по названию, должен был опираться. Это полемически-критическое предприятие было зародышем сюрреалистического движения. Непосредственным поводом для его возникновения явился распад в 1922 г. парижского кружка дадаистов. Из этого кризиса, сопровождавшегося многочисленными разрывами отношений, выделилась группа, возглавляемая Бретоном. В 1924 г. в нее, помимо Арагона и Супо, входили поэты Элюар, Пере, Деснос, Витрак, Кревель и художники Пикабиа, Ман Рэй, Эрнст и — если его можно отнести к художникам — Марсель Дюшан.
К наиболее сильным впечатлениям, повлиявшим на Бретона, относится его знакомство с Аполлинером, который в 1917 г. назвал свою пьесу «Les Mamelles de Tiresias» сюрреалистической драмой, а также
834
контакты с Дюшаном, в личности которого он видел проявление новейшего научного отношения к фактам, философский ум и поэтическую приподнятость, и психоанализ Фрейда, которого он посетил в 1922 г. в Вене, как и направление «Pittura Metafisica» (итал. — метафизическая живопись), созданное итальянцем Джордже де Кирико совместно с Карло Каррав 1915 г....
В 1924 г. Бретон, с этой поры — духовный лидер и координатор движения, опубликовал первый сюрреалистический манифест. Через год в первой выставке сюрреалистов приняли участие следующие художники: Арп, де Кирико, Эрнст, Клее, Ман Рэй, Массой, Миро и Пикассо. В 1926 г. была открыта галерея сюрреалистической живописи. В 1927 г. к движению примкнул Ив Танги, а в 1930 г. — Сальвадор Дали. В1929 г. Бретон опубликовал второй манифест сюрреализма, а с 1930 по 1933 г. выходил в свет журнал «Le Surrealisme au service de la Revolution», отражавший политические амбиции движения. В то время как парижская группа в тридцатые годы обнаружила первые симптомы художественного распада и мировоззренческого саморазрушения, многочисленные манифестации в разных городах Европы способствовали пропагандистскому распространению сюрреалистической мысли.
Сюрреализм подтверждает справедливость наблюдения, в соответствии с которым восприятие и истолкование духовных течений приобретает дополнительную окраску в связи с ожиданиями, с которыми интерпретатор подходит к предмету. Тот, кто ограничивает сферу «реального» лишь осязаемыми и видимыми фактами эмпирического мировосприятия, принимая этот мир внешних фактов за разумный, раз и навсегда установившийся и взаимосвязанный, тому сюрреализм предстанет воплощением отказа от действительности и бегства в непостижимые и неподконтрольные сферы воображения. Отсюда создается генеалогическое древо сюрреализма в истории искусств и духовной истории... Антииллюзионистический аспект сюрреализма при этом выводится из права художника на то, чтобы подняться над эмпирическими фактами, открыть для себя миры воображения и изобразить события, которых «нигде и никогда не происходило». По поводу этой трактовки следует заметить, что сами сюрреалисты давали ей повод, обозначая — подобно Бретону — свое движение как триумф искусства воображения и сотворения над подражательным искусством. В противоречии с этим находится однако их требование, в связи с которым «production» (англ. — изготовление) должно прийти на смену «creation» (англ. — творение).
Неправильно выводить сюрреализм за пределы реальности и помещать его на ничейной земле фантастики. Потому что тем самым сюрреализм оказывается в ситуации противоречия, которое могло бы быть полезным в крайнем случае лишь рационализму в его отношении к миру, с точки же зрения сюрреалистического восприятия действительности
835
предстает как нечто преодоленное. Лишь тот, кто не допускает фантастическое в сферу реального, должен помещать его в особую сферу, тот же, кто не ограничивает пределы реального лишь эмпирическими фактами, вполне в состоянии поместить в нем и так называемое «фантастическое». Это — исходная оггуация сюрреалистов: они намерены преодолеть все антиномии мышления и ощущения, сплавить воедино все разрозненные категории восприятия и сознания, коротко говоря, воспринимать реальность как нечто большее и всеохватное, т.е. обратиться к тому «уровню духа», «с позиций которого реальное и воображаемое, прошлое и будущее, высокое и низкое, выразимое и невыразимое перестанут восприниматься как противоречия» (Бретон, 1930 г.)...
Бретон подчеркивал, что сверхреальность, которая его занимает, присуща самой реальности, и он понимал сюрреалистическую деятельность в меньшей степени как связанную с изобретением и фантазированием, а в большей — как отыскание, раскрытие и обнажение, которое отказывается от морализаторского приукрашивания и эстетического преобразования. Он определяет сюрреализм как чисто психический автоматизм, «с помощью которого, в устной ли, в письменной ли форме или каким-либо иным образом, стремятся выразить действительный (!) ход мышления, диктат мышления без контроля разума вне всех эстетических или этических постановок вопроса».
Сюрреализм, имеющий энциклопедическую ориентацию и движимый безграничной жаждой знаний, срывающей все покровы, предпринимает попытку всеохватного изображения того, что он понимает под действительностью. Все, что попадает в поле его «поисков истины», должно просто регистрироваться, а не подвергаться экспрессивному изменению или стилизации. Он отказывается от традиционных, подтвержденных прогрессом и цивилизацией аналитических методов, так как они расщепляют цельность действительности на искусственные антиномии и дихотомии. Сон для сюрреалиста не является противоречием действительности, а, наделенный силой закона, является основным инструментом для ее просвечивания. Лишь условно сюрреализм вступает при этом в сферы абсурдного, так как при ближайшем рассмотрении оно предстает как «высвобождение всего допустимого, существующего в мире». Если иллюзионистский натурализм удовлетворял свой интерес к действительности путем по возможности полного, намеренно непредвзятого воспроизведения внешнего эмпирического мира, то сюрреализм стремится к тому, чтобы с помощью новых документальных способов «воссоздать сновидение во всей его многосос-тавности». Он отбрасывает как искусственную картезианскую модель реальности и отказывается проводить разделительную черту между дневной и ночной сторонами сознания. Как совпадают друг с другом реальность и воображение, так должна исчезнуть и граница между сознанием и не-сознанием. Поэтому Бретон восхищается сумасшедшими, в которых наивность соединяется с чрезвычайной искренностью.
836
Эта претензия на документальность, на научную основательность отказывается от подхода к действительности на основе заранее сформированных убеждений и намерений/Сюрреализм презирает искусство, воображающее, будто оно — выше действительности, от которой оно гордо отделяет себя. Такое антитетичное мышление не может удовлетворить сюрреалистов, поскольку речь для них не идет о «легком беспокойстве», которое порождает то или иное произведение искусства, а следовательно, и не о дадаистских представлениях об антиискусстве и антипоэзии, но «о самой действительности» (Бретон). Доверяя силе законов сновидения, сюрреализм поступает так потому, что ему в его сновидческом опыте становится очевидной та неразделенная целостность, которая позволяет человеку насытить себя всем, что встречается ему на пути. С помощью сознания, зонды которого проникают много глубже, чем зонды рассудка, сюрреалисты намерены освободить мышление от рассудочной узости, воссоздать его в его «изначальной чистоте» и вернуть на «путь тотального понимания». Они стремятся не к коротким вылазкам в область фантазии, а к прямому и достоверному регистрированию, фиксированию, т.е. к «простому подражанию природе» в смысле сплошного выведения в область осознания. Эта «природа», конечно же, столь же многослойна, как и многообразны сюрреалистические методы ее освещения. Она простирается на взаимопроникающие сферы «природного» и «живого», в которых случай и инстинкт, жестокость и извращение, сновидение и помешательство, предчувствие и страсти существуют еще в том состоянии невинности и изначальное™, которое предшествовало грехопадению рассудка. Тем самым сюрреализм возводит на новый, предельный уровень одну из самых важных идей современного искусства, связанную с требованием изначальное™ и истинности.
(Хофман В. Основы современного искусства. С. 417—424)
Из «О себе и обо Пикассо говорил мне: «Искусство — дитя сиротства всем прочем» и тоски. Другие пишут свою жизнь, я пишу карти-Дали ны».
* * *
В детстве я был злым, злым я и рос, и оттого до сих пор еще страдаю.
* * * •
Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно.
. * * *
Страдая, я развлекаюсь. Это мой давний обычай.
* * *
Вот уже пятьдесят лет я развлекаю человечество.
837
— Дон Сальвадор, на сцену!
— Дон Сальвадор всегда на сцене!
* * *.
Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо.
* * *
Надеюсь, никто не посягнет на мой высший титул — титул шута. Шутом был Чарли Чаплин, а ведь повсеместно признано, что он воплотил эпоху. Так вот, вообразите, что Чарли Чаплин не только шут, а кроме того рисует, пишет картины, ставит спектакли, то есть делает все то, что делаю я. Это уже непревзойденная степень гениальности. Надеюсь теперь понятно, почему мне так дорог титул шута!
(Дали С. О себе и обо всем прочем. С. 358—360)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru