Кинематограф
Наиболее важно для кинематографа начала XX в. — появление первого «короля экрана» — комического героя в исполнении Макса Линдера,рассеет скандинавского кинематографа, уникального по силе выразительности, и рож-
822
дение итальянского кинематографа, славившегося своими пышными историческими постановками. В целом можно сказать, что в этот период кинематограф еще слишком тесно соприкасался с театром, боясь обрести свое лицо. Но уже стали складываться жанры, появились режиссеры со своим авторским стилем и вкусовыми пристрастиями. Очень медленно кинематограф обретал свой собственный язык. В эти же годы в Америке возникает Голливуд, начинается формирование «системы звезд», на экране появляется Ч. Чаплин в комических фильмах.
Война нанесла удар национальному кинематографу стран Европы, подорвав его экономическую базу. Но уже в 1920 г. в Германии Робертом Вине была создана картина «Кабинет доктора Калигари», ставшая фильмом-манифестом нового кинематографического течения, получившего название «немецкий экспрессионизм», так как главной целью здесь становится показ на экране душевных переживаний человека.
В 1920-е гг. в европейском кинематографе ведущую роль играют представители французского авангарда: Ж. Дюллак, Ф. Леже, Л. Деллюк, Р. Клер. Новым словом в искусстве стали сюрреалистические фильмы Л. Бунюэля и С. Дали «Андалусский пес» и «Золотой век». В США 1920-е гг. были «золотым веком американской комедии» (фильмы Ч. Чаплина «Малыш», «Парижанка», «Золотая лихорадка» и т.п., комедии с участием Б. Китона, Г. Ллойда, Г. Лэн-гдона и др.). Этот период можно назвать временем расцвета Великого Немого.
Но уже в 1927 г. в США вышел на экраны первый звуковой фильм — «Певец джаза». За несколько лет звуковые фильмы полностью вытеснили немые с экрана.
В 1940— 1950-е гг. новым словом мирового киноискусства стал «итальянский неореализм» («Рим — открытый город» Р. Росселини, «Похитители велосипедов» В. Де Сика). Для этого направления характерны стремление к до-кументализму, преобладание социальных мотивов и внимание к «маленькому человеку».
В 1960-е гг. возникает так называемая «новая французская волна», воплотившая интеллектуальные поиски в развлекательном жанре и создавшая новую, особую эстетику кино («На последнем дыхании» и «Безумный Пьеро» Ж. Л. Годара, «400 ударов» Ф. Трюффо и т.д.). В этот период происходит расцвет кинематографа стран Восточной Европы (А. Вайда, М. Янчо). Особо заслуживает упоминания метафорический кинематограф итальянского режиссера Ф. Феллини («Сладкая жизнь», «8 1/2»),
На рубеже 1960— 1970-х гг. американский кинематограф характеризуется стилевым и жанровым многообразием, расцветом авторского кино, способного быть коммерческим (Ф. Ф. Коппола, М. Скорсезе, Дж. Лукас, В. Аллен, Д. Хоппер).
Впериод 1980-хгг. на смену революционному кинематографу I960—1970-х пришли по большей части ровные, спокойные, добротные профессиональные картины, не претендующие на то, чтобы сказать новое слово в искусстве.
С началом 1990-х гг. в кино вернулся бунтарский дух 1960-х в сочетании с респектабельностью 1980-х. Зритель Америки и Европы открывает для себя кинематограф стран Азии и Ближнего Востока. Фильмы Ч. Имоу, Ч. Кайге, А. Киаростами становятся фаворитами кинофестивалей. Это явление получило название «Азиатское чудо».
823
В целом в 1990-е гг. наметились две тенденции: с одной стороны — видоизменение и смешение старых жанров, насыщение их иронией и «черным юмором» (Д. Джармуш, К. Тарантино), с другой стороны — возрастающий интерес к социальным проблемам (Д. Бойл, Г. ван Сэнт, М. Ли).
В первой половине XX в. кино было самым «массовым» из всех искусств, — если руководствоваться критерием посещаемости кинотеатров. Однако с распространением телевидения возникла несколько парадоксальная ситуация: возможность смотреть фильмы, сидя дома перед телевизором, резко уменьшила количество зрителей в кинотеатрах, но увеличила число людей, регулярно смотрящих художественные фильмы. Изобретение видеомагнитофонов, DVD, CD и т.п. наделило кинофильмы для зрителя некоторыми свойствами печатного текста: теперь зритель в любой момент может остановить просмотр фильма, перескочить через какие-то эпизоды или вернуться к более ранним. И если ранее во многих домах имелись домашние библиотеки, то сейчас появилось большое количество домашних видеотек. Изобретение компьютеров, позволяющих активно работать с видео- и звукорядом, использовать компьютерную графику, анимацию и т.п., привело к расширению художественных возможностей кино, обогащая его компьютерными эффектами.
Во все времена своего существования кино носило характер коллективного искусства: в создании фильма всегда участвует целая группа людей (режиссер, актеры, сценарист, оператор, звукорежиссер и т.д.), кроме того, в силу технических условий создание фильма требует значительных материальных затрат (съемки некоторых фильмов обходятся в десятки миллионов долларов). Поэтому в каждом фильме изначально закладывается установка на «окупаемость» и получение прибыли, что делает кино коммерческим и влияет на художественную сторону фильмов. Так, в угоду «массовому зрителю», голливудские фильмы обязательно имеют «хэппи энд» (счастливый конец), при экранизации литературных произведений допускается их серьезное искажение и т.д. Значительная часть кинопродукции вообще не имеет никакой художественной ценности, являясь продуктом массовой культуры и ее важнейшей составляющей. Распространение по всему миру голливудских фильмов (в кино- и видеопрокате, по телевидению) — один из существенных факторов вестернизации и европейской культуры, и культуры других регионов мира: Азии, Африки, Южной Америки.
Деятели кино о кино Монтаж воздействует на материал фильма так (из интервью, речей, же, как смерть воздействует на жизнь (Пьер Па-статей ит.п.) оло Пазолини).
Фильм можно рассматривать как приключение или своего рода поиски самого себя (Вим Вендерс).
Слово и звук принесли элемент реального в кинематографический спектакль, и чувство, будто нам снится сон, исчезло навсегда (Рене Клер).
Кино — это правда двадцать четыре раза в секунду (Жан -Люк Годар).
Фильмы успешно помогают вам открывать материальный мир с его психофизическим соответствиями. Своими попытками постичь его через объектив кинокамеры мы буквально выводим этот мир из состояния небытия (Зигфрид Кракауэр).
824
...Чаплин первый в нашей первой эпохе кино повинен в том, что забава, которая называется кинематографом, стала искусством (ЛуиДеллюк).
...Чтобы сделать фильм, я должен создать целый мир (Чарльз Чаплин).
Больше всего в кинематографе мне нравится невообразимая аудитория, что представляет режиссеру чудодейственную свободу (Орсон Уэллс).
Фильм занял такое же место в фантазии и в жизни городского населения, какую прежде играли мифы, легенды и народные сказки (Бела Балаш).
Музыка
Так же, как и другие виды искусства, музыка XX в. не может быть коротко охарактеризована в силу богатства стилей, направлений, имен и т.п. К числу выдающихся композиторов можно отнести Б. Бриттена, М. Равеля, К. Сен-Санса, А. Шёнберга и др. В истории мировой музыки XX в. занял особое место. Необходимо отметить, что именно в это время искусство музыкальной импровизации достигает высочайших художественных вершин. Кроме того, именно в этот период музыканты обратились к наследию других, неевропейских музыкальных культур. Это позволило обогатить традиционную музыку новыми, необычными гармониями и неслыханными доселе тембрами разнообразных этнических инструментов.
В XX в. в музыке (как и в других видах искусства) имел место модернизм и авангардизм, т.е. течения, для которых характерен разрыв с прежними традициями, стремление радикально пересмотреть основы своего искусства. XX в. стал временем невиданного ранее «омассовления» музыки, и музыка стала важнейшей составляющей массовой культуры.
Первой важной новацией в музыкальной культуре стало рождение на рубеже XIX—XX вв. джаза, получившего широкое распространение в первой половине XX в. В нем ярко проявилась тенденция к синкретизму, поскольку джаз представляет собой сплав европейской и африканской музыкальных культур. С 1930-х гг. в США широкое распространение получают мюзиклы (зародившиеся в конце XIX в.), в постановке которых много от кинофильмов. Своего расцвета этот жанр достиг в 1950-е гг.
Вторая половина XX в. — принципиально новый этап в развитии поп-музыки, ставшей супермассовой благодаря распространению телевидения, появлению различных средств передачи, записи и тиражирования музыки. Важную роль в ее распространении сыграло развитие шоу-бизнеса, а также тот энтузиазм, с которым отнеслась к ней молодежь. Начиная с 1950—1960-х гг. поп-музыка и,молодежные движения oki. тлись тесно связанными.
В рамках поп-музыки возникает фольклорное движение («кантри мыозик», стили «хилбилли», «блугресс» и др.), а также фолк-рок, имеющий социальную направленность. Несколько позднее возник подпольный рок — андеграунд. Важнейшей вехой в развитии рок-музыки были выступления молодежных ансамблей «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флойд» и др. Такого рода ансамбли широко используют электроинструменты и усилители, а также — при записи — цифровую обработку аудио- и видеоряда.
825
Развитие науки и техники привело к созданию не только электроинструментов, играющих сейчас важную роль в музыкальной культуре, но и синтезатора, а также музыкального компьютера.
4Beatles» «Битлз» произвели революцию в поп-музыке 60-х,
Клише? Конечно. Но это стало клише просто потому, что именно в нем мы находим единственно возможное объяснение такого великолепного, ошеломляющего явления, как карьера группы «Битлз». В музыкальном мире 90-х, где имиджи чаще создаются средствами массовой информации, не учитывающими реальные способности групп, «Битлз» отнюдь не превратились в преуспевающую в финансовом отношении команду, оставшись далеко позади исполнителей, имеющих лишь толику их таланта и артистичности. Но достижения последних были бы невозможны без «Битлз», которые поистине спасли поп-музыку, находившуюся в состоянии летаргического сна, и превратили эту музыку в бизнес, приносящий миллионы долларов, и более того — в Искусство. Это и стало главной причиной невероятного успеха музыкантов. Работая в условиях неимоверного напряжения, по графику, свалившему бы с ног современных суперзвезд, «Битлз» выпустили тринадцать великолепных альбомов и более двадцати синглов — и это немногим более чем за семь лет.
Музыканты постоянно расширяли палитру современной поп- и рок-музыки, органически дополняя ее проникновенной лирикой фольклорных исполнителей типа Боба Дилана, психоделическими экзерсисами музыки западного побережья США, мелодиями фолк-рока, элементами блюза и кантри, — и при этом оставались сами собой. «Битлз» были оригинальными и смелыми экспериментаторами в истории рока — всегда готовыми выйти за пределы стандартного и, например, выяснить, что произойдет, если сыграть в незнакомой комнате на незнакомом инструменте, при этом запустив пленку в обратном направлении, а предрассудки оставив за дверью.
(РобертсонДж. Битлз. С. 6)
Музыка как пред- Мы являемся свидетелями наиболее масштабного мет потребления омассовления сферы музыки за всю историю ее существования. Этот процесс обладает многими специфическими особенностями, характерными для ползучей экспансии, осуществляемой в XX в. массовой культурой по отношению практически ко всем видам искусства и любым областям совокупной деятельности социализированного индивида. Музыка в своих самых разнообразных проявлениях заявляет о себе практически во всех сферах жизни современного общества, что позволяет говорить о подлинной музыкальной пандемии. Неизменно возрастает общественная роль музыки, ежедневные и все более масштабные «вливания» которой во
826
многом обеспечивают устойчивое функционирование социального организма. По существу, происходящие качественные изменения привели к формированию ранее не существовавшего социокультурного образования — звучащего, озвученного, «омузыкаленного» социума... Термин «массовая музыка» явно неудовлетворителен, поскольку ряд связанных с музыкой жанров искусства (например, симфоническая музыка, опера, балет, кино) предполагает в качестве практически обязательного условия собственного существования наличие многочисленной — массовой — аудитории: на оперных и балетных спектаклях зачастую присутствуют несколько тысяч слушателей, полные залы собирают и концерты симфонической музыки. Таким образом, массовость — отнюдь не та черта, которая могла бы выразить суть анализируемого явления... А ту музыку, которую мы относим сейчас к так называемой массовой культуре, называли «легкая», «эстрадная», «развлекательная». Но каждый из этих терминов оказывается явно недостаточным, а более адекватным представляется понятие «потребительская музыка».
«Атомарной единицей» потребительской музыки является так называемый шлягер — в достаточной степени эклектичная и безлико-«кос-' мополитичная» песня танцевального характера, в основе которой лежит текст любовного содержания. Немецкое существительное Schlager обозначает примерно то же, что имеется в виду в английском bestseller («ходкий, хорошо продающийся товар») или в английской метафоре hit («попадание», «хорошо продающийся диск»). В то же время у него есть и собственное, интересующее нас в первую очередь значение «модная песенка» (а также «модный фильм», «модная книга» и плюс к этому «боевик»). Интересно отметить, что однокоренной немецкий глагол schlagen в качестве основных имеет значения «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту обсуждаемого масс-культовского понятия. Дело в том, что от этого глагола естественным образом перебрасывается смысловой «мостик» к самому «действу», с ним связанному, т.е. к акту исполнения, которое опирается на жесткую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уровне громкости. Иными словами, музыканты «бьют» и «колотят» и по своим инструментам — буквально, и по ушам своих слушателей — в переносном смысле...
Наряду с сознательно примитивизируемым текстом, музыкальной эклектичностью и предельной структурной простотой отличительными чертами шлягера являются его вненациональный характер и использование определенного набора клише. Понятие «шлягер» становится синонимом понятий «стандарт», «шаблон». Например, припев типичного американского шлягера состоит из 32 тактов и завершается bridge (англ, мост), т.е. связкой, ведущей к повторению куплета. Схема задана, и перед нами отлаженное производство «культуры», поставленной на поток...
827
Характерной чертой музыкантов — участников бесчисленных ансамблей поп-музыки являлось и является принципиальное нежелание получать специальное музыкальное образование. В этом можно увидеть выражение некоего «снобизма снизу», подчеркнутого и даже преувеличенного нонконформизма музыкантов, с презрением относящихся как к общепризнанными нормам быта буржуазного общества, так и к довольно строгим требованиям, предъявляемым академическим искусством к любому профессиональному исполнителю. (Это обстоятельство становится типичным не только для музыкантов — исполнителей потребительской музыки, но и для современных авангардистов, представляющих самые разные виды и жанры искусства.) Молодой человек начинает свою музыкальную карьеру, обладая музыкальными способностями, выучившись определенному набору исполнительских приемов и штампов и объединившись с себе подобными. При этом он не без основания рассчитывает, во-первых, на невзыскательность и отнюдь не ббльшую, чем у него самого, общую музыкальную культуру той аудитории, перед которой ему предстоит выступать; во-вторых, на то, что качество его исполнения благодаря совершенной в техническом отношении и сверхмощной аппаратуре, которую должен иметь в своем распоряжении каждый солист или ансамбль, вряд ли будет способен оценить слушатель, подавленный и физически, и психически, оглушенный обрушившимися на него десятками децибелл; в-третьих, на превращение того или иного исполнителя в поп-звезду предприниматели в шоу-бизнесе затрачивают огромные средства, которые надеются возместить в случае успеха своего подопечного...
Пассивный развлекающийся слушатель оказывает заметное влияние на музыкальную ситуацию в обществе, одна из наиболее характерных черт которой заключается в том, что современный человек становится нетерпим к «звуковым паузам», к молчащей среде. Ему необходимо заполнять ее звуками, и даже элементы и фрагменты самой высокой и прекрасно исполняемой музыки воспринимаются им как нечто служебное, вторичное, «полезное». В развлекательно-потребительской музыке пауза, как и тихая звучность, практически лишены права на существование. Эта музыка обычно звучит непрерывно и громко; естественные паузы в партии солиста заполняются таким плотным звучанием сопровождающих его пение инструментов, что повторное его вступление нередко воспринимается как ослабление звуковой интенсивности. Музыка, чаще всего полностью обессмысленная, в самом худшем смысле шлягерная и электронная, заполняет событийные паузы во время спортивных состязаний (например, хоккейных матчей), не оставляя своих адептов в пугающем их одиночестве; ожидание телефонного соединения «сопровождает» абсолютно неуместная в подобной ситуации, но нередко замечательная классическая музыка; практически любой современный автомобиль оборудуется музыкальной
828
аппаратурой; наш современник, занятый домашними делами, даже требующими внимания и сосредоточенности, нередко испытывает дискомфорт из-за отсутствия звукового сопровождения и т.д....
Сейчас есть все основания утверждать, что искусственно озвученный и постоянно звучащий мир представляет огромную опасность для человека, что возникли серьезные социальная, антропологическая и экологическая проблемы, которым до сих пор не уделяется внимания.
(Массоваякулътура.С.142—178)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru