Государство и право
Эпоха Просвещения — это время господства абсолютизма в большинстве стран Европы, но это и время активного развития политических учений, оправдывающих свержение монархии.
649
Великие географические открытия XVI—XVII вв. обнаружили перед европейцами тот факт, что значительная часть населения земного шара живет (и неплохо живет!), обходясь без какого-либо государственного устройства. Это открытие заставило отбросить прежнюю христианскую периодизацию человеческой истории (от создания людей — до грехопадения и изгнания из рая... — от первого пришествия Христа — до второго) и привело к выводу о существовании двух стадий в человеческой истории: догосударственного (естественного состояния) и государственного (гражданского общества). Соответственно возник вопрос о происхождении государства: если оно есть не божественное установление, а человеческое, то существовали естественные причины, которые вызвали данный переход от одной стадии к другой.
Революции XVII—XVIII вв. (голландская, две английские, американская, а затем и Великая французская) также потребовали теоретического обоснования возможности свержения одного правительства (чаще всего — королевской власти) и замены его на другое — возможно, республиканское. Все это стало мощным стимулом для разработки новых учений (как философских, так и политических, юридических) о государстве и праве.
У истоков учения о государстве и праве эпохи Просвещения стоит выдающийся голландский юрист и политический мыслитель Гуго Гроций (1583— 1645 гг.). Он был энциклопедически образованным человеком и занимался не только изучением юридических и политологических проблем, но и общей историей, этнографией, античной культурой. Главная его работа — это фундаментальный труд «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Гроций — один из первых представителей «юридического мировоззрения», столь характерного для Нового Времени. Он четко различает две самостоятельные дисциплины: юриспруденцию (предмет которой — право и справедливость) и политику (где главные проблемы — целесообразность и польза). Право он делит ria естественное и волеустановленное; естественное право базируется на самой разумной сущности человека, которому свойственно стремление к спокойному общению с себе подобными; волеустановленное право в конечном счете базируется на естественном праве, поэтому между ними не может быть принципиальных противоречий. Гроций первым выдвигает договорную концепцию происхождения государства и утверждает, что соответствующий договор также базируется на естественном праве.
Большой вклад в развитие учений о государстве внесли и философы: Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др. В этих учениях можно выделить две крайние позиции в понимании естественного состояния. Так, Гоббс считал, что изначально все люди равны и имеют «одинаковое право на все». Но так как люди по своей природе — существа эгоистичные, жадные, честолюбивые (короче, «человек человеку волк»), то отсюда в естественном состоянии каждый ведет войну против всех. В этом смысле очевидная польза государства состоит в том, что оно охраняет и гарантирует права каждого гражданина. По Локку же, в естественном состоянии нет никакой войны каждого против всех, но в естественном состоянии не существует никаких органов, которые могли бы решать споры между людьми, осуществлять наказание тех, кто нарушает естественные права человека и т.п. И, ради надежного обеспечения естественных прав каждого, люди и учреждают государство. Руссо же утверждал, что в естественном состоянии все были свободны и равны, но с появлением част-
650
ной собственности и социального неравенства началась борьба между бедными и богатыми.
Об абсолютизме Именно в эпоху абсолютизма сложилось убеждение, что только начиная с барона человек имеет право называться человеком.
На этом основании государь окружал себя только дворянами, был доступен только дворянам, и только дворянство имело права. «Король абсолютен только по отношению к народу, к мещанству и крестьянству, а также к отдельным представителям дворянства (к которому можно вполне отнести и высшее духовенство), но не по отнршению к дворянству как сословию. Государство становится собственностью короля, причем, однако, доходы — собственность дворянства. Дворянство все: на него работает крестьянин и ремесленник, для него содержится армия, для него создаются должности и ему принадлежат доходы государства.
Подобное презрение к ротюре (roture (чернь. — Сост.)) было неотделимо от соответствовавшего ему прямо противоположного умонастроения, выливавшегося в своем крайнем выражении в чувство собственного богоподобия. Абсолютный государь становится в своих глазах, а также в глазах всего мира высшим земным существом, становится владыкой «божьей милостью». Власть его не от народа, и он ответственен только перед Богом... Из такого воззрения само собой возникает убеждение, что единственный и высший закон для страны — его благо, его удовольствие: ...воля короля — высший закон. Этот принцип становится во всех странах общим мнением, получает всеобщее признание, возводится в догмат, который в продолжение столетий принимается на веру и если критикуется, то только украдкой и тайком. Фраза ...«Потому, что нам так хочется» все оправдывала или же опровергала.
Наука и искусство обязаны прославлять лишь короля, и они в самом деле поют только ему — всемогущему — хвалу. История становится описанием героизма и подвигов его и его предков. В его и их лице на землю спустился самый блестящий и гордый род. Монарх полон мудрости и добродетели. Никогда раньше мир не видал подобного соединения в одном человеке благородства, величия и возвышенности...
Официальная любовница вызывала презрение разве только в сердце ее конкуренток. Раз ее красота и любовь заслужили королевское внимание, то она сама становилась «божьей милостью». И это положение пытались даже научно обосновать. В своей «Придворной философии» знаменитый Томазиус из Галле говорит: «Когда речь идет о князьях и господах, то нет места odium in concubinas (ненависти к метрессам), ибо князья и господа обязаны отдавать отчет в своих поступках только Богу, в силу чего на любовницу видимым образом падает некий отсвет от ореола ее любовника»...
Так как смертный не в состоянии прямо смотреть на солнце, то к воплотившемуся в земном теле божеству подходят не иначе, как скло-
651
нив голову и колена, а речь становится заглушенной, так как слишком громкое слово нарушило бы почтение. Аудиенция, милостиво дарованная, превращается в акт боготворения... Склонив колена, приветствуют монарха даже придворные, как и прохожие на улице. Когда по дороге мчится королевская карета, кавалеры и дамы бросаются в ров и ждут на коленях, пока она проедет. Мимоходом брошенный на них случайный взгляд служит им достаточным вознаграждением за то, что они встают с земли, покрытые грязью. И даже если в карете никого нет, ей оказывается такое же почтение...
Абсолютный монарх под гипнозом своего видимого всемогущества, очутившегося в его руках только благодаря противоположности интересов боровшихся общественных сил, в самом деле искренне верил, что все это так и быть должно. Он нисколько не сомневался, что в нем живет и действует само божество. Французские короли одним прикосновением руки лечат болезни и недуги, порой действительно исцеляя больных: чудо это творила вера.
В этом — ключ к разгадке и логическое оправдание всех поступков самодержавного государя. Божество может распорядиться всем. Оно вольно над жизнью и свободой подданных, в особенности же над их собственностью. Все принадлежит по праву королю. Все государство — его личное владение. При Людовике XIV не раз серьезнейшим образом обсуждался вопрос, «не следует ли королю фактически взять в свои руки все земли и доход Франции». К этой удивительной мысли все снова и снова возвращались. В инструкции, составленной по поручению короля для дофина, говорится:
«На том же основании все, что находится в пределах наших владений, принадлежит нам, что бы оно ни было. Вы должны быть убеждены в том, ч^о короли от природы имеют право свободного и полного распоряжения всем имуществом клира и мирян и могут каждую минуту, подобно мудрым управляющим, им воспользоваться для нужд государства»...
(Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. С. 11—35)
Монтескье Шарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.) — знаменитый
о влиянии климата французский философ-просветитель, один из сотрудни-на политическое ков «Энциклопедии», много внимания уделял проблемам устройство сущности государства, выдвинул идею о том, что зако-
ны государства и формы политического устройства зависят от природных условий, в частности от климата (это учение получило название географический детерминизм).
Если справедливо, что характер ума и страсти сердца чрезвычайно различны в различных климатах, то законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих характеров. [...]
652
Холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу. Он вызывает сокращение этих мышц и таким образом еще более увеличивает их силу. Наоборот, теплый воздух ослабляет наружные волокна, растягивает их и, следовательно, уменьшает их силу и упругость.
Поэтому в холодных климатах люди крепче. Деятельность сердца и реакция окончаний волокон там совершаются лучше, жидкости находятся в большем равновесии, кровь энергичнее стремится к сердцу, и сердце в свою очередь обладает большей силой. Эта большая сила должна иметь немало последствий, каковы, например, большее доверие к самому себе, т.е. большее мужество, большее сознание своего превосходства, т.е. меньшее желание мстить, большая уверенность в своей безопасности, т.е. больше прямоты, меньше подозрительности, политиканства и хитрости. Поставьте человека в жаркое замкнутое помещение, и он по вышеуказанным причинам ощутит очень сильное расслабление сердца. И если бы при таких обстоятельствах ему предложили совершить какой-нибудь отважный поступок, то, полагаю, он выказал бы очень мало расположения к этому. Расслабление лишит его душевной бодрости, он будет бояться всего, потому что будет чувствовать себя ни к чему не способным. Народы жарких климатов робки, как старики; народы холодных климатов отважны, как юноши...
В климате чрезмерно жарком тело совершенно лишается силы. Тогда расслабление тела переходит на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопытен, не способен ни на какой благородный подвиг, ни на какое проявление великодушия, все его склонности приобретают пассивный характер, лень становится счастьем, там предпочитают переносить наказания, чем принуждать себя к деятельности духа, и рабство кажется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы самому управлять собою...
В Азии всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в известной нам Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то ее источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более легкие преграды.
Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение на более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны.
(Монтескье Ш. Л. О духе законов. С. 542—544)
653
Руссо о происхож- Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) - один из самых зна-дении неравенства менитых философов-просветителей. Родом из Женевы между людьми (из семьи часовщика), большую часть жизни провел во
Франции, сотрудничал в «Энциклопедии». Известность и признание к нему пришли, когда его сочинение победило на конкурсе, объявленном Дижонской Академией на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» (1755 г.). Особенно большое влияние оказали на современников педагогические идеи Руссо и его революционные выводы из учения об общественном договоре как источнике государственного устройства.
Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое» — и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что. плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!» Но весьма вероятно, что дела не могли уже тогда оставаться дольше в том положении, в каком они находились. Идея собственности, зависящая от многих идей предшествующих, которые могли возникнуть лишь постепенно, не внезапно сложилась в уме человека. Нужно было далеко уйти по пути прогресса, приобрести множество технических навыков и знаний, передавать и умножать их из века в век, чтобы приблизиться к этому последнему пределу естественного состояния.
(Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основания неравенства между людьми. С. 562—563)
Руссо о свободе Общественный договор устанавливает между все-и равенстве ми гражданами такое равенство, что они вступают
в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами. Таким образом, из самой природы договора вытекает, что всякий акт суверенитета, т.е. всякий подлинный акт общей воли, обязывает или благодетельствует одинаково всех граждан, так что верховная власть знает только совокупность народа и не делает различия между теми, кто ее составляет...
Я называю республикой всякое государство, управляемое законами, какова бы ни была форма управления, потому что только в этом случае управляет общественный интерес и общественное дело имеет какое-нибудь значение. Всякое законное правительство есть правительство республиканское...
Если исследовать, в чем именно состоит наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законодательства, то мы найдем, что благо это сводится к двум важнейшим вещам: свободе и
654
равенству; свободе — потому, что всякая частная зависимость равносильна отнятию у государственного организма некоторой силы; равенству — потому, что свобода не может существовать без равенства.
(Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. С. 571)
Джефферсон Общества существуют в трех весьма различных
об общественном формах: 1) без правительства, как у наших индей-устройстве цев; 2) с правительством, на которое желание каж-
дого имеет прямое влияние, как в случае с Англией в меньшей степени и в наших Штатах — в большей; 3) с правительством силы, как во всех других монархиях и в большинстве других республик. Чтобы получить представление о бедственном существовании последних, их следует рассмотреть. Это правление волков над овцами. Для меня не ясен вопрос, не является ли лучшим первое общественное положение. Но, думаю, что оно неприменимо к многочисленному населению. Во втором состоянии много блага. При нем массы людей наслаждаются драгоценной свободой и счастьем. Оно также имеет свои пороки; основной из них — беспокойство. Но сравните его с притеснением при монархии, и этот порок окажется ничем... Этот порок даже порождает добро. Он предотвращает вырождение правительства и питает общий интерес к общественным делам. Я считаю, что небольшой бунт время от времени — хорошее дело и так же необходим в политическом мире, как бури в мире физических явлений. Неудачные восстания действительно выявляют те нарушения прав народа, которые их породили. Учет этой истины сделает честных республиканских правителей настолько мягкими при наказании мятежников, чтобы не очень сильно обескураживать их. Это — лекарство, необходимое для доброго здоровья правительства.
(Джефферсон Т. Письмо к Д. Медисону. С. 700-701)
Пейн О монархии Томас Пейн (1737—1809 гг.) — известный американский И республике политический деятель, родом из Англии, из семьи ремес-
ленника, он в 1774 г. по совету (и с помощью) Франклина переехал в Америку. Написал ряд памфлетов, призывающих к установлению республики, участвовал в Войне за независимость, занимал видные государственные посты в США, во время Французской революции приехал во Францию, принял французское подданство, был избран членом Конвента, во время якобинского террора оказался в тюрьме, после освобождения еще несколько лет прожил во Франции, а затем вернулся в США.
Чем ближе форма правления к республике, тем меньше дела у короля. Довольно трудно найти подходящее имя для английской формы правления. [...] Ведь это республиканскую, но не монархическую часть
655
Конституции Англии прославляют англичане, а именно свободу выбора палаты общин из своей среды. И нетрудно увидеть, что с падением республиканских добродетелей наступает рабство. Потому-то и несостоятельна Конституция Англии, что монархия отравила республику, а корона поглотила палату общин.
В Англии король только и делает, что воюет и раздает должности; иначе говоря, разоряет нацию и сеет в ней ссоры. Хорошенькое занятие для человека, получающего в год восемьсот тысяч фунтов стерлингов и вдобавок боготворимого! Один честный человек дороже для общества и для господа, чем все коронованные негодяи, когда-либо жившие на земле.
(Пейн Т. Здравый смысл. С. 705)
Школа и обучение
На педагогические идеи эпохи Просвещения наибольшее влияние оказали идеи Руссо, который считал, что естественный человек, близкий к природе, намного выше по своим моральным качествам, чем цивилизованный: цивилизация портит людей. Поэтому, если хотите правильно воспитать ребенка, воспитывайте его в близости к природе и давайте свободно проявляться имеющимся в нем положительным задаткам.
Книги и библиотеки
В XVII—XVIII вв. активно развивается книгопечатание: усовершенствуется процесс печати и оформления книги. Возникают все новые типографии, в том числе в колониях.
Большой объем накопленных знаний требует их систематизации в удобной форме; так появляются первые энциклопедические словари.
Самая знаменитая из всех книг — «Энциклопедия», основанная Дидро и Д'Аламбером.
Энциклопедии Энциклопедия не сразу получила тот вид, который привычен нам теперь. В XVI—XVII вв. энциклопедиями назывались систематические обзоры какой-либо науки или нескольких наук, знакомящие с их проблематикой. Почти одновременно с такими «энциклопедиями» сформировались энциклопедические словари, где разнообразные сведения располагались в алфавитном или ином порядке, чтобы облегчить поиск нужной информации...
Одним из родоначальников нового типа энциклопедических словарей, в которых материал расположен в алфавитном порядке, явился представитель знаменитого семейства французских лексикографов и
656
издателей — Шарль Этьен. Он подготовил и издал в Париже несколько лексикографических и энциклопедических словарей: в 1544 г. словарь личных имен, в 1553 г. греко-латинско-французский словарь по вопросам гончарного ремесла и судоходства, в том же году — составленный им самим словарь, касающийся истории, географии и поэтики...
(Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. С. 170)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru