Изобразительное искусство
Семнадцатый век — одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории искусства. Располагаясь между эпохой Возрождения, обнимающей примерно три века, с XIV по XVI, и эпохой Просвещения — XVIII веком, она не уступает им ни в своем историческом значении, ни в обилии великих художников и бессмертных шедевров. При этом лишь условно можно было бы рассматривать XVII век как время перехода от Возрождения к Просвещению, хотя он действительно многое унаследовал от первого и завещал второму. В целом XVII век — совершенно самостоятельная фаза в развитии мировой художественной культуры, обладающая своими неповторимыми особенностями в мировоззрении, общественном и культурном укладе, образном мышлении. Караваджо и Бёрнини, Веласкес и Рембрандт, Рубенс и Пуссен, Франс Хальс и Якоб Рейсдаль, Ян Вермер и ван Дейк — далеко не все из великих имен, определяющих непреходящее значение искусства XVII века. Многие из них чрезвычайно внимательно изучали живопись Возрождения: это яснее видно в картинах Рубенса и Пуссена и не столь явно в больших
•673
полотнах Рембрандта и Веласкеса. Живописцы XVIII века в свою очередь часто отталкивались от своих предшественников. Гойя многим обязан Веласкесу; Ватто, Буше и Фрагонар — Рубенсу, Давид — Пуссену. Этой связью эпох лишь подчеркивается особое значение культуры XVII века, оказавшей и продолжающей оказывать мощное воздействие на всю культуру человечества. В XVII веке, открывающемся творчеством Шекспира и Сервантеса, увидели свет философские системы Фрэнсиса Бэкона, Декарта и Спинозы, трагедии Корнеля и Расина, комедии Мольера, поэмы Мильтона, оперы Монтеверди. Не все искусства пережили столь блестящий расцвет в XVII веке; так, декоративная скульптура явно имела больше успеха, чем станковая, пришла в упадок гравюра на дереве, вытесненная офортом и резцовой гравюрой на меди. Но в целом поразительны расширение кругозора, обогащение старых жанров, возникновение новых и — говоря шире — необычайно интенсивная художественная деятельность. Возникли наиболее величественные и цельные архитектурные ансамбли, как площадь Святого Петра и Пьяцца дель Пололо с трезубцем расходящихся улиц в Риме, Версальский дворец французских королей с грандиозным парком и скульптурными композициями.
Распространению пышных росписей, панно и многофигурных холстов сопутствует интерес к.углублению в душевный мир человека, в мир природы, в предметный мир, что вызвало небывалый расцвет станковых форм живописи и интимной графики. Никогда еще так разителен не был контраст искусства официального, полного велеречивого пафоса, и последовательного, глубокого реализма, проникнутого сильнейшими демократическими устремлениями. Вместе с тем никогда еще эти два направления, отчетливо выявившиеся уже к концу XVI века, не переплетались так сложно между собой, присутствуя почти неразделимо, скажем, в творчестве Рубенса. Это и было естественно в период, когда складывались новые формы общественного строя, сталкивались и приучались к сосуществованию феодально-монархические государства и буржуазные республики, до того непримиримые вероучения, философские доктрины, вековые традиции и небывалые новшества.
(Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. С. 6—7)
Изобразительное ...Наступление эпохи Регентства — правление Фи-искусство липпа Орлеанского, стоявшего у власти до совер-
Франции XVIII в. шеннолетия своего племянника Людовика XV, -внешне выглядит резкой сменой декораций. Прежняя атмосфера удручающей скованности, ханжества, педантизма сменяется открытым разгулом, оргиями, презрением к любым приличиям, - слово «Регентство» надолго становится синонимом предельно развращенной и циничной эпохи. Но как ни внезапен этот перелом, он
674
остается только наружным: за непрерывными праздниками, карнавалами, пьянством и азартом картежной лихорадки скрываются все те же опустошенность, безволие, безразличие. Современники начинают все тревожнее ощущать их, пытаясь осмыслить духовный кризис, парализующий страну, и найти из него выход.
Эта короткая противоречивая эпоха легкомысленных маскарадов и нарастающего беспокойства выдвигает на сцену одного из лучших художников во всей истории французского искусства — Жана-Антуана Ватто (1684—1721). Его короткая жизнь была драматичной: в юности ему довелось пережить все лишения начинающего художника, пришедшего в Париж пешком, без денег, без работы, без покровителей; но даже и завоевав известность, он продолжает страдать от постоянной неудовлетворенности собой, от одиночества, наконец, от болезней. Эту вечную тревогу и беспокойство он переносит в свое творчество, делая его таким личным, таким исповедующимся перед зрителем, что во всем столетии ему можно в этом найти лишь одну параллель — Жан-Жака Руссо. Но Руссо неизмеримо сильнее и цельнее его, Ватто выглядят рядом с ним раздвоенным, мятущимся, принадлежащим и старому, уходящему веку, и приближающейся эпохе обновления.
Ватто известен прежде всего как мастер «галантных празднеств»... Влюбленные кавалеры и дамы танцуют, музицируют или прогуливаются в парках, на лугах, дворцовых верандах (Ватто ненавидит замкнутость интерьера и упорно избегает ее). Композиция картины лишена устойчивости: группы или отдельные фигуры расходятся в разные стороны, то устремляются в глубину, то, нарушая невидимую черту, разделяющую картину и зрителя, обращаясь прямо к нему с жестами или взглядами. Это чувство зыбкого, неуловимого и непрекращающегося движения передается самой живописи. Краски Ватто, мерцающие и струящиеся, переливаются друг в друга, свет не падает единым потоком, а разбивается на сотни дрожащих бликов и рефлексов. Все это создает изысканную и грустную феерию, невольно внушающую мысль о тревоге и неуверенности художника перед действительностью...
(Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лифшиц НА., Зернов Б А., Воронихина Л.Н., Некрасова ЕА. Искусство XVIII века. С. 77—89)
Об искусстве Впервые заявив о себе к 1720-м годам, оно (рококо. —
рококо Сост.) бурно развивается в следующие десятилетия
и достигает высшего подъема в середине столетия, когда подчиняет себе все французское искусство. Рококо завоевало не слишком почетную и не вполне заслуженную репутацию изысканного, манерного, самого эфемерного и легковесного стиля в истории искусства. Внешне такое представление о нем закономерно. Действительно, рококо складывается под сильнейшим влиянием аристократии. В нем причудливо соединяются гедонизм, пресыщенность, откровенная фри-
675
вольность, тяготение к экзотике, пренебрежение ко всему разумному, конструктивному, естественному, нарочитые алогизмы, парадоксальность, но и высшая утонченность, блистательная художественная культура, неисчерпаемая изобретательность. Казалось бы, искусство рококо, отгороженное от проблем эпохи, замыкается в кругу рафинированного эстетизма.
И все же видеть в рококо только легкомыслие и гедонизм — значило бы повторить знаменитую ошибку, совершенную в конце века аристократией и самой Марией-Антуанеттой, которые с восторгом играют «Свадьбу Фигаро», не замечая за каскадами остроумных шуток, фарсовых ситуаций, немыслимых поворотов сюжета грозной сути монологов графского камердинера. Ибо рококо — не прихоть аристократии: главной творческой силой здесь выступают поиски новых путей переломной эпохой. Не удивительно, что после долгих лет застоя — последней трети XVII и начала XVIII века — Франция не в состоянии сразу дать своей культуре положительную программу. Она начинает с отрицания. За своеволием и анархичностью рококо кроется дерзость и независимость воображения, идущего наперекор не столько разумным, сколько привычным и бесплодным нормам. Даже тогда, когда рококо выглядит неудержимой фантастической игрой, внутренне оно не порывает со здравым смыслом...
Мебель, посуда, предметы утвари не только украшены расточительно и изобретательно, они сами превращаются в украшения благодаря своим причудливым формам..., но как ни маскируется в них полезное начало, мастер никогда не позволит себе им пренебречь: все эти вещи максимально удобны... В это время расцветает искусство изящной моделировки и яркой сочной росписи «мягкого» фарфора на мануфактурах в Шантийи (1725—1801), Венсенне (1738— 1756), знаменитом Севре (с 1756 г.); мебельщики создают все новые типы легкой, свободной и изящной мебели, как никогда подчиняясь требованиям быта. Вошли в моду экзотические мотивы, особенно китайские («шинуазери»).
Новый стиль оказывается во власти острого противоречия: чуткость к здравому смыслу и практическому назначению сталкивается с их маскировкой. Художник как бы старается убедить себя и зрителя, что искусство — это стихия беспредельной игры фантазии, что единственно возможная в нем интонация — это насмешливая ирония, отрицающая все серьезное, что реальный мир ограничен одной чувственностью, либо в грубо материальных, либо в рафинированно-отвлеченных формах. Однако все эти формулы следует рассматривать не только сами по себе, но и как дерзкую, сознательно заостренную полемику против ходульной академической традиции. И в этом качестве они играют полезнейшую роль: освобождают искусство от предрассудков, приучая его ориентироваться не на абстрактные доктрины, а на требование и вкус современника. Это установление живого контакта со зрителем
676
было одним из величайших завоеваний рококо, немедленно подхваченным эпохой. Совсем не случайно Монтескье перенес в «Персидские письма» заимствованную у этого стиля нарядную экзотику восточного маскарада: она ничуть не заслонила глубоких размышлений автора о судьбах Франции или о правах человека и лишь придала этим размышлениям доступность, увлекательность. Если бы вслед за Монтескье Вольтер, Гельвеции и даже Дидро не заговорили о самых серьезных проблемах философии, морали, эстетики с такой же блестящей легкостью и непринужденным остроумием, эти проблемы никогда не стали бы достоянием столь широкой аудитории. Дерзкий скепсис рококо преломлялся в сознании лучших его современников как независимость мысли; умение превратить все вокруг в источник удовольствия становилось в руках тех же современников магнитом, который сообщал притягательную силу идеям, прежде не занимавшим широкую публику, но теперь вдруг властно охватившим ее. Как ни много парадоксов заключено в самом рококо, величайшим парадоксом оказалась его историческая судьба: этот легкомысленный, изысканно-аристократический стиль подготовил почву для мощной демократической эпохи Просвещения...
Демонстративное легкомыслие рококо нередко оборачивается... внутренней неуверенностью и тревогой. Даже в знаменитом девизе эпохи — «после нас хоть потоп» — за самоуверенной бравадой ясно ощущается предчувствие чего-то угрожающего — неопределенного, но страшного «потопа». Правда, такие тревожные предчувствия почти всегда непроизвольны: сознательная программа рококо — это жизнерадостная стихия праздника, не знающего конца. Вероятно, нигде, если не считать прикладного искусства, она не вылилась с такой яркостью, как в живописи.
Здесь, безусловно, первое место должно быть отведено Франсуа Буше (1703—1770). Это очень талантливый мастер, одаренный и чувством колорита, и виртуозной точностью рисунка, и редкой композиционной изобретательностью. Его ранние пейзажи обаятельны своей тонкостью живописи и мягкой элегичностью настроения. Но Буше никогда не отличался артистической независимостью и самобытностью: свои первоклассные качества художника он легко подчинял заказчику или моде. Начиная с выбора сюжета, он следовал стереотипу, уже выработанному современным вкусом. «Пастушеская сцена» или «Купание Дианы»... бесконечные апофеозы и триумфы — Венеры, Аполлона, Галатеи, аллегории, разыгрываемые детьми или обнаженными амурами, — такие мотивы он без конца варьировал в том нарядно-салонном духе, который вызывал негодование Дидро и восторг аристократической публики.
Картина Буше уже не подчиняется законам станковой живописи. Она становится прежде всего декоративным панно, украшением ин-
677
терьера. Поэтому автор заботится не столько о художественной цельности полотна, сколько о его внешней эффектности и красочности. На стенах сегодняшних музеев его картины — например, многочисленные варианты «Триумфа Венеры» и «Туалета Венеры»... — бесконечно проигрывают: их цветовая пестрота, хаотичность и загроможденность композиции, однообразие типов и аксессуаров бросаются в глаза; но если представить себе, как органично и живо входили такие вещи в интерьер эпохи рококо, в салоны парижских отелей де Субиз, де ла Беродь-ер, сразу же становясь в них красивым, звучным акцентом, мы легко поймем огромный успех Буше у современников...
Однако подлинное обновление портретного жанра окончательно совершает лишь Морис-Кантен Латур (1704—1788). Это и большой художник и яркая личность, всеми своими качествами знаменующая громадные сдвиги в положении художника, во взглядах на искусство. Латур полон гордого сознания своего таланта, своей значимости, ценности своего творчества: он не только не чувствует себя слугой аристократов, делающих ему заказы, но держится с ними независимо и дерзко, будь то даже члены королевской семьи. Совсем не случайно именно такой человек, с его презрением к любым условностям и традициям, оказался одним из самых смелых новаторов во французском искусстве XVIII века.
(Кантор A.M., Кожина Е. Ф., Лифшиц НА., Зернов Б А., Воронихина Л.Н., Некрасова ЕА. Искусство XVIII века. С. 77—89)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru