Театр и драматургия
Римский театр В Древнем Риме театральные представления состо-• ялись впервые в 240 г. до н.э., когда Ливии Андроник сочинил для общегородских игр трагедию и комедию, написанные по греческим образцам. И в дальнейшем драмы ставились на каких-либо играх — официальных, устроителем которых было государство в лице эдилов (выборных лиц, следивших за общественными зданиями и порядком в городе), либо частных, которые давали богатые граждане в честь одержанных ими воинских побед или в память о знатном предке... В отличие от Древней Греции, где актерское мастерство ценилось очень высоко..., в Риме, вплоть до I в. до н.э.... ремесло актера не считалось почетным. Во время римской империи показ цельных спектаклей все больше уступал место исполнению отдельных монологов и вокальных сцен из классических драм (в том числе и древнегреческих). Большое распространение получили также малые театральные жанры — мимы и пантомимы.
(Античная культура. С. 295—296)
Тит Ливии о И в этот, и в следующий [364 г. до н.э.] год... мор не
зарождении прекращался... Но поскольку ни человеческое разу-
театра в Риме мение, ни божественное вспоможение не смягчали беспощадного мора, то суеверие возобладало в душах и тогда-то, как говорят, в поисках способов умилостивить гнев небес были учреждены сценические игры — дело для воинского народа небывалое, ибо до тех пор единственным зрелищем были бега в цирке. Впрочем, как почти всегда бывает в начале, предприятие это было скромное, да к тому же иноземного происхождения. Игрецы, приглашенные из Этрурии, безо всяких песен и без действий, воспроизводящих их содержание, плясали под звуки флейты и на этрусский лад выделывали довольно красивые коленца. Вскоре молодые люди стали подражать им, перебрасываясь при этом шутками в виде нескладных виршей и согласовывая свои телодвижения с пением. Так переняли этот обычай и от частого повторения он привился... теперь они уже не перебрасывались, как прежде, неуклюжими и грубыми виршами... теперь
322
они ставили «сатуры» с правильными размерами и пением, рассчитанным на флейту и соответствующие телодвижения.
Несколько лет спустя Ливии первым решился бросить сатуры и связать все представление единым действием, и говорят, будто он, как все в те времена, исполняя сам свои песни, охрип, когда вызовов было больше обычного, и испросил позволения рядом с флейтщиком поставить за себя певцом молодого раба, а сам разыграл свою песню, двигаясь много живей и выразительней прежнего, так как уже не надо было думать о голосе.
(Тит Ливии. История Рима от основания города. С. 324)
Из «Эдипа» Сюжет трагедии Сенеки (как и у большинства римских
Сенеки драматургов) позаимствован из греческой мифологии, он
был использован еще Эсхилом. Эдип — сын царя Фив Лая и его жены Иокасты. При рождении Эдипа было предсказано, что ему суждено убить родного отца и жениться на родной матери. Царь Лай, узнав о предсказании, приказывает унести ребенка в лес и убить. Но вельможа, которому это поручено, не решается убить ребенка и просто оставляет его в лесу, где его и подобрал пастух, усыновивший Эдипа. Став взрослым, Эдип узнает о предсказанной ему судьбе и, считая своих приемных родителей родными, в страхе уходит из дома, чтобы не совершить ужасное преступление. В дороге он встречает царя Лая и случайно убивает его, затем судьба приводит его в Фивы, где он разгадывает загадку Сфинкса, а значит, как предсказано, должен стать новым царем Фив; там его женят на овдовевшей царице, т.е. его родной матери. На Фивы обрушивается страшная эпидемия чумы, оракул сообщает, что причина эпидемии — преступления Эдипа. Наказывая себя за свою невольную вину, Эдип ослепляет себя. Ниже приводится отрывок из заключительной сцены трагедии.
Хор Нас ведет судьба: не противьтесь судьбе!
Суета забот не изменит вовек Непреложный закон ее веретен. Все, что терпим мы, смертный род, на земле, Все, что делаем мы, свыше послано нам, И Лахеза блюдет предрешенный ход Пряжи, и никому эту нить не развить. Первый день нам дает и последний наш день. Не в силах бог ни один изменить Роковой череды, сцепленья причин: Для любого решен свой порядок: его Не изменит мольба. Пред судьбою страх Многим пагубен был: убегая судьбы, К своей судьбе приходили они. Чу, стукнула дверь. Вот выходит он, Не видя дня, не ведомый никем Трудным шагом бредет.
323
(Входит Эдип.)
Эдип Все кончено ко благу: отдан долг отцу.
Как тьма Отрадна! Кто из небожителей, Смягчившись, мраком мне окутал голову? Кем я прощен? Бежал я дня-свидетеля, Но не своей руке обязан: свет меня Бежит. Вот лик, Эдипу подобающий.
(Входит Иокаста.)
Хор Смотри, как Иокаста исступленная
В беспамятстве летит, как мать кадмейская, Когда с сыновней головой оторванной Опомнилась. Заговорить с поверженным И хочет, и боится. Гонят беды стыд, Но слово медлит.
Иокаста Сыном ли назвать тебя?
Колеблешься? Ты сын мой! Стыдно сыном быть? Молчать не надо! Что глазницы полые Ты отвращаешь?
Эдип Кто мне вновь дает глаза
И отнимает'тьму? То голос матери!
Все, что свершил я, тщетно. С ней встречаться вновь —
Нечестье. Пусть нас разделит, преступников,
Пучина, пусть под нашим обращенный вниз
К другим светилам, к солнцу бездорожному
Безвестный мир укроет одного из нас...
(Сенека. Эдип. С. 379-380)
Из комедий Теренций Публий (195—159 гг. до н.э.) — знаменитый
Теренция древнеримский драматург, автор многих комедий, сюже-
ты которых представлют из себя в основном переработку древнегреческих комедий. Тексты Теренция считались образцом латинской речи и использовались в системе римского образования. Многие выражения из комедий Теренция стали крылатыми и вошли в обиход.
— Жена твоя сварлива, да?
— Тебе-то что?
— А все-таки?
— Противно вспомнить! Стоит мне Домой вернуться, сесть, сейчас же целовать Безвкусно лезет.
— Что ж дурного? Правильно:
Чтоб все, что выпил ты вне дома, выблевал.
(Ожерелье)
324
— Точно ль женщина рожает на десятом месяце?
— Точно так; и на девятом, на восьмом и на седьмом.
(Ожерелье)
Уже до дыр сносил я бедность горькую.
(Подкидыш)
Надежде я не верю: слишком медленна!
(Дардан)
Послушать глупость я готов, а слушаться не буду.
(Примета)
(Теренций. Комедии. С. 505—511)
Музыка
Народная музыка древних римлян имела давние традиции, но профессиональную музыкальную культуру римляне переняли от греков. Как и в Греции, поэзия была тесно связана с музыкой. Оды Горация, эклоги Вергилия пелись. В трагедии вводили... музыкальные вставки... В цирках и театрах выступали громадные хоры и оркестры, богатые римляне содержали капеллы и оркестры.
(Штпейнпресс Б.С., Ямполъский ИМ. Энциклопедический музыкальный словарь. С. 166)
Военные оркестры Труба, букцина и разновидности рожков составляли военный оркестр римской армии. Разумеется, оркестра в нашем понимании не было, но каждый инструмент выполнял особую функцию. К сожалению, сейчас крайне сложно, а зачастую просто невозможно реконструировать музыкальную партитуру военной жизни в полном объеме, ибо свидетельства источников по этому вопросу страдают естественными дефектами...
Интересно, что когда 27 сентября 14 года произошло лунное затмение и страх перед неведомым обуял римских солдат, то для придания себе храбрости они стали оглашать воздух бряцанием оружия «и звуками туб и корну». Ведь совместное звучание труб, букцин и рожков ассоциировалось в сознании солдат с мощью легионов, которой можно защититься не только от земных врагов, но и от грозных и непонятных явлений природы.
Совместное звучание всего ансамбля военных инструментов иногда применялось и тогда, когда нужно было устрашить противника. Многие источники буквально переполнены свидетельствами о том, что жуткое звучание всех инструментов римской армии наводило ужас на противника. Конечно, в первую очередь такое ощущение было связано
325
с общеизвестной силой римских легионов. Но не последнюю роль здесь играл и сам характер звучания инструментов: некая смесь гнусавых гудений с «завываниями» в различных регистрах. Такими звучаниями устрашались не только сопротивляющиеся враги, но и поверженные. Плутарх сообщает, что Сулла со своими войсками вступил в Афины в полночь под рев многочисленных труб и рожков. Совершенно очевидно, что это было заранее продуманное «звуковое давление» на уже побежденных афинян. Легко представить себе состояние жителей города, сидящих ночью в своих домах, слышащих, как по улицам проходят легионы безжалостного диктатора в сопровождении духовых инструментов.
(Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. С. 241—244)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru