Государство и право
История развития Нам представляется необходимым показать проис-римского права хождение и развитие самого права. Так вот, в начале нашего государства народ сперва решил действовать без определенного закона, без определенного права, все управлялось царями по произволу. Впоследствии, когда государство до известной степени увеличилось, сам Ромул, по преданию, разделил народ на тридцать частей; эти части он назвал куриями..., потому что он выполнял тогда заботу... о государстве при посредстве подачи мнений этих частей. И таким образбм он сам предложил народу некоторые куриальные законы; предлагали их и последующие цари... Затем, по изгнании царей, по трибунскому закону, все царские законы вышли из употребления, и римский народ опять стал больше пользоваться неопределенным правом и обычаем, чем предложением законов, и он терпел почти шестьдесят лет. Впоследствии, чтобы этого не было дольше, с общего согласия было решено поставить десять лиц, чтобы через них просить законов у греческих государств и обосновать законами римское государство. Эти законы, записанные на таблицах из слоновой кости, были поставлены пред ораторской кафедрой, чтобы их можно было яснее воспринимать. Упомянутым 10 лицам были даны на тот год высшие права в государстве, чтобы они, если понадобится, и исправляли законы, и толковали, и чтобы на них, как на остальных должностных лиц, не было йрава апелляции. Они сами заметили, что упомянутым первым законом кое-чего недостает, и потому на следующий год прибавили к старым еще две таблицы. Таким образом, от прибавки, получилось название законов двенадцати таблиц... По внесении этих законов начало быть необходимым обсуждение их формуле (как естественно и обычно бывает, что толкование законов вызывает авторитет людей
307
мудрых). Это обсуждение и это право, которое без записи является составленным мудрецами, называется общим именем гражданское право. Потом из этих законов почти в то же время были составлены иски..., чтобы на основании их люди могли спорить между собой на суде. Чтобы народ не устанавливал этих исков по своему желанию, было выражено желание, чтобы они были определенными и торжественными. И эта часть права называется исками по законам, т.е. законными исками. Таким образом, эти три права возникли почти одновременно: законы двенадцати таблиц, из них начало вытекать гражданское право, из них же составлены иски по закону... Знание их всех и умение толковать и иски были у коллегии понтификов, которые устанавливали, кто и в каком году будет ведать частными (делами), и народ почти сто лет пользовался этим обыкновением. Впоследствии... писец Гней Флавий, сын вольноотпущенника, передал похищенную книгу народу... Эта книга, которая содержит иски, называемые Флавиевым гражданским правом... С последующим ростом государства, так как некоторых родов (судебного) иска недоставало, Секст Элий составил другие (судебные) иски и книгу передал народу, которая называется Элиевым правом. Далее, когда в государстве были закон двенадцати таблиц и гражданское право, были и (судебные) иски по закону: случилось, что у плебеев возник раздор с патрициями, плебеи удалились из Рима и установили себе права. Эти права именуются решениями плебса. Затем, когда плебеи были призваны обратно, так как из-за этих решений плебса возникало много раздоров, то постановили, на основании закона Гортензия соблюдать и эти решения, как законы. В результате между решениями плебса и законом разница была только в способе установления, а власть их была одна и та же. Затем, так как плебеи с трудом начали приходить к согласию, а с народом, при такой массе людей, это было во всяком случае гораздо труднее, то в силу необходимости, забота о государстве перешла к сенату. Таким образом сенат начал вступаться в дела и всякое постановление его принималось во внимание; это право называлось постановлением сената. В то же время и должностные лица выполняли права, и чтобы граждане знали, какое право выскажет всякий о каждом деле и предохранит себя, они выставляли эдикты. Эти эдикты преторов составили почетное право. Почетным же оно именуется, так как явилось от преторского почета.
После ознакомления с возникновением и развитием права, следует ознакомиться с названиями должностных лиц;и их возникновением, потому что, как изложено нами выше, исполнение дела становится возможным через тех, кто заведует провозглашением права. А в какой степени быть праву в государстве, если бы не было лиц, которые могли бы руководить правами? Что касается должностных лиц, то известно, что в начале этого государства всю власть имели цари. Известно, что в это же время был и «начальник быстрых». А это было то лицо, которое начальствовало конницей и занимало, так сказать, второе место после
308
царей. Затем, после изгнания царей были поставлены два консула и был внесен закон, чтобы в их руках находилось наивысшее право. Названы они были от того, что усиленно заботились ...о государстве. Во избежание того, чтобы они не присвоили себе во всем царскую власть, то был внесен закон, установивший, что на них допускается апелляция и что они не могли без приказу народа карать смертью римского гражданина. За ними было установлено только то, что они могли налагать арест и приказать отвести в общественную тюрьму. Далее, впоследствии, когда, в течение значительного промежутка времени, надо было производить перепись... и консулы также не удовлетворяли этой обязанности, были поставлены цензоры. Потом, с умножением народа, когда стали возникать частые войны и некоторые более ожесточенные стали объявляться соседями, иногда, по требованию обстоятельств, решали ставить должностное лицо с еще большей властью. Таким образом появились диктаторы, на которых не было права апелляции и которым дана была возможность приговора к смертной казни. Это должностное лицо, так как оно обладало наивысшей властью, нельзя было удерживать долее шести месяцев. К этим диктаторам придавались начальники конницы так же, как и царям начальники «быстрых». Эта обязанность приблизительно была такова, как ныне у начальников императорской гвардии, но все же они считались законными должностными лицами. В то же время, когда плебеи ушли от патрициев, почти на семнадцатом году изгнания царей, они выбрали себе на священной горе трибунов, чтобы это были плебейские должностные лица. Трибунами они названы потому, что некогда народ был разделен на три части, из каждой выбиралось по одному... Потом, когда народная казна стала умножаться, были поставлены квесторы, чтобы были лица для управления ею и заведывания деньгами; квесторами они были названы оттого, что были избраны для изыскивания... и хранения денег. И так как, согласно сказанному нами раньше, консулам не было законом позволено произносить приговор о казни римского гражданина без повеления народа, то поэтому квесторы ставились народом для заведывания уголовными делами; они назывались следователями по убийству, об них упоминает также закон двенадцати таблиц. И когда решено было внести (новые) законы, народу было предложено, чтобы все должностные лица сложили с себя должность, имея в виду избрание децемвиров для написания законов. Поставленные, таким образом, децемвиры на следующий год продлили свою должность, исполняли ее несправедливо и не хотели затем сдавать ее прежним должностным лицам, желая иметь государство постоянно занятым собой и своей партией. Чрезмерным и суровым господством они довели дело до того, что войско отложилось от государства... С согласия народа децемвиры были отправлены в тюрьму, отчасти в изгнание, отчасти умерщвлены в тюрьме. Таким образом республика опять вернулась к своему старому положению. Потом, когда несколько лет спустя после издания две-
309
надцати таблиц плебеи стали бороться с патрициями и хотели выбирать консулов и из своего состава, а патриции отказывались, в результате были избраны военные трибуны с консульскою властью, отчасти из плебеев, отчасти из патрициев. Они были поставлены в неодинаковом количестве, именно, иногда их было шесть, иногда больше, временами меньше. Затем, когда решено было выбирать консулов также из плебеев, их начали ставить из того и другого сословия. Тогда, чтобы иметь нечто другое для большей силы патрициев, решено было поставить двоих из числа патрициев для устройства игр. Таким образом были созданы курульные эдилы. Так как консулов отзывали из столицы заграничные войны и в государстве не было лица, которое могло бы отправлять правосудие, то в силу этого был избран также претор, названный городским, потому что он отправлял правосудие в городе. Потом, спустя несколько лет, этот претор оказался недостаточным, так как в государство прибывала также большая толпа чужеземцев. Поэтому выбрали также другого претора, который был назван чужеземным оттого, что чинил суд между чужеземцами. Затем, когда стало необходимым должностное лицо, чтобы стоять во главе дел с копьем (символом законной собственности), были поставлены децемвиры для разбора тяжб, а в то же время четыре лица для попечения о дорогах, равно три лица монетчиков, чеканщиков меди, серебра и золота и уголовные триумвиры для охраны тюрьмы и содействия устроению казни. И так как должностным лицам в вечернее время не подобало выходить на улицу, были поставлены пять лиц по сю и по ту сторону Тибра, чтобы иметь возможность замещать должностных лиц. Потом, с взятием Сардинии, затем Сицилии, также Испании, потом Нарбонской провинции, было избрано столько протекторов, сколько провинций попало под власть, отчасти для заведования столичными делами, отчасти провинциальными. Затем Корнелий Сулла учредил общественные судилища, например о подлоге, об убийстве, о ножовщиках, и прибавил четырех преторов, потом Гай Юлий Цезарь поставил двух преторов и двух эдилов, чтобы они заведовали продовольствием и от Цереры именовались це-реальными. Так были избраны двенадцать преторов, шесть эдилов. Далее божественный Август установил шестнадцать преторов.
(Юстиниан. Дигесты. С. 169-174)
Письменность и книги
Латинское письмо возникло на основе западно-греческого, древнейшие надписи относятся к VII в. до н.э. Латинское письмо лежит в основе письменности большинства западноевропейских народов. Материалы для письма и книги носят тот же характер, что и в Древней Греции (см. 'раздел Культура Древней Греции).
310
Школа и обучение
В древний период родители сами обучали своих детей. Примерно во II в. до н.э. начинает складываться система образования: начальная школа, где обучали письму и счету, а также заучивали некоторые законы; средняя школа — «грамматиков» и высшая — «риторов».
Читать учились по складам. Сначала дети выучивались называть буквы, потом складывать их по слогам, потом разбирать целые слова, конец, связные предложения. Для письма употреблялись навощенные - дощечки и заостренная палочка (стиль), которой выцарапывались буквы. Ребенок приносил с собой из дому эти принадлежности, иногда их нес сопровождавший его раб. При обучении письму сначала водили руку ребенка, или же учитель писал образцы, по которым тот уже наводил; позднее ученика заставляли копировать слова и предложения. Счету учились, распевая громко: один да один — два и т.д.; затем упражнялись в умении считать по пальцам, также на счетах, в заключение производили арифметические действия на дощечках, в этом, с прибавлением некоторых текстов и нравственных изречений,... заключались основы первоначального обучения.
Среднеучебный курс проходился в школе грамматика. Ребенок, поступивший в первоначальную школу около семи лет, переходил к грамматику лет в 12—13... Главным предметом обучения в школе грамматика было чтение и толкование поэтов, письменные и устные упражнения в греческом и латинском языках. ...Но, по Мере того как в Риме распространялось употребление греческого языка, греческих авторов стали читать в подлиннике... Предметами преподавания были: грамматика, метрика, чтение, комментарий и критика текста и литература в собственном смысле...
...Юноша лет в 16 переходил к ритору, хотя часто,уже и грамматик вторгался в область последнего. Целью ритора было дать своим ученикам ряд указаний, которые приготовили бы их к практической деятельности политического и судебного оратора, Ввиду этого задаваемые им сочинения не представляли собой развития какой-нибудь общей идеи; их заставляли писать нечто вроде обвинительной речи против определенного какого-нибудь преступления или порока: против игры, гордости, святотатства или тирании...
Ученики ритора не ограничивались писанием подобных речей, они, кроме того, произносили их в присутствии товарищей и учителя, который делал при этом свои замечания, касающиеся столько же произношения, позы, жестов оратора, сколько и внутреннего смысла и стиля его речи. Рвение учеников подстрекалось маленькими триумфами, которые устраивались молодому оратору его снисходительными товарищами, мечтавшими и сами получить когда-нибудь одобрительные рукоплескания, а также тщеславными родителями, которые присутство-
311
вали при этих школьных состязаниях и даже приводили с собой своих друзей...
Кроме дней отдыха, ленивые ученики находили еще и другие поводы не ходить в школу: они притворялись больными, принимая при этом томный и изнуренный вид. Такие ученики рисковали подвергнутся наказанию, на что школьные учителя были очень щедры, если верить Горацию, сохранившему весьма неприятные воспоминания о своем страшном учителе Орбилии. Пощечины, удары линейкой, розгой, плетью или ремнем играли весьма существенную роль в несколько суровой системе древнего воспитания. В виде наказания задавались также особые уроки или задачи, которые нужно было сделать письменно.
(Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. С. 84—89)
Во времена империи государство начало вмешиваться в дело образования, императоры начали покровительствовать школам и учителям и частично финансировать их. Император Веспасиан открывает в Риме первый государственный университет. Для средней школы устанавливается система из 7 изучаемых дисциплин, которая существовала не только до конца античности, но и все Средневековье: в первом классе — грамматика, во втором — диалектика, в третьем — риторика, в четвертом — музыка, в пятом — арифметика, в шестом — геометрия, в седьмом — астрономия. Языком обучения был на востоке греческий, на западе — латинский язык.
Квинтилиан Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 г. — ок. 96 г.) — рим-
об учителях ский оратор и учитель красноречия, профессор откры-
и учениках того Веспасианом университета в Риме, учитель и вос-
питатель наследников императора Домициана. Главное сочинение — «Воспитание оратора», где не только дается полный курс теории риторики, но и рассматривается вся система образования.
Пусть учитель прежде всего постарается относиться к своим ученикам как отец; пусть он смотрит на себя, как на заступающего место тех, кто доверил ему своих детей; пусть он не терпит никакого порока ни в себе, ни в других; в его строгости не должно быть мрачной злобы, и кротость его не должна переходить в распущенность;-первое может привести к ненависти, второе — к пренебрежению. Пусть он почаще беседует о добром и честном, так как чем больше он будет увещевать, тем меньше придется наказывать. Ни в коем случае не поддаваясь гневу, он не должен смотреть сквозь пальцы на что бы то ни было, заслуживающее исправления. Он должен быть простым в преподавании, трудолюбивым и усердным, но в меру; он должен охотно отвечать на вопросы, а тех, кто молчит, выспрашивать сам. В одобрении работ своих учеников он не должен быть ни слишком скуп, ни слишком щедр на похвалы, так как первое может внушить отвращение к работе, второе — беспечность. Исправляя их ошибки, он воздержится от горьких упреков и брани, ибо многие отвращаются от учения, если бранят с ненави-
312
стью. Напротив, пусть каждый день он говорит побольше такого, что может запечатлеться в сердцах его слушателей. Хотя в книгах заключается немало хороших примеров, но ничто не действует так, как живое слово, особенно слово учителя, к которому хорошо воспитанные дети не могут не чувствовать привязанности и уважения. Невозможно описать, насколько сильно в нас желание подражать тем, кого мы любим.
Не нужно позволять ученикам вскакивать со своего места для выражения одобрения, как это делается в большинстве школ: даже юноши должны уметь выражать свои чувства сдержанно... И слушатели, и говорящий должны смотреть в глаза учителю: по ним они узнают, следует ли хвалить их или порицать; таким образом, один научится хорошо писать, остальные верно судить... Сам учитель должен довольствоваться тем, что слушают внимательно и сдержанно: он должен стараться прийтись по вкусу ученикам, а наоборот, ученики должны стараться, чтобы понравиться учителю. Во всяком случае, он должен по возможности стараться внимательно следить за тем, кто, как и за что хвалит; и если заметит, что ученики одобряют то, что действительно хорошо, он должен радоваться больше за них, чем за себя.
(Квинтилиан. Наставление оратору. С. 96—97)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru