Быт и нравы
Одежда и прически. Костюм мужчин был прост и состоял из набедрен-Крито-микенская ной повязки, пояса и головного убора... И только культура на знаменитом клинке так называемого «меча
Миноса», инкрустированного золотом (сцена охоты на львов), на трех охотниках (с кольями) изображены не набедренные повязки, а короткие, подобные современным мужским трусам штаны.
Костюм женщины аристократки поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий все характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые широкие бедра. Роскошные распущенные волосы кри-тянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин (и особенно на статуэтках богинь) узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной. В основных чертах силуэт оставался неизменным, но существовало множество вариантов платья: то цельнокроеное, то юбка украшенная поперечными полосами, то сплошь состоящая из оборок. Каждый из перечисленных вариантов служил одной цели — подчеркнуть женственность.
Доклассический На аттических вазах VI века до н.э. древние греки период изображали первые драпированные одежды. Набед-
ренная повязка еще остается, но носят и широкий «хитон» с короткими рукавами, иногда отделанный каймой, с поясом на талии и заложенный складками. Хитон обязательно надевали под
286
доспехи, а в остальное время чаще носили только плащ, состоящий из прямоугольного куска ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел название «гиматий» или «гимати-он»... Одежду делали из шерстяных, льняных или смешанных (лен с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке. Устойчивость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших металлических грузиков, поэтому ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели и не имеют себе равных...
Иным был ионийский костюм. Передвижение и переселение различных племен и народов на восточном побережье Эгейского моря (как и на западном), длившееся в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ, даже каждое племя, сливаясь с другим, обязательно приносит что-то из своих традиций и обычаев. Так, от восточных народов к грекам перешли длинные мужские одежды. Под влиянием сидонян и персов у них широко распространилась орнаментация тканей, хотя характер орнамента был иной.
Классический Гладкие одноцветные, чаще всего белые или нату-период ральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-
прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Покрой отсутствовал; прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали пополам в долевом направлении сшивали его долевые стороны, верхние края скрепляли двумя застежками «фибулами», подшивали низ (неподшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстегивали пряжку на правом плече. Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя. Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться во время работы носили еще более простую одежду «экзо-мис» кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м), который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, ее поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укрепляли поясом. Голову покрывали остроконечным колпаком-«пилосом». Пастухи, охранявшие стада на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове «кинэ» — кожаный или меховой колпак, подобный шлему...
Одеж/в для путешествий... состояла из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы «петас» с загнутыми полями, сандалий или коротких сапожков с оторгнутыми, как петушьи гребешки, голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но существовали и другие формы плаща.
287
Основной же верхней одеждой древних греков остается гиматий значительно увеличенный в размерах (2,90 х 1,80 м). На всех народных собраниях, на всех торжественных шествиях греки появлялись в гиматиях, которые теперь драпировали установившимся определенным образом. Лучистые, асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в движении...
До совершеннолетия (16 лет) юноши носили довольно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте — короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них сохранялись. Борода у греков, особенно у спартанцев, считалась признаком мужества. Обычай брить бороду возник только в эпоху Александра Македонского (IV век до н.э.).
Женский костюм От архаического периода сохранилось изображение двух видов женских костюмов. Первый: сверх хитона-рубашки надета узкая длинная юбка из плотной орнаментированной ткани и короткая свободная кофточка без рукавов...
Победа остается за плиссированным или крепированным хитоном, сверх которого носили перекинутый через плечо шарф — «фарос».
...Ионийский хитон чаще всего имел широкие длинные рукава. В классический период (V век до н.э.) появилась новая форма хитона — из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. На плечах и до запястья перед и спинка хитона соединялись зас-' тежками, по линии талии и под грудью опоясывались крестообразно, ткань между поясами драпировали в своеобразный буф — «колпос». Верхней женской одеждой, как и мужской, был гематий.
Среди жительниц материковой Греции были распространены хитоны и гематии из шерстяных тканей ярких тонов — голубые, лиловые, желтые, пурпуровые, шафрановые, а для парадного торжественного костюма — со сложным тканным узором.
Самой древней женской дорийской одеждой был «пеплос» — кусок прямоугольной ткани (2 х 1,80 м), сложенный в долевом направлении и отогнутый по верхнему краю на 50—70 см. Верхний сгиб на плечах застегивали фибулами, на груди драпировали. Несшитые, долевые края пеплоса, отделанные каймой, падали сбоку красивыми складками, которые плавно переходили в драпировку отворота — «диплоидия», также украшенную каймой. При ходьбе несшитая сторона пеплоса распахивалась и были видны обнаженное правое бедро и нога.
От яркого солнца или в непогоду, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла прикрыть голову диплоидием...
В обычной жизни при выходе на улицу женщины драпировались в гиматий, покрывая им и голову. Во время летней жары сверх покрывала прикрепляли еще и шляпу из соломки «фолию»...
288
Сандалии у женщин были более мягкие и изящные, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги...
Форма и линии древнегреческой женской прически всегда гармонировали с одеждой... Поднятые на затылке волосы поддерживались повязкой или сеткой, от чего шея казалась длиннее и тоньше, пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, создавая изящную линию формы головы.
Украшения... диадемы, шпильки и сетки для волос из золота, серьги, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца из золота и сплава золота с серебром...
(Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. С. 62—86)
Образ жизни ...Слово «согражданин» не было тогда еще пустым
звуком, но налагало очень важные и подчас тяжелые обязательства. Скифские полицейские существовали буквально только для того, чтобы «тащить» ... ослушников по приказанию властей; там, где требовался нравственный авторитет для пресечения обиды, гражданин взывал к согражданам — и никто не считал себя вправе проходить мимо. ... На каждой прогулке гражданина мог остановить обижаемый с требованием быть свидетелем или понятым, а если он был из числа почтенных — то и третейским судьей...
Но откуда же, можно спросить, брали афиняне время на все это? Объяснением служит их крайняя неприхотливость в отношении пищи, одежды и обстановки: пища была преимущественно растительная — хлеб и приправы (оливки, порей и т.д.); мясо предполагало жертвоприношение и, следовательно, угощение. Одежда, возбуждающая ныне зависть скульпторов, состояла из двух кусков шерстяной материи, хитона и гиматия. Обстановка подавно была несложна; вообще лозунгом афинян было приводимое Периклом дивное... «мы любим красоту, соединенную с дешевизной» — в противоположность тяжелой восточной пышности... А при этих условиях и работа была не особенно обременительна; нормальным был шестичасовой рабочий день. Грек остроумно вычитал это правило на своих солнечных часах: следующие за первыми шестью часами (от А до Е) буквы давали слово, которое переводится как «живи»...
(Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. С. 133—134)
«Домострой» Ксенофонт (ок. 430—354 гг. до н.э.) — древнегреческий
Ксенофонта писатель и полководец, ученик Сократа. В своем «Домо-
строе» рисует портрет идеального хозяйства. Построена книга как диалог Исхомаха с Сократом.
289
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru