Религия и мифология
О древнеегипет- ...Древнейшей формой религии Египта... было по-ской религии читание местных номовых божеств-покровите-
лей... Каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом: последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропо-морфном образе.
Так, в самом южном номе — Элефантине — почитали барана, в Ден-дере — корову, в Сиуте — шакала, в Гермополе — ибиса и павиана, в Файюмском оазисе — крокодила, в Бубастисе — кошку. Покровительницей Нехена, откуда происходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединения Северного Египта — Буто почитал священную змею, а соседняя община Пе — пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.
...В почитании местных богов покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных... так, кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол — в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатхор с головой коровы и пр. служат очевидным указанием на происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных...
Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа...
Создание общеегипетского пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады и эннеады божеств, неодинаковые, впрочем, в разных местностях. Фиванская троица — Амон, Мут, Хонсу; мемфисская — Птах, его супруга Сохмет и их сын Нефертум. Из эннеад (девятибожий) наиболее распространена была гелиополь-ская, состоявшая из четырех пар богов во главе с Ра: Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида...
48
По египетским верованиям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и, наконец, таинственный двойник человека (ка), занимающий главное место во всем этом комплексе верований... Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его...
В эпоху Среднего царства складывается и наиболее характерная идея египетского заупокойного культа — идея суда над душами умерших... Судьей душ считался сам Осирис, а помощниками его — боги 42 номов, а также боги Анубис, Тот и адское чудовище, пожирающее осужденные души. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души.
(Токарев С.А. Религия в истории народов мира. С. 299—311)
Но, чтобы быть допущенным до этого взвешивания, ка должен пройти через процедуру «отрицательной исповеди», описанную в 125-й главе Египетской книги мертвых:
1. Я не чинил зла людям.
2. Я не нанес ущерба скоту.
3. Я не совершил греха в месте Истины.
4. Я не [...].
5. Я не творил дурного. б.[.........].
7. "Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
8. Я не кощунствовал.
9. Я не поднимал руку на слабого.
10. Я не делал мерзкого пред богами.
11. Я не угнетал раба перед лицом его господина.
12. Я не был причиною недуга.
13. Я не был причиною слез.
14. Я не убивал.
15. Я не приказывал убивать.
16. Я никому не причинял страданий.
17. Я не истощал припасы в храмах.
18. Я не портил хлебы богов.
19. Я не присваивал хлебы умерших.
20. Я не совершал прелюбодеяния. 21.Я не сквернословил.
22. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
49
23. Я не убавлял от аруры.
24. Я не обманывал и на пол-аруры.
25. Я не давил на гирю.
26. Я не плутовал с отвесом.
27. Я не отнимал молока от уст детей.
28. Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
29. Я не ловил в силки птицу богов.
30. Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
31. Я не останавливал воду в пору ее.
32. Я не преграждал путь бегущей воде.
33. Я не гасил жертвенного огня в час его.
34. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
35. Я не распугивал стада в имениях бога.
36. Я не чинил препятствий богу в его выходе.
37. Я чист, я чист, я чист!
(Египетская книга мертвых, 125-я глава. С. 71)
О религиозно- При Аменхотепе III могущество жрецов возросло политической настолько, что и цари начали их опасаться. реформе Его сын - Аменхотеп IV (1419—1402 гг. до н.э.)
Эхнатона сделал смелую и почти беспримерную попытку ос-
вободиться от опеки жрецов и сокрушить их мощь. Сначала он попытался опереться, в противовес жрецам Амона, на ге-лиопольское жречество, но, встретив в этом противодействие, перешел к более решительным мерам: он отменил культ всех богов в государстве, приказал закрыть их храмы и выдвинул нового бога — Атона — солнечный диск. Объявив самого себя верховным жрецом этого нового и единственного божества, переименовав себя в связи с этим в Эхнатона (угодный Атону), царь покинул Фивы и перенес свою резиденцию в новый городок Ахетатон (горизонт Атона)... Новый централизованный официальный культ существовал лишь при жизни Эхнатона. Его преемники вынуждены были вновь подчиниться влиянию несломленного фиванского жречества, восстановить культ старых богов и прекратить культ Атона. Само имя царя-еретика было скоро предано проклятию.
(Токарев С.А. Религия в истории народов мира. С. 317—318)
Миф о творении Благодаря отмеченной нами изменчивости египетской религии миф о творении принимает многообразные формы.
Самые ранние варианты мифа, позднее видоизмененные теологами Гелиополя и Мемфиса, изображают бога солнца Атума-Ра сидящим на первозданной горе и создающим богов, которые его сопровождают. Но
50
Атум сам изображен возникающим из Нун, изначального океана. В варианте мифа, сложившемся в Среднем Египте в Гермополе, Атум появился в результате действий Огдоады, а созданные им божества мыслились в форме животных: четырех змей и четырех лягушек, являвших собою изначальный хаос. Их имена Нун и его супруга Наунет, Кук и Каикет, Хух и Хаухет и, наконец, Амон и Амаунет. Возникший из вод Атум приводит эти элементы хаоса в порядок, и они появляются в текстах в виде богов действующих в соответствующих сферах. Согласно Текстам пирамид ранний вариант мифа повествует о том, как Атум сам себя оплодотворил и породил Шу и Тефнут — воздух и влагу, от их союза родились Геб и Нут — бог земли и богиня неба. Здесь гелиополитан-ская теология вводит персонажей из круга Осириса: Геб и Нут породили Осириса и Исиду одновременно с Сетом и Нефтидой, завершив таким образом создание гелиополитанской Эннеады («Девятки»).
Другой вариант мифа возник в результате стремления Мемфиса утвердить свое значение столицы Первой династии египетских правителей. Местным богом Мемфиса был Птах, и мемфисская теология, как обычно называют документы, содержащие этот вариант мифа, преобразовала ге-лиополитанскую Эннеаду, передав главенствующую роль в акте творения Птаху. В той части этого примечательного текста, где говорится о творении, Птах отождествлен с Нуном, изначальным океаном, и представлен творящим своим божественным словом Атума и всех других богов гелиополитанской Эннеады. В следующем отрывке кратко суммировано то, что можно назвать символом веры мемфисской теологии: Птах на великом троне, Птах — Нун, отец, породивший Атума; Птах — Наунет, мать, родившая Атума; Птах Великий, он сердце и язык Эннеады, (Птах), кто породил богов.
В египетском конкретном образе мышления сердце и язык представляют мысль и речь, атрибуты творца. Они обожествляются как Гор и Тот. Своей мыслью и речью Птах порождает богов и создает порядок из хаоса; ...снабжает род людской пищей, делит Египет на провинции и города и устанавливает сферы влияния различных местных богов. Это описание созидательной деятельности Птаха завершается словами: «Итак, Птах почил после того, как сделал все». Фраза, которая не может не натолкнуть на сравнение с заключительными словами жреческого кодекса — рассказа о творении в Первой книге Бытия... Интересно отметить, что создание человека не занимает в египетской мифологии особого места. Существует изображение бога Хнума, создающего человека на гончарном круге, существуют в египетских текстах также и различные упоминания этой особой созидательной деятельности бога Хнума, но... в египетской мифологии созданию человека отводится сравнительно незначительное место.
(Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 61—62)
51
Миф об уничто- ...Когда Ра постарел и почувствовал, что теряет власть жении людей над богами и людьми, он собрал совет богов и, сообщив им, что люди замышляют против него недоброе, попросил совета у Нуна, самого старшего из богов. Нун предложил послать против людей глаз Ра в виде богини Хатхор. Хатхор начала резню и погрязла в крови. Но, по-видимому, Ра не хотел полностью уничтожить род людской, поэтому он придумал изготовить семь тысяч кувшинов и заполнить их ячменным пивом, окрашенным красной охрой и похожим на кровь. Это пиво было вылито на поля слоем в девять дюймов. Когда богиня увидела, как это пиво сияло в лучах утренней зари, отражая ее прекрасное лицо, она, не устояв, выпила его и, опьянев, забыла свой гнев против людей. Так человечество было спасено от полного уничтожения. Текст, в котором сохранился этот миф, по-видимому, использовался в качестве магического заклинания, чтобы защитить тело умершего царя. Возможно, этот миф имеет и этиологическое значение, объясняя происхождение ячменного пива.
(Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 61—63)
Исида и Осирис Миф об Исиде и Осирисе был широко распространен, но в дошедших до нас египетских текстах зафиксированы только его фрагменты. В целом виде он сохранился только в рассказе Плутарха (греческого автора, жившего в конце I — начале II в. н.э.), поэтому именно он здесь и приведен. Для греков и римлян эпохи эллинизма характерно стремление отождествлять по возможности богов других народов со своими, поэтому Плутарх именует в этом рассказе египетского бога Сета Тифоном.
Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой. Поэтому греки отождествляли его с Дионисом. И говорят, что Тифон в его отсутствие ничего не предпринимал, потому что Исида, обладая всей полнотой власти, очень старательно стерегла его и наблюдала за ним,по возвращении же Осириса стал готовить ему западню... Он измерил тайно тело Осириса, соорудил по мерке саркофаг,.прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. В то время как это зрелище вызвало восторг и удивление, Тифон как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кто уляжется в него по размеру. После того как попробовали все по очереди и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис вступил в гроб и лег. И будто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса...
52
Говорят, что Исида, получив весть, тотчас отрезала одну из своих прядей и облачилась в траурное покрывало...
И потом, как рассказывают, она узнала о саркофаге, что море пригнало его к берегу Библа и прибой осторожно вынес его в заросли вереска. А вереск в малое время выросши в огромный и прекрасный ствол, объял и охватил его, и укрыл в себе. Царь удивился разм'ерам растения и, срубив сердцевину, содержащую невидимый взору гроб, поставил ствол как подпорку для крыши. Говорят, что Исида, узнав об этом от божественного духа молвы, явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и не говорила ни с кем, но только приветствовала служанок царицы, ласкала их, заплетала им косы и навевала от себя на их тело удивительный аромат. Лишь только царица увидела служанок, как в ней возникло влечение к незнакомке, волосам и телу, источающему благовоние. За Исидой послали, а когда она прижилась, ее сделали кормилицей царского сына-Предание гласит, что Исида выкармливала дитя, вкладывая ему в рот вместо груди палец, а ночью выжигала огнем смертную оболочку его тела; сама же, превращаясь в ласточку, с жалобным криком вилась вокруг колонны — и так до тех пор, пока царица не подстерегла ее и не закричала при виде ребенка в огне, лишив его тем самым бессмертия. Тогда изобличенная богиня выпросила столп из-под кровли; легко освободив его, она расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миром, вручила царю и царице; и теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды. И рассказывают, что она пала на гроб и возопила так, что младший сын царя тут же умер, а старшего она якобы забрала с собой и, поместив гроб на судно, отплыла. Но так как река Федр перед зарей выпестовала в себе бурный ветер, она разгневалась и иссушила русло.
И вот в первом же пустынном месте, оставшись наедине с собой, она открыла саркофаг и, припав лицом к лицу, стала целовать и плакать. А когда она заметила ребенка, тихо подошедшего сзади и наблюдавшего это, то оглянулась и бросила на него ужасный и гневный взгляд; мальчик не вынес потрясения и умер. Другие рассказывают не так...
И рассказывают, что потом, когда Исида ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги, Тифон, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и рассеял их. Когда Исида узнала об этом, она отправилась на поиски, переплывая болота на папирусной лодке. По этой причине будто бы крокодилы не трогают плавающих в папирусных челноках, испытывая или страх, или, клянусь Зевсом, почтение перед богиней. И потому якобы в Египте называют много гробниц Осириса, что Исида, отыскивая, хоронила каждый его член. Иные же отрицают это и говорят, что она изготовила статуи и дала их каждому городу вместо тела Осириса для того, чтобы Тифону, если бы он победил Гора
53
и стал отыскивать истинную гробницу, пришлось отказаться от этого, так как ему называли бы и показывали много могил. Из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фалл, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой. Исида же, по рассказам, вместо него сделала его изображение и освятила фалл; в честь него и сейчас египтяне устраивают празднества.
Потом, как гласит предание, Осирис, явившись Гору из царства мертвых, тренировал и упражнял его для боя, а затем спросил, что он считает самым прекрасным на свете. Когда тот ответил: отомстить за отца и мать, которым причинили зло...
Что касается сражения, то оно будто бы продолжалось много дней, и победил Гор...
(Плутарх. Исида и Осирис. С. 15—20)
Магические Египтяне, как и все другие народы Востока, очень
имена и изобра- большое значение придавали знанию имени. И жи-жения вым и мертвым было необходимо знать, как исполь-
зовать и упоминать имена, обладающие магической силой. Считалось, что, если человек, обращаясь к богу или демону, называет его по имени, тот обязан ответить и сделать все, что он пожелает. Зная имя человека, окружающие могли помочь ему или причинить зло. Имя могло быть проклято, и тогда оно наносило вред владельцу, но если к нему обращали благословение или молитву о благополучии, приносило пользу. Имя для египтян было такой же частью человеческого существа, как душа, двойник (ка) или тело, и такое восприятие его уходит своими корнями в незапамятные времена...
Без имени человек не мог быть опознан на посмертном суде, и подобно тому, как родился он на земле после произнесения своего имени, так и будущую жизнь человек мог обрести только тогда, когда боги загробного мира узнают и назовут его.
...Умерший обращает к семи богам и говорит: «Приветствую вас, семь существ, которые приказывают, которые поддерживают Весы в ночь суда Учат, которые отрезают головы, которые рубят шеи на куски, которые овладевают сердцами и вырывают их, которые заливают кровью Озеро Огня. Я знаю вас, я знаю ваши имена. Узнайте и вы меня так же, как я знаю вас». Умерший, объявив, что семеро богов знают его имя и он знает их имена, больше не опасался, что зло одержит над ним верх.
В царстве Осириса существовало семь залов или домов, через которые умершему надо было пройти, но каждые ворота охраняли привратник, страж и глашатай. Чтобы умерший мог задобрить их и получить возможность пройти, требовались специальные приготовления. Прежде всего нужно было сделать из определенного материала (или нарисовать на папирусе) макеты семи врат и фигурку умершего. Эта фигурка
54
подносилась по очереди к каждым вратам и устанавливалась перед ними, с декламацией специального обращения, необходимого в этом случае, При этом перед каждыми вратами приносились в жертву бедро, голова, сердце и копыто рыжего быка, а также делались другие подношения, перечислять которые здесь нет необходимости. Но все эти церемонии не помогли бы умершему пройти через ворота, если бы он не знал имен охраняющих их семи привратников, семи стражей и семи глашатаев...
Но кроме этих семи залов он должен был пройти через двадцать один потайной пилон дома Осириса в Елисейских полях. Для этого от него требовалось назвать имя каждого пилона и его привратника и кратко обратиться к ним.
(Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. С. 288—295)
...Считалось, что некоторые боги и демоны могут принимать различные обличья и в каждом из них имеют разные имена, так что для обретения полной власти над таким богом надо было знать все его имена. Так, в «Книге низвержения Апепа» говорится, что надо не только сделать восковую фигурку чудовища, но и написать на ней его имя, чтобы после сожжения фигурки было уничтожено и имя... Но Апеп мог принимать разные обличья и имел много имен, поэтому, пока заклинания не были обращены ко всем этим именам, у него всегда оставалась сила творить зло.
(Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. С. 298—299)
Легенда Когда было заложено основание города и начали
о строительстве возводиться стены, с моря каждую ночь стали при-Александрии ходить какие-то животные, разрушавшие все, что было построено за день. Были выставлены часовые, но, несмотря на это, каждое утро оказывалось, что сделанное накануне разрушено. После долгих размышлений Александр разработал план, призванный помешать морским чудовищам, и приступил к его осуществлению. Он сделал ящик длиной в десять и шириной в пять локтей. Ящик имел стеклянные стенки, укрепленные в рамах с помощью дегтя, смолы и других подобных материалов. В него сел сам Александр и два искусных рисовальщика, затем ящик закрыли и отбуксировали в море двумя судами на указанное Александром место. Там ко дну ящика прикрепили грузы из железа, свинца и камня и при помощи тросов погрузили его в воду. Поскольку стенки ящика были стеклянными, а морская вода прозрачной, Александр и два его спутника, оказавшись на дне моря, могли наблюдать за морскими чудищами, плавающими вокруг. Они увидели, что чудища эти имеют человеческие тела и головы животных. У одних в руках были топоры, у других — пилы, у треть-
55
их — молотки, и все они были очень похожи на рабочих. Когда чудища проплывали мимо ящика, Александр и его спутники старательно зарисовывали на бумаге их ужасные морды, фигуры и формы. Когда все было сделано, по сигналу Александра ящик был поднят на поверхность. На берегу Александр приказал своим мастерам сделать из камня и металла изображения морских чудищ, используя в качестве образца сделанные под водой рисунки. Когда работа была закончена, он приказал установить изваяния на пьедесталы вдоль морского берега. Работы по строительству города возобновились. Ночью из моря вновь вышли чудища, но, увидев на берегу свои изображения, повернули назад, и никто их больше не видел. Однако, когда город уже был построен и обжит, морские чудища появились вновь. Каждую ночь исчезали люди. Чтобы прекратить это безобразие, Александр установил талисманы на колоннах... Каждая колонна имела форму стелы высотою 80 локтей и опиралась на медный цоколь. Талисманы были помещены у основания колонн и представляли собой изображения или статуи с соответствующими надписями. Поскольку установка их была осуществлена после тщательных астрономических вычислений, можно предположить, что она возымела действие, на которое рассчитывал Александр.
(Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. С. 285—287)
Жертвоприно- Быки считаются посвященными Эпафу, и поэтому шения их тщательно исследуют вот каким образом. Если
найдут на нем хоть один черный волос, то бык считается нечистым. Исследование же это производит нарочно назначенный для этого жрец, причем животное стоит прямо, а затем лежит на спине. Потом у быка вытягивают язык, чтобы узнать, чист ли он от особых знаков, которые я опишу в другом месте. Жрец осматривает также волосы на хвосте: правильно ли они по природе растут. Если животное окажется чистым по всем статьям, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью, после чего быка уводят. За принесение в жертву неотмеченного животного полагается смертная казнь.
Так вот, осмотр животного производится указанным способом. Жертвоприношение же совершается вот как. Отмеченное животное приводят к алтарю, где приносят в жертву, и возжигают огонь. Затем, совершив возлияние вином над алтарем, где лежит жертва, и призвав божество, они закалывают животное, а после заклания отсекают голову. Тушу животного обдирают и уносят, призвав страшные проклятия на его голову. Если там есть рынок и на нем торгуют эллинские купцы, то голову приносят на рынок и продают. Если же эллинов нет, то голову бросают в Нил. Над головой же они изрекают вот какие заклятия: если тем, кто приносит жертву, или всему Египту грозит беда, то да падет она на эту голову. Обычаи, касающиеся голов жертвенных жи-
56
вотных и возлияний вина, у всех египтян одинаковые и соблюдаются при каждом жертвоприношении и в силу этого обычая ни один египтянин не может употреблять в пищу головы какого-либо животного.
(Геродот. История. С. 92)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru