Быт и нравы
Уже в древние времена сформировались не только кастовая система, но и представления о должном поведении людей различных каст. И по-видимому, уже в период Упанишад сложилось представление о четырех этапах в жизни каждого мужчины, принадлежащего к трем высшим кастам. Это ученичество, жизнь домохозяина (главы семьи), жизнь отшельника и странствующего аскета.
О правилах Закон для брахмана — учение, обучение, жертво-
поведения приношения для себя и для других, раздача даров и
их получение. Закон для кшатрия — учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи — учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры — послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство.
Закон для домохозяина — добывание средств к жизни соответствующей ему работой, брак в равной"семье, но с разными предками, (после брака) половые сношения в установленное время, раздача даров богам, предкам, гостям, слугам и поедание остатков от жертвоприношений.
Закон для ученика — учение, поддерживание священного огня, омовения, обет нищенства, служение учителю до конца жизни, после его
205
смерти — сыну учителя или соученику. Закон для удалившегося в лес — половое воздержание, ложе на земле, ношение косы, одевание в анти-лоповую шкуру, поддержание жертвенного огня, омовения, почитание божеств, предков, гостей и лесная пища. Закон для странствующего отшельника — обуздание чувств, прекращение (всяких) действий, отсутствие собственности, прекращение общения с людьми, принятие милостыни, жизнь в лесу в разных местах, чистота внешняя и внутренняя. Закон для всех — отсутствие насилия, правдивость, чистота, независтливость, незлобивость, прощение и терпение. Соблюдение (каждым) своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст.
Поэтому пусть царь не допускает нарушения своего закона живыми существами, ибо соблюдающий свой закон радуется здесь и после смерти. Ведь мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет.
(Артхашастра. С. 18)
Семья В Древней Индии были известны как полигамия (много-
женство), так и полиандрия (многомужество), причем в последнем случае имела место женитьба на одной женщине нескольких братьев. Распространенной была и моногамная семья (один муж — одна жена). Браки обычно заключались внутри своей варны, но допускались и межкастовые, чаще всего это был брак мужчины более высокой касты с девушкой более низкой касты. Браки между близкими родственниками запрещались, допустимы были браки только при родстве в третьем-четвертом поколении. По-видимому, с начала н.э. получают распространение детские браки. К браку относились как к религиозной обязанности, так как он позволял уплатить долг предкам, произведя детей. Людей, не вступивших в брак, презирали, их считали непригодными для религиозных действий.
В Древней Индии признавалось существование 8 способов вступления в брак; первые два в приведенном ниже списке осуждались, следующие два допускались, последующие четыре одобрялись; в целом список построен по принципу: от худшего к лучшему, т.е. худший — первый способ, а наилучший — последний.
1. ...Когда мужчина тайком овладевает девушкой, которая спит, находится и бессознательном состоянии иЛи опьянении, то это называется способом пайшача...
2. ...Увод девушки силой, в то время как она кричит и плачет, сопровождаемый убийством... ее родственников, называется браком ракшаса...
3. ...Добровольный союз девушки и жениха, любострастный, происходящий из желания, называется гандхарва...
4. ...Выдача дочери, когда жених дает имущество родственникам и невесте, столько, сколько может, и добровольно, называется формой брака асура. Главным основанием этого вида брака были деньги, он был в большей или меньшей степени куплей...
206
5. Праджапатья. Само название праджапатья указывает, что супруги вступают в торжественный союз для освобождения от своих долгов Праджапати, т.е. ради рождения детей.
6. Арша. Согласно этой форме, отец невесты получал от жениха пару коров или две пары для целей, предписанных дхармой, т.е. для совершения жертвоприношения. С упадком практики жертвоприношений эта форма брака вышла из употребления.
7. Дайва. ...По этой форме отец отдавал девушку с украшениями жрецу, совершающему жертвоприношение. Эта форма существовала в основном у трех высших варн. Люди считали похвальным отдавать своих дочерей замуж за жрецов...
8. Брахма. Наиболее похвальной формой брака считалась брахма... Она называлась так потому, что была подобающей для брахманов. При этой форме девушку выдавал отец, давая столько украшений, сколько мог, мужчине, обладающему характером и ученостью, которого он сам приглашал по своей воле и принимал с почетом, не беря ничего взамен.
...Какова бы ни была форма совершения брака, нужны были религиозные церемонии, чтобы сделать брак действительным...
Религиозная идея была главной в жизни индийцев. Не так важно было, как пара соединялась, но если соединялась, то узы должны были быть освящены и таким образом союз сделан продолжительным. Предполагалось, что свадебная церемония придает святость брачным узам. Считалось необходимым, чтобы она совершалась в любом случае.
Требования к жениху:
Первым требованием к жениху было завершение его ученичества... Прежде всего надо обратить внимание на возраст, а потом уже на другие качества. Какой толк от других качеств мужчины, если он миновал брачный возраст? Жених должен быть смиряющим свой гнев и веселым. Во внимание принимались также богатство, красота, ученость, разум, положение семьи. Последнее было самым главным... Среди недостатков жениха перечислялись старость и уродство.
Требования к семье жениха и невесты:
Всегда следует заключать брачные союзы с теми, которые чисты благодаря их делам, совершенным в соответствии с предписаниями шрути и смрити, происходят из хороших семей и твердо соблюдают благочестие, связаны родственными отношениями с благородными семействами и достигли возвышения, которые довольны, благородны, приятны, безгрешны и справедливы, лишены алчности, пристрастности, ненависти, гордыни и ослепления, которые не подвержены гневу и всегда спокойны... Из некоторых семей по моральным и физическим причинам не рекомендовали выбирать невесту. Следует избегать следующих десяти семейств, как бы они ни были богаты: ...Пренебрегающих исполнением обрядов, лишенных мужчин, в которых не изучаются веды, (члены которых) волосаты, подвержены геморрою, чахотке, плохому пищеварению, падучей, белой и черной проказе. Следует
207
также избегать семейств, страдающих от заразных болезней или зараженных... Моральные препятствия следующие: ...Следует старательно избегать тех семейств, среди которых есть воры, обманщики, импотенты, неверующие, живущие незаконными средствами, уроды, склонные к ссорам, государственные преступники, кормящиеся на похоронах, пастухи, люди с дурной репутацией; семейств, женщины которых или бесплодны, или рожают только девочек и убивают своих мужей. Причиной особой заботы, уделяемой испытанию семейства, было прежде всего желание получить наилучшее потомство...
Возраст невесты:
...Тридцатилетний мужчина должен жениться на двенадцатилетней девочке, а двадцатичетырехлетний на восьмилетней девочке, и немедленно, если дхарма терпит ущерб, вероятно, этот стих может рассматриваться как высказывание в пользу ускорения свадьбы даже с несовершеннолетней девочкой. Но в более поздние периоды, ...безусловно, предписывались детские браки... Добродетельному чистому мужу следует отдавать девочку еще незрелую, а если она достигла зрелости, не следует отказывать даже недостойному мужчине. ...Девушку также следует отдавать замуж еще ребенком: ...Отец пусть отдает свою дочь красивому мужу, когда она еще ребенок. А если не отдает, на него падет грех. Любым способом пусть выдает замуж свою дочь в возрасте от четырех до десяти лет. Ее следует отдавать замуж, пока она не знает женской стыдливости и играет в песочек. А если не выдает, отец совершает грех...
Требования к невесте:
Ману (111,10) говорит: «Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона, нежные волосы на теле или голове, красивые зубы, нежные члены»... «Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую» (Ману, III, 8). «Вишну-пурана»... перечисляет и другие телесные недостатки невесты: «Не следует жениться на женщине, у которой растут борода и усы, на мужеподобной, с хриплым голосом, на^язвительной. Умный человек пусть не берет в жены девушку, чьи веки не опускаются, подслеповатую, чьи бедра волосаты, чьи лодыжки слишком торчат, чьи щеки впалы, увядшую, страдающую от желтухи, чьи глаза красны, руки и ноги слишком тонкие. Пусть не женится на девушке, которая слишком низкая или слишком высокая, которая не имеет бровей, у которой зубы редки и рот безобразный». Неуклюжее и неблагоприятное имя также являлось отрицательным качеством девушки...
(Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. С. 146—174)
Санскары (обряды Вся жизнь индийца сопровождалась обрядами (таин-или таинства) ствами), которыми отмечались важнейшие моменты его
земного существования. Важнейшими из этих обрядов
были следующие.
208
1. Санскары, совершаемые до рождения ребенка: а) обряд, должный обеспечить успешное зачатие ребенка; б) обряд, должный обеспечить зачатие мальчика; в) обряд разделения волос.
2. Санскары детства: обряд в связи с рождением ребенка; в наречение имени; первый вынос ребенка; первое кормление; обряд стрижки; обряд прокалывания ушей.
3. Санскары обучения.
4. Свадебные церемонии.
5. Похороны.
(Изложено по: Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды)
Литература
Артхашастра. М.:Наука, 1993.
Атхарваведа: Избранное / Пер. Т.Я.Елизаренковой. М.: Наука, 1977.
Ашвагхоша. Жизнь Будды // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. Наука. Религия. М.: Наука, 1980.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993.
Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990.
Бонгард-Левин Г. Проповедник, поэт, драматург //Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990..
Бхагаватгита// Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1 Кн. 1. Ашхабад: Ылым, 1978.
Джатаки, или сказания о подвигах Бодхисаттвы. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.
Дмитриева НА., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. М.: Дет. лит., 1986.
Дхаммапада/ Пер. В.Н. Топорова. Рига.: Угунс, 1991.
Законы Ману // Хрестоматия по древней истории: В 2 т. / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1936.
Калидаса. Шакунтала // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990.
Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Искусство, 1978.
Надпись царя Ашоки // Хрестоматия по древней истории: В 2 т. / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1936.
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М.: Высшая школа, 1990.
Потоп // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Радхакришнан С. Индийская философия. М.: МИФ, 1993.
Ригведа: Мандалы I—VI / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989.
Ригведа, X, 129 // Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993.
Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М.: Наука, 1982.
Упанишады: В 3 т. / Пер. А.Я. Сыркина. М.: Наука, 1992.
Чаттерджи С.,ДаттаД. Индийская философия. М.: Селена, 1994.
Штейнпресс Б.С., Ямполъский ИМ. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. энцикл., 1966.
Исторический Уже с V тыс. до н.э. на территории Китая появляются по-очерк селения. Древнейшие города-государства возникают во
II тыс. до н.э., важнейшее место среди них занимает «Великий город Шан», которому удалось объединить значительные территории. Династия Шан в XVII в. до н.э. получила название Инь. Правитель носил титул «вон», был верховным жрецом и верховным военачальником. Его власть была ограничена советом знати и народным собранием.
На рубеже II—I тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название Западного Чжоу, это было еще не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов (родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот период получил название Восточное Чжоу.
В IV—III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинъ наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228—221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены.
Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном счете одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана Хань» и стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.
210
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru