Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
Столица Мидии Денок воздвиг большой укрепленный город — нынешние Акбатаны, в котором одна стена кольцом охватывала другую. Крепостные стены были построены так, что одно кольцо [стен] выдавалось над другим только на высоту бастиона. Местоположение города на холме благоприятствовало такому устройству [стен], однако местность была еще немного изменена искусственно. Всех колец стен было семь; внутри последнего кольца находятся царский дворец и сокровищница. Длина наибольшего кольца стен почти такая же, что и у кольцевой стены Афин. Бастионы первого кольца стен белые, второго — черные, третьего — желто-красные, четвертого — темно-синие, пятого — сандаракового цвета. Таким образом, бастионы всех этих пяти колец пестро окрашены. Что же до двух последних колец, то бастионы одного были посеребренные, а другого — позолоченные.
(Геродот. История. С. 43)
Персеполь Самый выдающийся памятник эпохи Ахеменидов,
Персеполь, начал создаваться около 520 г. до н.э. В его строительстве ежегодно участвовало не менее трех тысяч человек, в том числе сотни военнопленных. Комплекс был возведен на высокой (более 12м) искусственной платформе. Каменные детали сделаны из великолепного светлого песчаника. Весь этот ансамбль бы воздвигнут с единственной целью: весной, в день празднования иранского Нового года (Ноуру-за), ежегодно или, может, даже один раз в жизни каждого царя — при его торжественной коронации — в этот город-храм собирались вельможи государства, гвардия и представители разных народов, чтобы во главе с царем и его двором совершить торжественные ритуалы... Поднявшись по
162
парадной каменной лестнице на платформу, кортеж проходил через здание-храм, которое называлось «Ворота всех стран». При входе в здание высились огромные, более 10м, человекобыки. Затем вся процессия подходила к подножию так называемой «ападаны Дария-Ксеркса».
Кортеж поднимался на террасу дворца по лестнице с двумя маршами, которую также украшали рельефы. К первому маршу знать и придворные подходили с двух сторон, и слева они видели изображенную на рельефах армию «царя царей». В трех регистрах шли абсолютно одинаковые, сделанные как бы по трафарету, солдаты эламских полков с копьями, луками и колчанами, персидские «бессмертные» с копьями и щитами, мидийцы с короткими мечами-акинаками и луками. За эламской гвардией в верхнем регистре изображены воины, которые несут царский трон, ведут царских коней и царские колесницы. Справа на рельефах показано шествие народов, которые входили в империю Ахеменидов. Главу каждой группы ведет вельможа в парадном персидском платье с высокой тиарой — глава провинции, назначавшийся только из числа персов знатного рода. «Народы» изображены приблизительно в том же порядке, в котором перечисляются царства, входившие в империю, в официальных ахеменидских надписях. Здесь мидийцы со своими знаменитыми «нисийскими» конями, несущие золотые вазы, кубки и гривны, эламитяне с прирученными львицами и золотыми кинжалами, негры с окапи, вавилоняне с быками, армяне с конями, вазами и ритонами, арабы с верблюдами и другие народы.
...Рельефами украшены и другие дворцы, расположенные на террасе Персеполя... Рельефы имели вставки из бронзы и были раскрашены в яркие цвета: кое-где сохранились красная, зеленая, синяя и желтая краски-Рельефы Персеполя — это связный рассказ, но совсем не остросюжетный... Это медленное, назойливо ритмичное, торжественное и пышное шествие сотен персидских и мидийских солдат, сотен вельмож, чиновников и жрецов, сотен представителей подвластных народов. Все это шествие как бы застыло внезапно, и понятие «последовательность» выражено не отдельными фигурами, а комплексом фигур и сцен. Мастерство скульпторов доведено до совершенства — немногие дошедшие до нас образцы прикладного искусства эпохи Ахеменидов при сравнении их с изображениями на рельефах показывают предельную точность в мельчайших деталях. На одежде Дария на рельефе западных дверей ападаны, например, гравировкой изображена кайма с процессией львов. Точно такая же кайма, вытканная из шерсти, с точно такими же фигурами была найдена в одном из Пазырыкских курганов.
Все сцены созданы по одному канону, и лишь очень детальное сравнение позволяет, например, установить, что гвардейцев в ападане изображали по крайней мере восемь различных бригад скульпторов одновременно. Рельефы особенно ярко демонстрируют эту основную черту искусства Ахеменидов — строжайшую канонизацию, доходящую даже до монотонности, стремление к симметрии, к зеркальному повторению одних и тех же сцен.
163
Каноны, созданные еще при Дарий, не нарушаются почти ни в чем и на более поздних памятниках в Персеполе, — в сущности, почти невозможно проследить значительную эволюцию. Эти каноны — те же, что и на рельефах, украшающих скальные гробницы персидских царей, и на памятниках торевтики (чеканки) V—IV веков, и даже в глиптике (резьба по камню).
В Персеполе создается тот «имперский ахеменидекий стиль», который впоследствии будет господствовать на всей территории, подвластной Ахеменидам...
К монументальному искусству эпохи Ахеменидов относятся и колоссальные скальные гробницы ахеменидских царей. Самый впечатляющий комплекс этих памятников (гробницы Дария, Ксеркса, Артаксеркса II и Дария II) расположен... в нескольких километрах от Персеполя. Все они едины по плану — на недоступной высоте, в скале высечены квадратные камеры, в которых когда-то стояли саркофаги. Центр колоссального крестообразного фасада гробницы представляет собой как бы вход в парадный царский дворец — имитацию крыши-портика поддерживают колонны с точно такими же капителями, как и колонны Персеполя или Суз. Наверху, над дверью, помещалась скульптурная композиция, в сущности, повторяющая тронные композиции Персеполя, — на ступенчатом пьедестале изображен владыка, опира-ющийся на лук, с рукой, протянутой в сторону алтаря огня. Над владыкой «парит» символ Ахура Мазды.
...Символом Ахура Мазды был выбран символ верховного бога ассирийцев — Ашшура. При этом даже не потребовалось серьезной иконографической переделки: на позднеассирийских печатях Ашшур тоже изображался в виде фигуры царя между двух распахнутых крыльев, в солнечном диске, а на эламских цилиндрах — почти так же как затем у Ахеменидов — в зубчатой короне. Появившись, видимо, при Дарий, символ Ахура Мазды не претерпевает затем никаких иконографических изменений.
Порталы дворцов Персеполя и главные сцены на лестницах венчало изображение солнечного диска с крыльями — символа, широко распространенного в Египте, но, вероятно, истолкованного как символ иранского бога Митры.
(Афанасьева В., Луконин В., Померанцева И. Искусство Древнего Востока. С. 186—187, 190—196)
Научные знания
Народы Древнего Ирана располагали примерно теми же научно-практическими знаниями, что и другие древние народы. Ни о каких особых достижениях в этой области эламитов и древних персов неизвестно.
164
Быт и нравы
Самым большим праздником признается день рождения у каждого человека. В этот день они считают нужным устраивать более обильное, чем в другие дни, угощение. Люди богатые тогда подают на стол целиком зажаренного в печи быка, коня, верблюда или даже осла, а бедные выставляют лишь голову мелкого рогатого скота. Обеденных яств у них немного, зато в изобилии подаются десертные блюда одно за другим. Поэтому персы утверждают, что эллины встают из-за стола голодными, так как у них после обеда не подают ни одного стоящего блюда. Если бы у эллинов подавался десерт, то они бы ели не переставая. Персы — большие любители вина. В присутствии других людей у них не принято извергать пищу и мочиться. Эти обычаи персы строго соблюдают. За вином они обычно обсуждают самые важные дела. Решение, принятое на таком совещании, на следующий день хозяин дома, где они находятся, еще раз предлагает [на утверждение] гостям уже в трезвом виде. Если они и трезвыми одобряют это решение, то выполняют. И наоборот: решение, принятое трезвыми, они еще раз обсуждают во хмелю.
При встрече двух персов на улице по их приветствию легко можно распознать, одинакового ли они общественного положения: ведь в таком случае вместо приветствия они целуют друг друга в уста. Если один лишь немного ниже другого по положению, то целуются в щеки. Если же один гораздо ниже другого, то низший кланяется высшему, падая перед ним ниц. Наибольшим почетом у персов пользуются (разумеется, после самих себя) ближайшие соседи, затем — более отдаленные... Сами они, по их собственному мнению, во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете, остальные же люди, как они считают, обладают доблестью в зависимости от отдаленности: людей, живущих далее всего от них, они считают самыми негодными...
Персы больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Они носят ведь даже мидийскую одежду, считая ее красивее своей, а на войну надевают египетские доспехи. Персы предаются всевозможным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так, они заимствовали от эллинов любовное общение с мальчиками. У каждого перса много законных жен, а, кроме того, еще больше наложниц. Главная доблесть персов — мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Ведь главное значение они придают численности... До 5-летнего возраста ребенка не показывают отцу: он среди женщин. Это делается для того, чтобы в случае смерти ребенка в младенческом возрасте не доставлять отцу огорчения.
Я одобряю этот обычай, хвалю также и тот, что у них даже и сам царь не имеет права казнить человека за один определенный просту-
165
пок, да и вообще никто из персов не может казнить своих слуг за единичное преступление. Только если по зрелому размышлению он найдет, что слуга совершил больше важных преступлений, чем оказал услуг, тогда господин может излить свой гнев на него. По утверждению персов, у них не было случаев убиения родного отца или матери. В каждом подобном случае, по их словам, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это дело или незаконнорожденных детей или подкидышей: ведь совершенно противоестественно, чтобы настоящего отца, говорят они, убил собственный сын.
О том что им запрещено делать, персы даже и не говорят. Нет для них ничего более позорного, как лгать, а затем делать долги. Последнее — по многим другим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать... В реку персы не мочатся и не плюют, рук они и сами не моют в реке и никому другому не позволяют этого делать. К рекам вообще персы относятся с глубоким благоговением.
...Сведения о погребальных обрядах и обычаях персы передают как тайну. Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки.
(Геродот. История. С. 54—56)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru