logo search
учебник Солонин, Каганов

7.3. Ментальное поле культуры 161

вают, и охватывают все культурное пространство, пронизывая ментальное

поле культуры подобно силовым линиям. В разных культурах

содержание категорий представляется по-разному. Своеобразие

всякой культуры выражается в том, каковы ее основные категории,

как они соотносятся и какой смысл в них вкладывается.

Все, о чем люди мыслят, воспринимается сквозь призму этих

категорий и упорядочивается с их помощью. Из них складывается

категориальный каркас≫ свойственной данной культуре ментальное

Этот ≪каркас≫ люди осознают обычно смутно и неотчетливо,

но тем не менее он обусловливает их мышление: они заполняют

его ≪смысловой начинкой≫, укладывая в него свои знания, ценности,

нормы поведения. Ментальность выступает как умонастроение

людей, обусловленное неосознанно ≪впитанными≫ ими с детства представлениями

о времени,труде и пр.

Осмыслением категорий культуры занимается философия. Она

подвергает их анализу, проясняет их содержание и представляет

его в отрефлектированном виде, исследует их взаимосвязь. Философское

знание на каждом историческом этапе развития культуры

строится на основе того или иного истолкования ее категорий. Включенные

в сферу философского мышления и ставшие его предметом

категории культуры становятся категориями философии.

Картина мира Ментальное поле культуры с его ≪категориальной

сеткой≫ и совокупностью уложенных в эту

сетку ментальных комплексов обусловливает существующую в

культуре картину мира —более или менее целостную систему

образов, характеризующих устройство мироздания. Картина мира,

как и другие ментальные образования, не имеет четко обрисованных

очертаний и обычно включает в себя логически плохо сочетающиеся

компоненты, двусмысленные и неопределенные образы,' вопросы,

остающиеся без ответов. Картина мира присутствует в каждой

культуре.

Ее выражают, например, древние мифы о том, что Земля покоится

на слонах, стоящих на черепахе, которая лежит на китах, и т.д. В

христианско-мусульманских культурах мир представляется как творение

Бога, создавшего Землю и ≪небесную твердь≫, ад под землей

и рай на небесах. Европейской культуре Нового времени свойственна

механистическая картина мира как огромной машины, детали которой

атомы, планеты, звезды и пр. —движутся по заданным законами

механики траекториям. В первобытной культуре с характерным

для нее господством мифологического сознания мир воспринимался

совсем не таким, каким его видели люди средневековой

[i Культурология