logo
учебник Солонин, Каганов

Глава 12. Типологические характеристики культур

бесконфликтны. В некоторых постфигуративных обществах от

каждого младшего поколения ждут мятежа против старших. Но

захватив власть, новое поколение не меняет образ жизни общества

и продолжает следовать усвоенным с детства поведенческим стандартам.

Повторяющийся из поколения в поколение круговорот одних

и тех же жизненных процессов и дел создает ощущение вневременное

Вся система постфигуративной культуры существует

всегда ≪здесь и сейчас≫. Лишь небольшая часть норм культуры осознается.

Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений — ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное

существование постфигуративной культуры.

Хотя постфигуративные культуры обычно существуют в обществах,

живущих веками на одной и той же территории, их можно

встретить среди кочевых народов, среди, групп в диаспорах (таких,

как армянская или еврейская) или, например, среди индийских каст,

состоящих из небольшого числа членов, которые разбросаны по

деревням и живут рядом с людьми многих других каст. Эти культуры

можно обнаружить в группах аристократов или же отщепенцев

общества.

Кофигуративная культура —это культура,, в которой преобладают

модели поведения, задаваемые современниками. Она существует

там, где в обществе происходят перемены, делающие опыт

прошлых поколений непригодным для организации жизни в изменившихся

условиях. В такой ситуации и старшим, и младшим приходится

приспосабливаться к новой ситуации, на собственном опыте

вырабатывая другие, отличные от прежних стили жизни и способы

деятельности. Люди учатся жить друг у друга, перенимая

найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими

ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся

образцами для других представителей своего поколения. В кофигу-

ративной ситуации формы поведения разных поколений становятся

неидентичными, что порождает конфликты между поколениями.

Эти конфликты особенно обостряются, когда воспитание детей в

новых условиях не обеспечивает формирования того стиля жизни

во взрослом возрасте, какого они, по мнению их отцов, должны

придерживаться.

В кофигуративной культуре старшее поколение хоть и сохраняет

ведущую роль в воспитательном процессе, однако не является

непогрешимым идеалом для младшего. В своей простейшей форме

кофигуративная культура не нуждается в поколении дедов. Для

нее характерна нуклеарная семья, состоящая только из родителей

и детей, —в отличие от больших патриархальных семей, свойствен-

12.3,'М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и... 269

ных постфигуративной культуре. Важную роль играет внесемей-

ное, школьное (и ≪уличное≫) воспитание и обучение. Молодые люди

знают, что их родители живут не так, как жили деды, и что их собственная

жизнь будет непохожа на жизнь отцов и матерей. Нередко

дети видят наилучших и наиболее авторитетных наставников

не в родителях, а в сверстниках или в тех, кто чуть постарше их. В

кофигуративном обществе создаются условия для образования молодежной

субкультуры, культуры ≪тинейджеров≫ (подростков).

Почва для кофигурации возникает там, где наступает кризис

постфигуративной системы. Такой кризис может быть следствием

переселения в другую страну, где старшие оказываются чужаками,

которым трудно вжиться в новую среду; завоевания или обращения

в другую веру, когда старшие не могут освоить иные нравы и

идеалы, овладеть новым языком; революции, приносящей новые стили

поведения для молодежи; развития новых видов техники, неизвестных

старшим, В подобных обстоятельствах поведение следующих

поколений начинает отличаться от поведения предшествующих. В

современном мире кофигуративный характер приобретает, например,

культура семей иммигрантов, которым приходится быстро

приспосабливаться к жизни в другой стране: дети, как правило,

адаптируются в новой культурной среде быстрее родителей. Кофигуративная

культура формируется при социально-политических,

хозяйственных и технических преобразованиях в экономически отсталых

странах. ≪В Индии, Пакистане или в новых государствах

Африки дети также становятся экспертами по вопросам новой образа

жизни, и родители теряют свое право на оценку и руководство

их поведением≫1. Подобное наблюдается и в нашей стране при

переходе от социалистической системы к современной рыночной

экономике.

Кофигуративная культура динамична, способна к быстрой перестройке

своих норм и стандартов и соответствует потребностям

общества, живущего в условиях социальных перемен и ускоренного

научно-технического прогресса. В XX в. она заняла главенствующие

позиции в индустриально развитых странах.

Однако темп развития современного общества, по мнению Мид,

становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается подчас

не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому

подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Учитывая это, Мид

предвидит возможность появления, префигуративной культуры.

Префигуративная культура —это" культура еще более интенсивных

и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Иннова-

1 Мид М. Культура и мир детства. С. 322.