logo
учебник Солонин, Каганов

98 Глава 5. Субъект культуры

Потребность в системе ориентации —стремление человека

к познанию и освоению мира, к постижению смысла и логики развития

универсума. Вид и форму знания здоровый человек выбирает

сам, убеждаясь на собственном опыте в верности той или иной

познавательной программы. Ни одно. Из объяснений мировых процессов,

по мнению Э. Фромма, не дает полной картины многообразия

явлений действительности. Поэтому как рационально-научная,

так и религиозно-мистическая модели, взятые изолированно друг от

друга, не способны адекватно объяснить мир. Невротик упорствует

в своем нежелании прислушаться к иным мнениям, что неминуемо

приводит к дезориентации, неспособности правильно оценить реальность^

Этнокультурная Итак, культурная идентификация —это самоощу-

идентичность щения человека внутри конкретной культуры. Она

характеризуется субъективным чувством индивидуальной

самотождественности, т.е. отождествлением себя с теми

или иными типологическими формами культурного устроения, прежде

всего с конкретной культурной традицией. Когда индивид приходит

в мир, он ≪погружается≫ в определенную культурную ≪наследственность

≫, которую усваивает от окружающих его людей. Ведущую, но

далеко не всегда определяющую роль играет при этом национально-

этнический аспект.

Национально-этническое сознание предполагает идентификацию

человека с определенным историческим прошлым его нации, этноса.

Мировоззрение этнического сообщества выражается не только

через констатацию ≪общей крови≫ или наличие общих психофизиологических

признаков, но главным образом через выработку целой

системы отличительных символов (эмблем, знаков, святынь,

мифов, легенд, историй). Этническая уникальность —категория относительная,

лишенная всякого смысла вне системы культурно-исторических

отношений. Этнос не обязательно характеризуется единством

территорий или кровным родством. Он шире кровнородственных

отношений. Представители одной и той же этнической группы

могут быть отделены друг от друга, подвергнуться рассеянию и

миграции, коллективному изгнанию, проживать долгое время в окружении

других народов, даже утратить такой, казалось бы, безусловный

признак общности, как язык, и при этом все равно сохранять

ярко выраженную этнокультурную определенность. Принципиальное

значение имеет как раз характер культурной идентичности.

Она может сохраняться веками или, напротив, утрачиваться достаточно

быстро.