logo
учебник Солонин, Каганов

78 Глава 4. Культура и цивилизация

на, стимулировало радикальные изменения в образе жизни людей и

в структуре их мышления. Все более активным становилось левое |

полушарие, вырабатывавшее необходимые ремеслу понятийные, аб-1

страктно-логические, а не конкретно-образные формы отражения и

осмысления мира, из которых вырастали уже не мифологически-1

религиозные фантазии, а научное знание преобразовавшегося ремеслом

материального мира, и прежде всего самая абстрактная из >,

наук —математика. Это было началом грандиозной ≪культурной

революций≫, которая потребовала изобретения нового способа пере-1

дачи накапливавшихся знаний другим поколениям —письменно- '

сти —и, соответственно, школы для обучения письму и чтению,

социального института образования. Началось отделение от рели-;

гии науки, образования, а также искусства, которое, сохраняя свою i

служебную роль в культе, уже обособлялось от него, обретая и 1

светски-политические, и нравственно-воспитательные, и гедонистические

функции. Город стал поселением людей, которое концентри-

ровало в себе правителей нарождавшейся государственности и ее

идеологического освящения —жречества; ремесленников и тор^

говцев, учителей и ученых, представителей разных областей искус-1

ства, профессионализированную армию, необходимую для защиты

городского населения, и обслуживавших его земледельцев. В результате

город стал носителем нового исторического типа культу- ;

ры, который впоследствии был назван цивилизацией.

Из приведенного анализа следует, что взаимоотношения цивили- ?

зации и культуры двуплановы. В диахронической плоскости их со- ;i

отнесения цивилизация является уровнем развития культуры, кото- !'|

рый пока остается высшим, хотя в будущем может быть превзой- I

ден более развитым ее состоянием (некоей постцивилизацией, или

суперцивилизацией). В структурно-синхроническом рассмотрении j

цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены

все способы организации общественной жизни: структура

производственной деятельности и ее технико-технологическое ос- ;]

нащение, социально-управленческая деятельность и обслуживающие j

ее формы социологических исследований, репрессивная деятельность

юридических учреждений, защищающая каждый тип организации • общественной жизни, деятельность церкви и других религиозных

учреждений, научно-познавательная, образовательно-коммуникативная,

военная, медицинская деятельности, спортивная, организация

досуга. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, ]

а внутри нее, представляя собой систему обслуживающих культу- I

ру механизмов. Данное понимание взаимоотношений культуры и

цивилизации можно изобразить схематически (рис. 2.2).