logo
учебник Солонин, Каганов

12.6. Массовая и немассовая культуры 287

О массовой культуре говорят и пишут бесконечно много. Кто

только ни старается ≪заклеймить позором≫ или, напротив, ≪пропеть

дифирамб≫ этому явлению: ученые, публицисты, артисты, политики,

художники. Между тем до сегодняшнего дня как в обществе, так и

в гуманитарном знании, в том числе в культурологии, остаются

непроясненными существенные моменты теоретического и практического

плана. Нет единого мнения относительно того, что считать

массовой культурой и как определять ее временные границы: присутствовала

ли она во всех исторических типах культуры или в их

большинстве, выступая субкультурным или контркультурным образованием,

либо это признак только нашей эпохи?

В самом деле, что можно считать маисовой культурой? Комиксы,

триллеры, ≪дамские≫ романы, музыкальную ≪попсу≫, низкопробный

ширпотреб≫ и прочие образцы ≪низкого жанра≫, которые колют глаза

ревнителей ≪высоких стилей≫? При таком подходе массовая культура

является набором определенных видов, жанров, направлений,

стилей, иначе говоря, форм, простых и примитивных. Но как в этом

случае относиться к тому обстоятельству, что многое из того, что еще

совсем недавно входило $ разряд масскульта, сегодня числится среди

великих откровений человеческого духа? Творчество А. Вяльце-

вой, Э. Фицджеральд, Э. Пресли, мюзикл ≪Вест-сайдская история≫ или,

например, романы А. Кристи сегодня считаются ≪классикой≫. В то

же время растиражированные и смотрящие на нас рекламные щиты

с изображением леонардовской Джоконды едва ли поднимаются выше

дешевого ширпотреба≫. Миграция культурных форм из одного разряда

в другой (из массового в немассовый и наоборот) происходит

непрерывно. Одни предметы, имена, жанры, формы оказываются ≪вдруг≫

великими, на все времена созданными откровениями, другие же, имеющие

вроде бы ≪безупречную репутацию≫, напротив, низвергаются и

начинают успешно циркулировать по каналам масскульта.

Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же

отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся

не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям,

попадая в которые тот или иной феномен становится масскульто-

вым, и прежде всего к агенту (презентанту.) массовой культуры — массе.

Масса и массовое Категория массы как объединения некоторого

сознание количества людей не самая распространенная в

гуманитарном знании. Если другим понятиям, используемым

для обозначения различных человеческих множеств, таким

как ≪народ≫, ≪нация≫, ≪этнос≫, ≪класс≫ и пр., посвящено необозримое

количество работ, то ≪массе≫ в данном отношении не повезло.