logo
учебник Солонин, Каганов

2.2. История культурологических учений 31

не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять

тенденции ее развития, найти главные причины и закономерности,

которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже

в трактатах Древней Греции и Востока можно обнаружить необычайно

точные и глубокие суждения о культуре.

Как наука культурология начала формироваться в философии

европейского Просвещения XVIII в. Начало осмысления истории

культуры человечества связывают с именами итальянского историка

Дж. Вико (1668—744) и немецкого философа И. Г. Тердера

(1744—803). Эти ученые заложили научные основы теоретического

исследования культуры как целостного общественного явления;-

Впоследствии культурология стала объектом пристального внимания

многих ученых. К изучению культуры обращались философы,

этнографы, историки, антропологи, политики, психологи, социологи

Англии, Германии, Франции, России, Испании, США и других стран.

Они стремились познать, понять, объяснить особенности культурного

развития человечества. Изучение их подходов, поисков, учений и

теоретических концепций не менее увлекательно, чем постижение

самой истории культуры.

Не всегда те или иные теории были достоверными. Порой в них

отражались субъективные взгляды и предпочтения авторов, стремление

выдать желаемое за действительное, представить процесс

развития культуры в иллюзорном виде. Нередко культурологические

концепции наполнялись мрачными, тревожными предчувствиями

духовного кризиса, распада человеческих отношений. Часто высказывались

и восторженные мнения о будущем культуры, создавались

мифы, утопии и иллюзии. Такова реальность бытия культуры.

Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и от^

ношением к жизни.

Периоды ≪бури и натиска≫, глубоких перемен в сознании и

жизнедеятельности людей сменялись временем относительного спокойствия,

тревожные предчувствия иногда становились пророчествами,

а'надежды превращались в утопии.

История культурологии насыщена великими именами творцов замечательных

произведений, составляющих интеллектуальное богатство

человечества и дающих мощный импульс познанию и творчеству.

В современных условиях стали доступны многие неизвестные

ранее произведения зарубежных и отечественных культурологов,

открыты архивы и фонды, опубликованы мемуары, переписка, фотографии.

Процесс движения человеческой мысли в ее попытках научно

осм-ыслить культуру еще ждет своих исследователей.