logo
учебник Солонин, Каганов

12.2. Традиционная и инновационная культуры 265

ным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает

разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности

культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, появлению

разнообразных девиаций поведения, которые не встречают

особого негодования в обществе. В результате расшатывается

мораль, происходит падение нравственности.

Вместе с тем коллективистское начало уступает место индивидуализму.

Личность обретает автономию и получает возможность

более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели,

идеалы, формы и средства деятельности. Одной из важнейших ценностей

становится свобода личности. Либеральное отношение общества

к нестандартным формам мышления и поведения создает

условия для развития различных форм творчества, результаты которого

получают социальное признание и входят в жизнь. В этих

условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники.

Творческие личности —художники, поэты, ученые —пользуются

авторитетом и уважением.

В инновационной культуре высоко ценятся знания, образованность,

критичность и самостоятельность мышления. Распространяется

вера в мощь человеческого разума. Перемены в обществе не

пугают, а, скорее, наоборот, радуют людей. Стремление к новому — один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства

и потребления в обществе.

В культурологической концепции А.С. Ахиезера1 различие между

традиционной и инновационной культурами (он называет их традиционным

и либеральным типом цивилизации) связывается с особенностями

мышления людей. При столкновении альтернативных

идей (порядка —хаоса, любви — ненависти, оптимизма —пессимизма

и т.п.) люди,ищут выхода либо путем инверсии — принятия

одной из этих альтернатив, либо путем медиации —поиска пути к

их сочетанию и синтезу. Инверсивное мышление оперирует лишь

готовыми решениями и находится под влиянием эмоций. Медиативное

же мышление сопряжено с творческими усилиями по созданию

новых идей, с помощью которых преодолевается односторонность

альтернативных позиций. Инверсивная логика мышления нацеливает

человека на ≪ценность воспроизводства≫, вращение в одном

и том же кругу понятий, непримиримость к чужому мнению и борьбу

со всем, что выходит за рамки привычных коллективных установок.

Она доминирует в традиционных культурах. Медиативная логика,

наоборот, настраивает на ≪ценность прогресса≫, изменение первоначально

занятых позиций, учет иных мнений, анализ и обобщение

! Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М.,,1991.