logo
учебник Солонин, Каганов

5.3. Инкультурация и социализация 107

ством в социальной структуре. Структурность —система отношений

между социальными статусами (жреца или шамана, вождя, старейшин

и т.д.) членов клана и между кланами. Эти отношения

выражают пространственно-временные представления, т.е. являются

ключевыми в определении ≪картины мира≫. Вхождение чужака

в примитивную социальную структуру (в новый клан, в систему

родства) социально-политической антропологией обозначается понятием

адопции (от англ. adoption —усыновлять, усваивать, принимать).

Иноземца (пленника) включают в свой линидж (генеоло-

гическое родство), клан (родовые отношения) с понижением статуса.

В последующем социальная мобильность осуществляется через

соответствующий обряд и жертвоприношения. Таким образом, родственные,

социальные и политические связи синтезируются и воплощаются

в культурных символах. Вхождение в систему социальных

отношений происходит посредством освоения символов культурного

пространства и их присвоения, т.е. путем инкультурации.

Процессы инкультурации могут происходить как с отдельными

индивидами, так и с целыми группами. Переселение кланов с определенными

культурными установками в новую культурную среду

видоизменяет отношения внутри клана, разрушая связи либо, наоборот,

адаптируя их к новым социальным отношениям. Приведем несколько

исторических примеров инкультурации достаточно больших

сообществ.

США —≪страна неограниченных возможностей≫ —в течение

двух столетий принимали беженцев и колонизаторов со всего мира.

Их влекла возможность строительства нового общества с равными

возможностями —своеобразного ≪рая на земле≫. Многие религиозные

общины являлись монашескими, придерживались пуританских

взглядов (труд и предельно простой быт), стремясь к изоляции

от внешнего мира. Не имея репродуктивной функции, такие общины

пополнялись исключительно за счет неофитов. Из-за отсутствия молодого

поколения они вырождались, исчезая и реформируясь вновь.

Иного принципа организации придерживались члены еврейской общины.

Кибуц отличается от других экспериментов поселения в первую

очередь тем, что он первоначально был коммуной по необходимости.

Необходимость выживания на враждебной пустынной земле

вынудила первых поселенцев к солидарности и тяжелому совместному

труду. Наиболее высоким адаптационным потенциалом обладали

также армянская, китайская диаспоры, т.е. диаспоры, основная

функция которых —жизнеобеспечение ееё членов.

У немцев и еще в большей степени у русских крестьян всегда

были сильны традиции свободного сотрудничества, почти незави-