logo
учебник Солонин, Каганов

228 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры

мышления, поведения, деятельности. Высшим нравственным, религиозным,

политическим, правовым законом является здесь принцип ≪так

мыслили и верили, поступали и действовали отцы и деды, поэтому так

должны мыслить и верить, поступать и действовать ты, твои дети и

внуки≫. Новый тип культуры, который зародился в Европе в середине'

второго тысячелетия и определил судьбу всей западной цивилизации,

от России до Америки (в отличие от упорно сохраняющего традиционалистский

характер Востока, не говоря уже об африканском Юге и

канадско-российском Севере), называют персоналистским, личностно-

креативным или индивидуалистическим, потому что он провозгласил,

утвердил и юридически узаконил права личности, иначе говоря, право

индивида быть личностью, не подчиняясь власти традиций. ≪Знаковой

фигурой стал в силу этого ≪герой своего времени≫ Наполеон

Бонапарт —безродный корсиканский офицер, вознесшийся до императора

Франции; ≪знаковой≫ социальной ситуацией стала Великая французская

революция, в ходе которой народ низверг монархию и затем

вернул ее в новом качестве, доказав тем самым, что он как ≪коллективная

личность≫ может избирать свой общественный строй; ≪знаковым

эстетическим явлением стал Романтизм, признавший художника

свободной от власти классических традиций личностью, Творцом,

подобным Богу, демиургом, создания которого даже более совершенны,

чем мир, им сотворенный. А в XX в. проблемой бытия человечества,

разрешавшейся в ходе революций и войн, прежде всего беспримерной

по своему кровопролитию Второй мировой войны, стало соотношение

личности и массы, ≪Я≫ и классового (расового, религиозного) ≪Мы≫,

идеалов индивидуализма и социализма, Западного и Восточного типов

цивилизации. Вывод из этого трагического опыта делается людьми

непросто, и все же постепенно они приходят к осознанию того, что

необходимо искать пути преодоления крайностей во взглядах, в синтезе

разных позиций как единственной возможности самосохранения

человечества в условиях нарастающего экологического кризиса.

Таким образом, нужно различать проблемы ≪культура и .человек

и ≪культура и личность≫. Содержание первой —вневременное,

внерегиональное и внесоциальное, оно состоит в выявлении

роли человека как творца культуры.и роли культуры как творца

человека или, точнее, всего человеческого в человеке. Содержание

второй проблемы *—конкретно-историческое, социально-историческое

и регионально-специфическое, особенно актуальное в современных

условиях в нравственном, эстетическом, художественном,

педагогическом отношениях. Это заключается в установлении особых

качеств, которые порождают в культуре самосознание личности

и потребность ее самовыражения, т.е. тех качеств личности, которые

формирует в ней современная культура.