logo
учебник Солонин, Каганов

9. 3. Культурная модернизация

Слово ≪модернизация≫ французского происхождения: modern — новейший, современный. В культурологии слова с корнем ≪модерн≫

употребляются для обозначения большого круга разнообразных явлений.

Отметим несколько значений, получивших широкое распространение.

Во-первых, понятием ≪модернизм≫ объединяется весь комплекс

авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее

активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании.

Модернизм являлся объектом не столько научного анализа,

сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с

позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению

ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом

понимались самые разные течения и направления художественной

практики, часто очень несхожие между собой, механически и

формально объединявшиеся в одно целое лишь благодаря общей

негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры

художественным опытам, открытому заявлению об их неприятии.

Модернизм критиковали за отход от традиции (в том виде, в

каком она понималась в XIX в.), за антиреализм, эстетство, пессимизм,

формализм, за демонстративное пренебрежение ≪партийным

принципом в искусстве≫ и пр.

Во-вторых, термином ≪модерн / модернизм≫ обозначают одно

из главных направлений европейской культуры середины XIX — начала XX в. В таком контексте модерн / модернизм (вместе с

декадансом / декадизмом и символизмом) выступает в виде специфического

культурно-исторического комплекса, обладающего и

стилистическим, и идеологическим внутренним единством. Модерн

рубежа XIX—X вв. может считаться последней по времени монологичной

культурно-исторической эпохой с отчетливо выраженной

системой иерархически-ценностных установок, проявлявшейся во

всех сторонах человеческой деятельности.

В-третьих, в последнее время повсеместно используется термин

постмодерн / постмодернизм≫. В рамках культурологии .под постмодернизмом

понимается широкое культурное течение последних тридцати

лет XX в. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика,

искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн

можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской

установке художественного модерна на новизну в постмодерне

противостоит стремление включить в современное искусство

весь опыт мировой художественной практики путем его цитирова-

7 Культурология . .