logo
учебник Солонин, Каганов

50 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

телей Дж. Вико, Вольтера и И. Г. Гердера. Таким образом, она возникла

ранее культурологии, хотя источники обеих наук были в значительной

мере одними и теми же.

Философия истории составляет раздел философии. Не занимаясь,

следовательно, изучением истории как объективного процесса,

философия истории, используя данные исторических наук и базируясь

на определенных философских принципах, ставит своей целью

истолковать его в самом общем виде, постичь и объяснить

смысл истории. Поскольку органической частью исторического

процесса является история культуры в ее материальном и духовном

выражении, постольку культурология способствует решению

теоретических задач философии истории. Примером может служить

проблема менталитета. Именно в истории духовной культуры

это понятие наполняется конкретным содержанием. Оно показывает,

что для различных культур и культурных эпох свойственны

особые системы ценностей, идей, мировосприятий, которые,

переплетаясь в целостные духовно-идеологические комплексы,

определяют не только способ мышления людей той или иной культуры

или эпохи, но и специфику их культурно-исторического поведения,

способ восприятия социальной и природной реальности,

влияют на формирование всего Их жизненного уклада. Изменения

в культуре не столько являются следствием изменений в экономическом

строе жизни, в технологической сфере общества или в

политических отношениях, сколько сами зачастую определяют их.

В основе структуры культурного мира каждой исторической эпохи

лежит набор категорий, смысл которых, с одной стороны, концентрирует

в себе весь культурно-исторический опыт данного

времени, и, с другой, определяет типичные, массовые, признаваемые

как необходимые способы поведения и действия как отдельных

лиц, так и целых социальных групп в различных сферах общественной

жизни. На примерах античного, средневекового, феодального

обществ это убедительно раскрыто в исследованиях отечественных

и зарубежных историков и культурологов: А.Я. Гуреви-

ча,Т.С. Кнабе, В.П. Даркевича, Ю.Л. Бессмертного, М. Блока, М.

Оссовской, Й. Хейзинги, Н. Элиаса и многих др.1

1 См., напр.: Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991;

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; он же. Культура и

общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989; Даркевич В.П.

Народная культура Средневековья. М., 1992; Дюби Ж. Европа в средние века. М.,

1994; Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург,

2000; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1983; Хейзинга Й. Осень

Средневековья. М., 1988.