logo
учебник Солонин, Каганов

11.1. Культура и человек 231

Рядом с интеллектом и во взаимосвязи с ним в истории культуры

сформировалась и другая синтетическая энергия человеческой

психики —энергия духа.

В психологической, культурологической и философской мысли

ей повезло не многим больше, чем интеллекту, хотя явления эти в

известном смысле противоположны друг другу —его основа рациональная,

ее основа эмоциональная, развитие интеллекта связано с

историей науки и образования, история духовных интенций культуры

с религией и искусством. Однако современная культура, абсолютизирующая

ценность самобытия личности, изолирующей себя

от всего сверхперсонального —и социально-организующего, и научно-

познавательного, и трансцендентно-религиозного, —оказывается

в равной степени удаленной от обоих, полярных направлений

человеческих интересов. Тем острее необходимость изучения происхождения,

назначения и истории духовности, которая наряду с интеллектом

является одним из двух психических ≪устоев≫ культуры.

Различия между интеллектом и духом состоят в том, что интеллект

лежит в основе познания мира —природы, общества, человека — и претворения приобретаемых знаний в практические действия — производственные, социально-организационные и дезорганизацион-

ные, революционные, военные, медицинские; дух же проявляется в

отношении человека к другим людям, а затем и ко всей реальности,

естественной и созидаемой людьми, когда ее явления и предметы

уподобляются человеку и оцениваются с человеческих позиций.

Так, трезво-прагматическое, научное отношение к природе основывается

на знании того, что у нее нет ни души, ни языка и т.п.

Духовное же восприятие природы предполагает обратное. Такое видение

воплощено в знаменитом стихотворении Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

в таких, например, строках М.Ю. Лермонтова:

У Казбека с Шат-горою

Был великий спор,

или

, | И звезда с звездокз говорит...

Духовность в отношении к природе составляет свойство истинной

поэзии. И именно благодаря духовному, поэтическому переживанию

изображаемых предметов, как, например, на полотнах