logo
учебник Солонин, Каганов

11.1. Культура и человек 235

задуматься о том, как в этом, посюстороннем, мире добиться торжества

духа, воплощенного в ≪свободе, равенстве и братстве≫ всех

людей на Земле?

Общественная мысль ищет ответ на этот вопрос как на протяжении

всей своей истории, так и в наши дни, поскольку идеи революционеров

оказались неприемлемыми, а надежды гуманитариев на

перевоспитание человечества —иллюзорными. В этом случае научный

подход требует обратиться к современной практике,и выяснить,

существуют ли в ней процессы, которые вызывают к жизни

духовные регуляторы человеческого поведения.

История капитализма показала, что его движущие силы были — и остаются! —диаметрально противоположными духовным импульсам.

Это закономерно: следование закону конкуренции,'повелевающему

не останавливаться перед разорением соперника, стремление

к извлечению максимальной прибыли (часто с применением нечестных

способов достижения этой цели), индивидуалистически-эгоистическое

сознание предпринимателя, торговца, бизнесмена —все

это противоречит интересам человеческого духа. Человечество

оказывается перед альтернативой: либо смириться с гибелью духа

и воцарением тотального прагматизма, либо приступить к поискам

тех сил в современном практическом бытии, которым необходима

духовная поддержка, —не в древнем, мифологическом, мистическом,

религиозном виде, а в новом культурном облике, который не

противоречит данным научного мышления, а вполне с ними согласуется

и тем самым способен и науку, и технику, и организационные

формы бытия общества сделать одухотворенными, укрепляющими

духовные стимулы человеческого существования и общественного

развития. Такой формой духовности является нравственность — единственная форма ценностного сознания, которая объединяет людей

независимо от их каких бы то ни было мировоззренческих и поведенческих

различий: политические убеждения, религиозная вера,

понимание смысла жизни, так называемые ≪экзистенциальные ценности

≫ —: эстетические вкусы, художественные пристрастия —все

разделяет людей, кроме кантовского ≪нравственного императива≫.

Нравственность потому и не противоречит научному познанию и

его техническим воплощениям, что подобно им, но на своем ценностном

языке духовно объединяет людей. Духовное единство человечества

в нашу эпоху жизненно необходимо —эта мысль получила

повсеместное распространение. Атомная бомбардировка Хиросимы

и Нагасаки, Чернобыльская катастрофа, первые опыты генной

инженерии, вторгшейся в ≪святая святых≫ —генофонд человечества,

террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., тотальное

потепление климата на планете и т.д. доказывают, что из-